Реальные вирусы и видеоигровые пандемии — в чем разница и что игровые разработчики показывают достоверно

Вирус — неклеточный инфекционный агент, способный заражать все формы жизни: от растений, до животных, бактерий и примитивных организмов. Несмотря на живучесть и миллионы видов по всей Земле, вирусы не способны воспроизводиться самостоятельно. Вместо этого они захватывают чужие клетки и превращают их в фабрики репликации.

Обладая такими характеристиками, вирусы стали распространенной темой в культуре. Они превратились в инструмент невидимой и неукротимой угрозы — в опасность, которая преодолевает любые границы и не оставляет нам никаких шансов.

Но реальность вирусов одновременно сложнее и банальнее, чем мы привыкли видеть на экранах.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть в плеере ниже или на этой страничке.

Каждый из нас сталкивался с вирусами. Может быть не в научном смысле, но все мы болели простудой или гриппом, у кого-то была ветрянка или корь. Каждый год вирусы приводят к смерти сотен тысяч людей — одни прямым образом, другие осложнениями. Несмотря на все достижения в медицине и новые уровни понимания того, как работают вирусы, найти универсальное лекарство мы пока не способны.

Причина бесконечной борьбы состоит в повышенной частоте мутаций некоторых вирусов и естественном отборе, что ведет к быстрой адаптации к изменениям в окружающей среде. Всего за один сезон вирус простуды меняется так, что ранее эффективные препараты могут оказаться практически бесполезными.

Самая неприятная сторона вирусов — это их способность передаваться множеством различных способов. Одни переходят от человека к человеку при передаче жидкостей, например во время полового акта или в результате переливания крови. Другие вирусы проникают в тело, когда человек употребляет зараженную пищу или воду. Третьи, вроде вируса гриппа, способны распространяться по воздуху. Существуют и такие, которые проникают в тело от насекомых — например комаров. Причем многие из распространенных вирусов не ограничены только одним механизмом.

Впрочем, паниковать не стоит. Мы живем с вирусами тысячи лет и до сих пор не вымерли от глобальной чумы. И уж точно не от нехватки попыток. Ну а литература, кино и видеоигры на то и называются развлечениями, чтобы представлять нам фантастические сценарии.

Любой активный геймер сталкивался с играми, где вирусы или другая зараза представляла страшную угрозу. Эта тема поднималась в прошлогоднем хите — ремастере Resident Evil 2. Вирус привел к глобальному развалу цивилизации в Days Gone и устроил массовый хаос в The Division. Вирус положил начало опасным и часто агрессивных супермутантам из вселенной Fallout. В Plague Tale: Innocence мы погружались в историю средневековой Европы, охваченной чумой и крысами. А Plague Inc позволяла заниматься созданием собственного вируса, истребляющего человечество.

Любая драма требует жертв, и для этой роли нет цели более заманчивой, чем планета Земля. И формат не имеет значения — будь то видеоигры, фильмы или книги.

На фоне новостей о новом вирусе из Китая, может возникнуть впечатление, словно апокалиптический сценарий в процессе реализации и мы на грани новой глобальной эпидемии. Паникеры только способствуют усилению образа — нет более мощного магнита для наших глаз, чем страх.

В результате раздутого внимания и параллелей с фантастическими вирусами, мы можем потерять связь с реальностью, проецируя художественные приемы на жизнь. Помните недавнюю вспышку вируса Эбола? За три года активного распространения умерло более 11 тысяч человек. От одного гриппа ежегодно умирает более полумиллиона человек.

Мы понимаем, зачем геймдиректоры и сценаристы могут преувеличивать опасность вирусов или подобной им угрозы. Повседневная жизнь скучна, по улицам не ходят супергерои, нас не посещают пришельцы из космоса, а магия так остается за пределами наших возможностей.

Мы не проверяем то, как видеоигры искажают наше представление о реальности, вместо этого приостанавливаем свое неверие. Когда руки чешутся броситься в экшен, едва ли кто-то жалуется на выдуманные вирусы, странные методы защиты, лечения и предотвращения их распространения. Запуская шутер или сурвайвал мы принимаем объяснение неостановимой заразы, игнорируя вопросы о том, как вообще дошло до такой ситуации.

