Что стало с 12 самыми крупными студиями после их продажи

Покупка ZeniMax Media компанией Microsoft за 7.5 миллиардов долларов вызвала потрясение в игровой индустрии..

Это важный шаг, открывающий новые захватывающие возможности для всех дочерних студий, ранее ограниченных бюджетами и ресурсами. Но если мы на секунду вспомним историю капитализма, то начнет закрадываться беспокойство. Несмотря на то, что теперь Палач и Мастер Чиф могут расцеловать друг друга в щеи (это канон), принятие (или поглощение) в семью Microsoft нескольких серий с многомиллионной аудиторией и любимых многими студий практически наверняка со временем приведет к серьезному сдвигу внутренней культуры, потерям в рабочем штате и даже закрытию. Такие перемены — ожидаемое явление для крупных корпораций. Если что-то перестанет быть прибыльным, то, в конечном счете, Microsoft уберет их со сцены, предоставив место более выгодным проектам, приносящим деньги.

Но прежде, чем всерьез заняться изучением последствий от покупки ZeniMax Microsoft, стоит собераться с мыслями и вспомнить, что произошло с другими крупнейшими студиями, которые в свое время были проданы.

Оригинал публикации: PCGamer

Это не глубокий анализ причин и предпосылок, а попытка сформировать контектс и освежить сознание, прежде чем анализитровать тот факт, что Microsoft теперь владеет Fallout, Wasteland, Halo, Doom, Psychonauts, The Elder Scrolls, Dishonored, Minecraft, Hellblade, Fable, Banjo-Kazooie, Gears of War, Forza, Age of Empires и многими другими IP — и что теперь все они могут пересекаться друг с другом.

EA покупает Maxis (1997) | Цена: $125 миллионов

Статус: Работает, но часть команд закрыли

До покупки:
Серия SimCity и ее сиквелы становятся коммерчески успешными, получают высокие оценки критиков, но Maxis не может добиться успеха в чем-либо еще. Большие финансовые потери приводят к необходимости продажи.

После покупки:
Игры The Sims пользуются огромным успехом, Maxis продолжает работать над дополнениями и сиквелами серии. Долгое время разрабатывалась Spore, но после релиза игра так и "не заходит" геймерам. Уилл Райт покидает Maxis. По какой-то причине выпускается Darkspore. Как всегда, продолжаются работы над The Sims. Наконец-то появился новый SimCity. Игра страдает от проблем с серверами на релизе, показывает неутешительные продажи. В результате EA закрывает студию Maxis Emeryville и отправляет сотрудников работать в EA Mobile. На сегодняшний день Maxis продолжает работу над The Sims 4 и ее бесконечными дополнениями.

EA покупает Westwood (1998) | Цена $123 миллиона

Статус: Закрыта

До покупки:
Westwood выпускает несколько классических PC-игр, включая The Legend of Kyrandia и Dune 2, но наилучшего успеха добивается с серией Command and Conquer. Культовой классикой становится Blade Runner.

После покупки:
Westwood выпускает еще несколько частей Command and Conquer, но показывает неубедительные продажи с Renegade. Полным провалом завершается создание MMO Earth and Beyond. Вскоре после этого EA распускает студию.

Microsoft покупает Ensemble (2001) | Цена: не объявлена

Статус: Закрыта

До покупки:
Ensemble набирает ход в разработке очень успешной серии RTS Age of Empires. Успеха добиваются сиквел и расширения, в результате чего студия заключает сделку по созданию стратегии в реальном времени Star Wars: Galactic Battlegrounds, которая была выпущена в тот же год, когда Microsoft приобрела компанию. Игра не пользовалась такой же популярностью, как и Age of Empires, но показала хорошие продажи.

После покупки:
Выпускает Age of Mythology, добившуюся коммерческого успеха и получившую хорошие оценки критиков. Следом идет расширение игры под названием The Titans. Age of Empires 3 — еще одна успешная RTS. Два дополнения к ней — The WarChiefs и The Asian Dynasties. Далее перед Ensemble ставится задача по созданию эксклюзивной стратегии в реальном времени для Xbox по вселенной Halo. Microsoft объявляет, что после релиза Halo Wars Ensemble будет закрыта. Halo Wars получает высокие оценки, демонстрирует хорошие продажи. Ensemble все равно закрывается.

Activision покупает Treyarch (2001) | Цена: $20 миллионов

Статус: Работает

До покупки:
Treyarch разрабатывает несколько хоккейных и бейсбольных симуляторов, изданных EA. Далее Treyarch выпускает Die by the Sword — хорошо принятый экшен, в котором игрок при помощи мыши управляет рукой персонажа, удерживающей меч. Игра не пользуется успехом.

После покупки:
Activision предоставляет Treyarch несколько лицензионных игр, включая Spider-Man (по мотивам фильма 2002 года), Minority Report: Everybody Runs и Kelly Slater's Pro Surfer. В конце концов, Treyarch погружается в мир Call of Duty с эксклюзивными консольными играми Big Red One и Call of Duty 3. Прежде чем продолжить работу над серией CoD, Treyarch занимается созданием других игр Spider-Man и 007: Quantum of Solace. После выхода Call of Duty: World at War студия еще больше погружается в разработку серии, в основном добиваясь больших успехов. Секретный зомби-режим World at War становится основным продуктом серии, а ответвление Black Ops вскоре получает такое же признание, как и Modern Warfare от Infinity Ward. Сегодня Treyarch работает над Black Ops — Cold War.

Microsoft покупает Rare (2002) | Цена: $375 миллионов

Статус: Работает

До покупки:
На раннем этапе существования Rare занимается разработкой лицензионных игр для NES. При сотрудничестве с Nintendo, Rare выпускает успешную Donkey Kong Country. Rare создает несколько сиквелов и спин-оффов для Gameboy. Крепкие отношения с Nintendo продолжаются серией Killer Instinct, Blast Corps и классическим шутером Goldeneye 007 для Nintendo 64. В результате работы над следующей игрой по франшизе 007 появляется Perfect Dark. Banjo-Kazooie — другой успешный проект, приведший к созданию более успешного (как по оценкам, так и с коммерческой точки зрения) сиквела. Несмотря на большой послужной список и успехи Rare, Nintendo так и не решается на приобретение студии.

После покупки:
Rare пытается добиться с Xbox тех же успехов, что и с платформами Nintendo. Она выпускает портативные игры Banjo и оригинальные трехмерные игры для Xbox, включая Grabbed by the Ghoulies. На Xbox 360 выходят Perfect Dark: Zero и Kameo: Elements of Power. Игры получаются годными, но не знаменуют начало новой эры признания Rare. Студия начинает работу над играми и функциями, более близкими к платформе Xbox. Речь идет о Xbox Avatars, Project Spark и Kinect Sports. Sea of Thieves — первая за долгое время, крупная оригинальный игра Rare, которая, в конечном счете, находит свою аудиторию на PC. Сегодня Rare продолжает обновлять Sea of Thieves, параллельно работая над новым приключенческим экшеном Everwild.

Warner Bros. покупает Monolith (2004) | Цена: не объявлена

Статус: Работает

До покупки:
Monolith экспериментирует с жанром и стилем, в результате чего выпускает успешный FPS под названием Blood. Вскоре последуют многочисленные расширения и сиквел, включая Shogo: Mobile Armor Division — вдохновенный меха-аниме шутер от первого лица, который выглядит как ретро-демейк Titanfall. В результате шутеры от первого лица становятся визитной карточкой Monolith.

Выходят The Operative: No One Lives Forever и Alien Versus Predator 2, которые получают признание критиков. No One Lives Forever показывает хорошие продажи, в результате заслуживает продолжения в лице No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.'s Way. Tron 2.0 продолжает серию хороших FPS. Monolith начинает разработку The Matrix Online при сотрудничестве с Warner Bros.

После покупки:
The Matrix Online вызывает неоднозначную реакцию, затем Warner Bros. продает права Sony Online Entertainment. F.E.A.R. — еще один успешный шутер от первого лица от Monolith. Критики отмечают стильное замедление времени, впечатляющие разрушения и умный ИИ противников.

Хорошо встречены Condemned и его сиквел для Xbox, а оригинальная игра получает плохой PC-порт. Продажи не астрономические, поэтому серию откладывают в сторону. F.E.A.R. 2 получает средние обзоры и высокие продажи. Выпускается Gotham City Imposters — бесплатный соревновательный шутер от первого лица по вселенной Бэтмена, которому так и не удается найти свою аудиторию. Вскоре после этого Monolith выпускает очень успешную Middle-earth: Shadow of Mordor, через несколько лет выходит сиквел.

Чем занимается сейчас, неизвестно.

Microsoft покупает Lionhead (2006) | Цена: не объявлена

Статус: Закрыта

До покупки:
Первая игра Lionhead, Black & White, становится успешной как по оценкам критиков, так и по продажам. Начинается разработка 6 проектов, главный из которых — Fable. Игра становится важнейшим хитом Lionhead. В последующие годы выходят Black & White 2 и The Movies, но игры показывают низкие продажи, в результате чего Lionhead сталкивается с финансовыми трудностями.

После покупки:
Выходит Fable 2, получившая хорошие оценки и продажи. В течение 18 месяцев разрабатывается третья часть, но продажи не оправдывают ожидания. Критики считают, что игра недостаточно хороша. Lionhead создает несколько проектов для Kinect, включая отмененную Milo & Kate, наработки которой становятся частью Fable: The Journey. В тот же день студию покидают ее глава Питер Молинье и несколько опытных сотрудников. Начинается разработка Fable Legends. Это первая попытка Lionhead создать online-игру. Проект отменен, Lionhead закрыта.

EA покупает Bioware (2007) | Цена: $775 миллионов

Статус: Работает

До покупки:
Bioware зарабатывает репутацию одного из лучших разработчиков RPG по широкому спектру жанров и дизайну. Все благодаря таким играм, как Baldur's Gate, Star Wars: Knights of the Old Republic, и оригинальная Mass Effect.

После покупки:
Основатели BioWare со временем покидают студию. Серия Dragon Age по-прежнему содержит хорошо прописанных персонажей, но теряет глубину и воображение предыдущих игр. Трилогия Mass Effect завершается хорошо принятой игрой с крепкими оценками и спорным финалом. Bioware трудится над MMO Star Wars: The Old Republic.

Mass Effect Andromeda становится регрессивным продолжением оригинальной трилогии, хотя у игры появляются ярые защитники. Тенденция продолжается и с Anthem; в первой online-игре BioWare отсутствует привычная структура RPG для меха-экшенов, а критики считают лут-цикл пустым. Еще хуже отзываются о мире и повествовании. Bioware подтверждает разработку Dragon Age 4.

К слову:
Поскольку Pandemic Studios на момент заключения сделки на $775 миллионов имела договорное сотрудничество с BioWare, то студия также стала ее частью. Но вскоре после приобретения в 2009 году, студия Pandemic, известная по таким играм как Destroy All Humans! и The Saboteur, была распущена.

EA покупает PopCap Games (2011) | Цена: $750 миллионов

Статус: Работает

До покупки:
PopCap выпускает одни из самых изящных, простых и веселых казуальных игр всех времен на PC, консолях и мобильных платформах — Peggle Nights и Plants vs. Zombies. Это выдающиеся игры без микротранзакций и других free-to-play схем для PC.

После покупки:
Plants vs. Zombies 2: It's About Time ограничивается мобильными платформами, характеризуются угнетающим free-to-play дизайном. Peggle 2 так и не появляется на PC. Мобильная игра Peggle Blast также содержит агрессивные микротранзакции и, как и в случае с Plants vs. Zombies 2, получает низкие оценки критиков. Plants vs. Zombies продолжает существовать как кооперативный и соревновательный шутер от третьего лица для PC под названием Garden Warfare. В целом игра пользуется успехом, несмотря на серьезный отход в дизайне от первостепенной простоты ранних игр PopCap.

Microsoft покупает Mojang (2014) | Цена: $2.5 миллиарда

Статус: Работает

До покупки:
Minecraft уже была самой большой и важной игрой в мире. Но из-за небольших масштабов Mojang студия испытывала трудности во всем, что было связано с расширением количества платформ, на которых доступен проект.

После покупки:
Ранее были опасения в том, что Microsoft в конечном счете превратит Minecraft в эксклюзивную игру для PC и Xbox. Но проект по-прежнему поддерживается на мобильных устройствах, PS4 и Nintendo Switch. Поддерживается даже оригинальная версия Java Edition, от чего выигрывают мододелы. Microsoft объединяет внутренние студии и Mojang, чтобы создать дополнительные проекты, включая Minecraft Dungeons, мобильную Minecraft Earth и экспериментальную Minecraft для очков Hololens.

SEGA покупает Relic Entertainment (2013) | Цена: $23 миллиона

Статус: Работает

До покупки:
Под руководством материнской компании THQ, Relic выпускает несколько годных RTS, включая серию Homeworld, Warhammer 40,000: Dawn of War и его расширения, Dawn of War 2 и Company of Heroes. THQ становится банкротом и продает Relic издателю SEGA. На отдельном аукционе Homeworld переходит в руки Gearbox.

После покупки:
Успешная полоса прерывается, когда выходит не вызвавшая восторга Company of Heroes 2. Критики ссылаются на посредственный ИИ и плохую динамику в кампании. Dawn of War 3 — достойная стратегия в реальном времени с незабываемым сюжетом. В настоящее время Relic работает над Age of Empires 4.

EA покупает Respawn (2017) | Цена: $315 миллионов

Статус: Работает

До покупки:
Обе части Titanfall, изданные EA, получают одобрение геймеров и критиков, но не пользуются коммерческим успехом.

После покупки:
В разгар золотой лихорадки жанра "королевская битва", по наработкам Titanfall студия создает успешную Apex Legends. Игра получает широкую аудиторию. Высокие оценки получает Star Wars Jedi: Fallen Order. Экшен становится и коммерческим успешным. Практически сразу же начинается работа над его сиквелом. Каждые несколько месяцев в Apex Legends выходят новые сезоны. Судя по всему, сохраняется приличная база игроков. Создается новая студия в Ванкувере, которая занимается постоянной разработкой и поддержкой Apex Legends. Respawn продолжает работу над Medal of Honor: Above and Beyond для Oculus и SteamVR.

Как видите, покупка студий не всегда оканчивается плохо, однако изменения неизбежны. Чаще всего проблемы случаются со студиями, ключевые лица которых уходят заниматься другими делами. Это негативное влияет на проекты, приводя к реструктуризациям или закрытиям.

Больше статей на Shazoo
Тэги:
Источники:
Читать комментарии на сайте