Shazoo Insider: Победа над чистым листом

Shazoo Insider: Победа над чистым листом

В прошлом выпуске Shazoo Insider мы говорили о страхе первой строчки — чувстве, которое хотя бы раз в жизни испытывал каждый, кто клал на бумагу слова. Первая тревога и оцепенение позади, несколько фраз уже готовы. Что дальше? Как сделать текст интересным и одержать победу над чистым листом? Давайте обсудим, что отличает хороший текст от плохого и как несколько простых правил помогут писать лучше.

Общепринятые правила подготовки текста просты как палка: структура, логика и последовательность. Первое обеспечит системность в голове самого автора, второе и третье поможет правильно донести мысль до читателя. Эрнест Хэмингуэй утверждал, что проза — это архитектура, а не искусство декоратора, и в этом я не посмею ему перечить, хотя рискну дополнить.

Работа над большим текстом это кропотливый труд, и он всегда требует от автора свежести мысли, оригинальности в ее подаче и некой фишки, которую каждый человек с карандашом в руке должен найти для себя сам. Лауреат Пулитцеровской премии Донна Тартт написала три романа, на каждый из которых у нее ушло по десять лет и она как никто другой знает, что воссоздать на бумаге текстовое полотно равнозначно бессмертному подвигу:

Написать хороший роман — это как нарисовать картину размером со стену кисточкой для ресниц.

Прямо сейчас я работаю над большим романом, который, надеюсь, однажды обретет осязаемую форму на бумаге. Кроме этого в числе моих страстей — рассказывать вам о кино и видеоиграх. Методом проб и ошибок, километров написанных в стол букв я нашел комфортную для себя формулу. О ней попытаюсь рассказать дальше.

Неважно, какой текст я пишу: это может быть рецензия, аналитическая статья или просто краткий обзор — внутри всегда заложена мысль, которую легко выразить в трех-четырех словах. Прямо сейчас — победа над чистым листом. Для текстов о кино стараюсь использовать красивую метафору, которая не будет очевидной отсылкой к событиям фильма, но будет прозрачным намеком или добавит интригу.

В случае с “Аладдином” Гая Ричи — “Неловкая ситуация, неудобный разговор”. Суть проще чем кажется: не люблю писать о ремейках, а у Disney получилось очень хорошо. Пять минут я смотрел на мерцающий курсор и принял решение говорить о приключениях Аладдина в 2019 году, отталкиваясь именно от этой концепции. Надеюсь, что вам понравилось.

Иногда в качестве фундамента я использую цитаты героев, как для текста о фильме “Ван Гоги”, или же изобретаю велосипед, как было с обзором Spider-Man от Insomniac Games. Моя идея заключается в том, что без этой “фишки” текст становится на шаг ближе к банальному перечислению фактов. Вам это нужно не больше чем мне — мы собираемся здесь, чтобы поговорить о кино и видеоиграх. Разговору в формальной обстановке я всегда предпочту дружескую беседу, словно мы сидим на кухне заполночь и пьем чай, а может и чего покрепче. Это сближает.

В любом тексте важны детали, особенно их количество. Умение хорошо писать несет в себе обязательную и болезненную необходимость критически относиться к своей работе, а значит вычеркивать написанное. Иногда половину от всего, иногда, прости Господи, почти все. Каждое слово, без которого можно обойтись, стоит убрать. Только что я упомянул имя Господа всуе и этой фразы там могло и не быть — без нее предложение станет легче, а моя совесть — чище.

Рассказывая о кино, я стараюсь дать минимум информации о сюжете, почти сразу перейти к личным впечатлениям и любопытным моментам. С точки зрения читателя, последнее о чем я хотел бы читать, это список твистов и спойлеров. Вы, полагаю, тоже. Текст должен развлекать и передавать ощущения, при этом не важно, говорим ли мы о большом романе или малых формах, вроде этой. Чаще всего люди открывают статью и книгу с надеждой прочувствовать опыт и впечатления автора, в этом кроется едва ли не самый главный секрет. Точно также этот материал — я бы мог на четыре абзаца расписать о важности структуры и приемах построения текста, но все это скучно до зубовного скрежета. Избавлю вас от этого.

Еще одна важная вещь — забудьте про объективность. Ее не существует априори и как только вы начнете доказывать авторам обратное, считайте, что тратите жизнь впустую. В мире все относительно и когда речь заходит об искусстве, каждый человек воспринимает его через призму своего мироощущения, воспитания и прожитого опыта. Именно поэтому, размахивать флагом, доказывая, что один фильм плохой, а второй еще хуже, почти не имеет смысла. Гораздо правильнее будет описать, что привлекло или оттолкнуло именно вас.

Набирайтесь смелости и предполагайте, кому предмет рецензии может понравиться. Иногда, это довольно широкий слой населения, реже — узкая целевая аудитория. Чаще всего создатели кинолент сами понимают, что делают продукт средней руки или вовсе полное дерьмо, однако и для него найдется свой зритель. Главное быть честным перед самим собой.

В конце нужно подвести итоги. Я люблю книги с открытым финалом. Это дает читателю повод подумать и я вижу в этом некоторую справедливость, ведь так герои романа остаются наедине с тем, что прожили в книге. Так было у Джонатана Франзена в “Безгрешности” и много где еще. В романе автору важно сохранить анонимность, закопать свою боль глубоко между строк, даже если эти строки написаны его собственной кровью.

В рецензиях и статьях наоборот, деперсонализация лишает читателя возможности доверять автору, а доверие становится ключевым фактором для принятия решения, например о походе в кино на описанный фильм или покупке игры на релизе.

Вне зависимости от жанра ключевым моментом для успеха начинающего писателя всегда будет чувство стиля, мужество говорить правду и сила, чтобы преодолеть страх первой строчки. Прямо сейчас у меня есть идея для большого романа, вереница заметок и, кажется, название, за которое не стыдно. Впереди — тысячи часов, которые предстоит прожить бок о бок с героями, рассказать историю и донести читателю мысль, которая не дает моему сердцу покоя уже несколько лет.

Я не знаю, встанет ли моя книга на полки в магазинах, сгинет ли в неизвестности среди сотни других, таких же безликих, или выстрелит, чем исполнит мою мечту: сделает мир чуть лучше, а вас — счастливее. Самое важное сейчас — преодолеть страх первой строчки, затем борьба и победа над чистым листом. Если не нокаутом, то хотя бы по очкам.

23 Комментария

  • Классный текст, тоже временами пишу - но вот, что бы сесть и скомпоновать это в одно большое произведение, смелости пока не хватает

    7
  • @PROaRT, Спасибо.
    Чтобы взяться за это дело нужен импульс, чувство при котором молчать уже не будет сил. Но это для начала. Закончить вы сможете только если не бросите то, что начали.
    Желаю вам набраться храбрости и сил.

    7
  • У меня тоже есть несколько идей, но тяжелая ленивая рука не в состоянии поднять перо:)

    4
  • Хорошая тема, отличная статья. Ждём книгу;)

    5
  • Спасибо. У меня вот проблемы в последнее время с написанием текстов :(
    Вроде мысли о чем писать есть, но нет того самого. Складывается ощущение, что последние тексты привели к тому, что все, что сейчас я пишу, кажется мне гавном и все идёт на свалку (

    1
  • Отличная статья! Вот как авторы должны писать! С чувством и уверенностью! Я тоже пишу статьи, правда вот никто не читает....

    1
  • @BBKing, Постарайтесь внутрь вашего текста положить одну мысль, которую можно было бы выразить в коротком предложении, а потом развивайте ее. Выкинуть придется многое, это процесс, идущей бок о бок с некоторой болью.
    @Fortuna, Писать надо тогда, когда не можешь не писать. Толстой еще говорил об этом.
    @SamuraiHyper87, Спасибо. Постарайтесь показать вашу работу большему количеству людей, примите критику, работайте над улучшением.

    1
  • @kartosh, Я старался, но в вашей компании пока что никто не читает

    0
  • Я тоже люблю писать статейки про игроиндустрию (обзор, статью). Иногда кажется, что хватает просто каких то знаний в сфере, но не покидает ощущения, что местами пишу прям дилетантский текст, который возможно не интересно читать.
    Ко всяким художественным произведениям, возможно нужен какой то более профессиональный подход и знание того, как правильно должны работать всякие интригующие элементы, да ещё с правильным раскрытием персонажей, да ещё чтобы это в целом вызывало неподдельные чувства и переживания. Но тут я полный ноль, нет желания вообще писать что то типа художественного произведения. А статья у автора интересная, спасибо.

    2
  • @SamuraiHyper87, Не ограничивайтесь нашей компанией. Чем больше разница в мировосприятии людей, которым вы покажете свою работу, тем больше сможете узнать о ней и о самом себе в том числе.
    @Edvard, Спасибо. Аналитические статьи и художественная литература — два разных мира. В обоих случаях это большой труд, но паттерны изложения кардинально отличаются.

    1
  • @kartosh мне всегда нравились твои статьи, есть в них стержень. Желаю успехов на писательском поприще)

    1
  • @VirgoFox, Спасибо!

    1
  • @kartosh, есть зерно истины в твоих словах, статью было интересно читать, что лично для меня в последнее время нечасто явление на просторах интернета. Побольше тебе источников вдохновения и уверенности в своих силах.

    1
  • @Firiam, благодарю! Буду стараться искать вдохновение во всем, но отзывы читателей всегда лучшая мотивация :)

    1
  • Когда выйдет роман, оповести на главной или на форуме. Хотя бы названием поделись. Попробую найти в книжном и куплю копию.

    1
  • @Saitama, лет через пять, но я обязательно.

    0
  • @kartosh, я к тому моменту уже умру от инсульта. Буду держаться.

    0
  • @Saitama, Держитесь, пожалуйста.

    0
  • @kartosh, буду, сенпай!!! >~<

    Уходи, гипертониявторойстепени-кун!

    -1
  • Я в детстве на пару листов писал фантастику, мать даже где то сохранила(отцу нравилось он даже смеялся и говорил развивай) сейчас не могу толи вырос или смелости не хватает, или же настолько зачерствел от в зрослой суеты уже, что нет той легкости в голове.

    1
  • @kartosh вот по поводу этой записи, начало читается как реферат для школы или википедии, потом идёт стиль журнальный, где начинаются советы "забудь про объективность" etc. Вообще мало чувствуется авторское "Я", эти статьи мог написать кто угодно. Сейчас будет максимально пошлый пример: я ненавижу мерзкого продажного Логвинова, но даже в его шизофреническом потоке отслеживается частичка его характера. Твои статьи будто студент писал. Слишком стерильно.
    Мб я не прав, просто моё мнение.

    PS: Не могу понять, почему это в разделе "Новости", а не в "Блогах".

    -1
  • пока я был в детдоме ,задумал написать книгу -написал страниц 10,и чо то кризис и лень напали... да и потом листки при переезде потерялись..

    0
  • спасибо большое за статью, прям вдохновила

    тоже буду постить в аккаунте статейки про альтернативный взгляд на гейминг, так что рекомендую подписаться и оставлять комментарии, особенно любителям карабока - будет много горячих тем для обсуждения ;)

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.