В пример можно привести The Divison и Dying Light. В первом случае речь идет о вирусе оспы, во втором — о зомби-вирусе. Обе игры развиваются в похожем современном сеттинге, но результаты заражения уникальны в каждом случае.

В кооперативном шутере от Ubisoft мы имеем дело с так называемым "супервирусом" оспы — искусственно созданным и военизированным, предназначенным для маскировки, быстрого распространения и убийства 95 процентов зараженных.

Dying Light знакомит нас с мутировавшим вирусом бешенства — он попадает в тело при обмене жидкостями, вызывая значительные изменения в организме. К примеру, вирус не переносит ультрафиолетовый свет, заставляя зараженных скрываться от дневного света.

Но если на фантастические мутации и стремительное заражение вирусами можно закрыть глаза, то остается один важный вопрос: каким образом центры по контролю заболеваний допустили эпидемию?

Обыденность борьбы с инфекционными заболеваниями одновременно скучна — когда ничего не происходит, и увлекательна — когда возникают подозрения на новые вспышки.

Один из крупнейших центров по предотвращению масштабных заболеваний располагается в американском городе Атланта, где сосредоточены значительные ресурсы и выработаны программы реагирования для множества потенциальных угроз. Фундаментальный процесс работы включает ряд мер, в том числе широкомасштабное наблюдение и выезды так называемых "детективов", расследующих подозрительные случаи. Однако излечить от заразы эпидемиологи могут не всегда. Когда речь заходит о новых штаммах, для которых еще не существует вакцин, то люди в защитных костюмах сделают все, чтобы остановить распространение.

Команда быстрого реагирования включает 350 экспертов, готовых вылететь в любую точку планеты с минимальным промедлением. Для вирусов нет государственных границ, вирусы не подчиняются законам правительств и не разворачиваются при виде дорожных знаков. Любая серьезная эпидемия угрожает жизням сотен тысяч, а значит должна быть остановлена локально и в самые короткие сроки.

Помимо этого, ученые в центрах по контролю заболеваний занимаются долгосрочными исследованиями смертельно опасных и необъяснимых случаев. Это необходимо для понимания долгосрочных эффектов и для разработки оптимальных методов борьбы — будь то вирусы, зомби-грибки или что-то иное.

Кроме того американский центр и его аналоги поддерживают лаборатории в различных странах и регионах планеты. Их задача находить новые патогены и опасные организмы, а также выделять мутации существующих.

Но куда бежать, если вирус уже среди населения? Что если по городу уже бродят зомби? Или десятки тысяч заражены супер-оспой? Тут The Division и Dying Light показывают достаточно рациональное и правдоподобное развитие событий.

При возникновении реальной угрозы пандемии на улицы действительно выйдут вооруженные люди. Но не герои-одиночки или отряды по три человека, а специальные войска, чья задача поддерживать карантин.

Тотальная изоляция — единственный, самый эффективный и проверенный временем способ предотвращения региональной и глобальной пандемии. Если лечение позволяет сохранить жизнь отдельным инфицированным, то карантин защищает весь остальной мир от паники. Работать над обезвреживанием вируса гораздо эффективнее, когда не приходится тушить сотни отдельных очагов.

Реальность — это не экшен утомленного геймдизайнера. Мы больше обсуждаем информацию и считаем каждую новую жертву — словно больной рухнул от температуры в паре метров от нас. Но несмотря на серьезность реальной ситуации с вирусом в Китае, сейчас паниковать стоит разве только от эпидемии переноса видеоигр. За последние недели это происходит подозрительно часто.

Пока же, полагайтесь на здравый смысл и не впадайте в истерику.

Мойте руки, следите за своим состоянием и не выбирайтесь лишний раз в общественные места. Лучше провести вечер за игрой или хорошим сериалом. 

Иллюстрации в тексте: 
David Bocquillon CarrascoTim CarrilloEmrys Ryan

Больше интересных материалов про науку

Больше статей на Shazoo
Тэги: