Ван Гоги

Я никогда раньше не умирал

В российский прокат вышла лирическая картина Сергея Ливнева “Ван Гоги” с Алексеем Серебряковым и Даниэлем Ольбрыхским в главных ролях. После двадцатилетнего молчания сценарист “Ассы” написал и снял сильнейшую семейную драму об отцах и детях, о неизбежной смерти и страхе навеки остаться в неведении.

“Я никогда раньше не умирал. Наверное, это трудно”. Эти слова слабым голосом произносит дирижер Виктор Гинзбург (Даниэль Ольбрыхский) своему сыну Марку (Алексей Серебряков). Мужчина сидит у постели смертельно больного отца и слушает своего рода исповедь. В откровенном разговоре звучат мысли о неизбежной смерти, которая в конечном итоге уравнивает их, отводя на второй план проблему недопонимания. Много лет назад отец сидел у постели ребенка, лишь ненадолго приходя, чтобы спеть ему перед сном. “С тобой было так радостно, так хорошо, но так мало”, - говорит Марк Виктору в другой, не менее эмоциональной сцене.

Фильм “Ван Гоги” строится вокруг семейной драмы, которая много лет затаившись жила в доме Гинзбургов и получила развитие, когда глава семьи начал угасать под гнетом неизлечимой болезни. Марк время от времени приезжает к отцу в Ригу из солнечного Тель-Авива повидаться, но каждый следующий визит печальней предыдущего. Уже сам немолодой художник открывает для себя темные тайны прошлого и снова и снова сталкивается с трудным характером отца-эгоцентрика. Домашние называют Виктора не иначе как “Ваше Величество” и души в нем чают, однако тот, кажется, не думает ни о чем, кроме собственной карьеры и нагрянувшей недееспособности, которая больно ударила по самолюбию именитого музыканта.

С другой стороны — Марк. Разменявший шестой десяток художник живет эпизодами: “Личная жизнь у меня то есть, то нет”, - как он сам говорит в одной из сцен. Детей он так и не завел, а перед единственной женщиной, что готова разделить с ним остаток дней, он оправдывается, говоря, что не желает ее мучить собой. В голове мужчина носит иголку — по заверениям отца, в младенчестве мать мальчика загнала ее туда, в попытке избавиться от нежеланного ребенка. Умертвить дитя не получилось, а вот сделать несчастным — вполне.

Герои фильма “Ван Гоги” живут в устоявшейся модели отношений, как обычно и бывает в реальной жизни. В центре — отец и сын с их колоссальным грузом непрожитых эмоций и невысказанных обид. Где-то неподалеку домработница Ирина, некогда бывшая персональным ассистентом Виктора. Казалось, прошлое поросло былью, но когда в двери постучалась беда, из шкафа начали выпадать скелеты.

Сергей Ливнев показал проблему отцов и детей глазами двух взрослых, уже состоявшихся людей. Чаще всего эти вопросы рассматривают через призму отца и средних лет подростка, где во главе угла на все трудности стоят вопросы “Как?” и “Почему”? Героям Серебрякова и Ольбрыхского уже нет смысла доказывать друг другу что-то — они оба отчаянно жаждут преодолеть одиночество, тенью лежавшее между ними долгие годы. Перед лицом неизбежного Виктор и Марк получают свободу высказать все, что терзало их. В картине есть несколько сильнейших сцен объяснения, где актеры накаляют эмоции до предела, буквально выкрикивая свою боль, обиды и страхи. При этом Ливнев не забыл об эмоциональных качелях: взаимный гнев сменяется на милость, и вот уже усталый сын несет немощного отца на плечах и они вместе поют Марсельезу. В таком контрасте их запутанный лабиринт отношений бьет в самое сокровенное, словно укол иглой. Герои в конечном итоге находят друг для друга важные слова. Виктор и Марк преодолевают стену молчания, именно это дает фильму нужный надрыв, точку кипения души — в жизни так бывает очень редко.

Серебряков и Ольбрыхский — великолепные актеры, а Сергей Ливнев — отличный автор. Он вложил в сценарий собственную боль и положил между строк вечную проблему. Судьба героев изображена не какими-то абстрактными материями, а вполне реальными вещами: Виктор и Марк не оппоненты, но усталые путники, для одного из которых уже виден конец дороги.

В финале уже не важно, кто прав, а кто виноват. “Я никогда раньше не умирал. Наверное, это трудно”, говорит Виктор и уже через минуту обнимает рыдающего сына, и это единственный правильный ответ на вопрос “А что дальше?”.

Последние статьи

18 Комментариев

  • Есть подозрения, что Серебряков не играет роли, а просто разрешает снимать себя в жизни для разных картин. Не знаю комплимент это или нет.

    12
  • @Krasavchik, я так же могу сказать про любого актера)

    0
  • @makame, Кристиан Бейл, Джонни Деп, Метью Макконехи?

    1
  • @Krasavchik, Ну, например, Штырь и Николай из Левиафана - разный Серебряков.

    1
  • @Abby, Да все его роли похожи, везде он спившийся обиженный несчастный и в жизни такой же обиженный похоже.

    6
  • @HUNTon, я от многих слышал что они все играют самого себя. Особенно Джонни Депп. Есть куча видео в утубе про него на эту тему.

    0
  • @design3d, Он действительно обижен, мигрировал и как ни старается скрывать, но периодически высказывает свою обиду на страну.
    Актер он классный.

    1
  • @makame, персонажи у Деппа есть сильно разные по характеру, темпераменту и прочему. Можно находить сходства, конечно у них.

    Но Серебряков играет одного и того же чувака всю жизнь

    1
  • @HUNTon, Соглашусь и поспорю с вами одновременно. В каждом фильме его герой проживает личную трагедию, но выводы и результат — всегда разные. У "Ван Гогов" это почти хэппи-энд.

    0
  • @makame, большинство актеров действительно сидят в своем образе всю карьеру лишь немного подстраиваясь под очередную роль. При этом есть те что берутся за разных персонажей и заставляют тебя забыть о прошлом образе этого актера. Серебряков наверно всё же из большинства.
    Ему действительно удается сильно отыгрывать обиженного бухающего русского и его лицо само по себе идеально сочетается с фоном убитых деревянных хижин под серым фильтром.

    1
  • какой каст. хотя после последних откровений серебрякова очень нелегко будет смотреть фильмы с его участием.

    1
  • Считаю Серебрякова сильно переоценённым актёром. Но он не один такой. Когда не хватает настоящих, без всяких натяжек, звёзд - приходит время серебряковых.

    P.S. Можете бросаться тапочками. :)

    0
  • @khss, Какие именно его высказывания вас смутили? Какое отношение они имеют к его работе?

    0
  • @kartosh, Счас глянул, говорит что в России все либо быдло 90-х либо недотёпы совковые. Ну, это я своими словами.
    Короче, чел просто отрабатывает видимо своё канадское гражданство, всё таки в Канаде сильно "бандеровство". Но бог ему судья, сказал бы я, если бы был крещённый.

    3
  • Когда человек с гнильцой, то даже неинтересно оценивать его "творчество", просто противно.

    1
  • @kartosh - круто написано, отличная статья.
    фильм понравился

    0
  • напомнило иной крутой фильм с ним же -но с идиотским названием ,"как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом престарелых" (из за этого я не могу его никому рекомендовать ,пока произнесу название ,одни уйдут прочь из комнаты ,а другие решат ,что это шутка) -но фильм стоящий -наравне с Аритмией ,эти 2 лучших русских фильма за 2017 год

    0
  • @kartosh, к работе отношения не имеют, но как человека характеризуют его каким то гниловатым.

    1
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.