Как игровые антигерои помогают видеть оттенки серого в реальности и лучше понимать самих себя

Любой истории нужен герой. Людям вообще сложно наслаждаться повествованием, если там нет близкого нам персонажа. Но независимо от формы и подачи сюжета, не существует единого определения, что такое герой.

У одного автора протагонист может быть обычным человеком… или хоббитом, которого втянули в путешествие. Или это может быть девушка, обладающая силой богов и сражающаяся за правое дело.

Как правило, выделяют от пяти до десяти типов героев. В список входят персонажи-легенды, классические герои, трагические протагонисты. Но один из самых сложных типов героя для формирования — это антигерой.

Потому что такую личность едва ли можно назвать героической, а привязанность к нему требует времени и развития.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть ниже или по этой ссылке.

За пару минут в гугле можно накопать десятки статей со списками антигероев. Причем многие из них повторяются. Кратос, Геральт, Букер ДеВитт — кто бы мог подумать, что в видеоиграх так много антигероев!?

Однако причина популярности таких персонажей именно в играх достаточно очевидная. Интерактивный формат и сюжеты, растянутые на много часов позволяют раскрыть многогранность личности и примерить шкуру на себе. Показать грехи, ошибки и заблуждения.

В то время как типичные герои способны вдохновлять и вызывать восторг своими практически идеальными чертами, то антигерои захватывают иначе. Они работают на стороне добра, при этом обладают человеческими свойствами. Одни эгоистичны, другие стремятся к власти и деньгами, третьи хотят плотских утех вперемешку со славой.

Подобные мотивы привлекательны нам даже больше, чем банальные спасатели мира, двухмерные супермены. Кстати, по этой причине Пэйган Мин из Far Cry 4 и вызывал столько симпатии. Пусть и совершает плохие поступки, но они настолько понятны, что не вызывают отторжения.

Классический герой ставит перед нами недостижимый образ. Да и вообще, кто в реальности хочет быть мучеником или истинным лучом света в темном царстве. Постоянное стремление к совершенству рано или поздно надоедает. Тем более, когда ты наделен божественными силами и люди вокруг возлагают надежды. Получается, что ты живешь уже не для себя, а отдаешь всего себя ради общего блага.

Среди игр к такому классу можно отнести героев, вроде Линка или Марио. Если постараться, то Гордона Фримена тоже можно добавить в список. Таких персонажей можно назвать реакционными. Они не куют свою судьбу, а реагируют на внешние факторы. Это не значит, что они вызывают уныние и скуку, но любовь к ним возникает от наших собственных действий. Му чувствуем себя хорошо спасая принцесс и побеждая великое зло. Для кого-то истории этих протагонистов становятся личными, помогают пережить сложные времена и спастись от жестокой реальности.

Насколько у вас хватит терпения для длительной дружбы с таким человеком в реальности? Который постоянно напоминает, что морально выше разве что Бог. Как отношения с Суперменом или Капитаном Америка — ребята крутые, но в карантине сидеть с ними будет ох как не просто.

Антигерой нам понятен. По сути, почти каждый из нас может считаться антигероем персональной истории. Иногда делаем добрые вещи, иногда переступаем черту. Бывает, что у нас банально нет выхода. Мы, словно Геральт, которому регулярно приходится выбирать меньшее из двух зол.

Другие могут быть больше похожи на Артура Моргана. Они принимают себя со всем багажом, полным скелетов. Кто-то даже старается загладить вину и сделать что-то хорошее.

Некоторые больше похожи на Лару Крофт, настолько охваченную своей миссией, что рамки порядочности и добра размываются. Существует лишь цель, а средства не имеют значения.

Антигерою не требуются эффектные приемы, лысая голова или белая форма ассасина. Такой персонаж привлекает нас своими недостатками. Тем, что живет в мире серых тонов, а не королевстве красочных фильтров. Они тоже могут сердиться, жаждать возмездия и испытывать отвращение к людям.

Пожалуй, если исключить протагонистов с особой миссией, то Мартина Уокера из Spec Ops: The Line можно назвать одним из самых интересных антигероев среди видеоигр.

Начинаясь с истории по спасению, постепенно сюжет погружается в такой ад человечности, на который готовы пойти не многие разработчики. Тут нет трансформации из ребенка в образного Рэмбо, как было в Far Cry 3. Это и не история Альтаира, который бывал тем еще гадом. Даже не Джоэл, пожертвовавший потенциальным спасением человечества ради одной единственной жизни.

Мартин из Spec Ops так долго ходил на краю пропасти, что не заметил, как однажды сорвался. Игра заставила нас пережить то, как искажается восприятие и сознание, когда теряешь связь с тем, что реально. Получилось черное зеркало. Оно отражает не тот образ, который мы хотим показывать миру, а настоящего человека.

Говорят, что в каждом из нас живет два волка. Один из них зло. Второй за добро. И тот, которого кормишь, одолевает другого. В действительности, если у вас внутри живет два волка, то вам стоит обратиться к доктору. Потому что у здорового человека внутри не должно быть волков.

Но такая метафора, как и многие на тему морали, напоминает о двойственной натуре людей. Мы не созданы идеальными добряками, но несмотря на условия, каждый способен делать что-то хорошее.

А если не хочется — то хорошее можно не делать. Ведь при всей привлекательности религий и теории симуляции, нет никаких доказательств, что за пределами отведенного нам времени есть что-то кроме пустоты. А раз так, то зачем нам совесть, эмпатия, любовь и сочувствие?

Возможно, потому что без рамок мы перестаем быть людьми. Как неоднократно показывали наши любимые игры, монстры не только имеют гротескные формы, это не существа с далеких планет. Тварь или пришелец не связан ни социумом ни нашим сознанием. Но если человек добровольно идет на жестокость и упивается ей — то за этим лицом и скрывается настоящее чудище.

Антигерои на своем примере показывают как добро перемешано со злом в каждом из нас. Как мы стараемся балансировать среди жерновов маслобойки. Словно Нико из GTA 4 и Морриган в серии Dragon Age.

Эти персонажи настолько похожи на нас, что со временем становятся родными. А когда мы управляем ими сами, то с антигероями формируется эмоциональная связь. Вместе с ними мы проходим через мясорубку, но сохраняем свою человечность.

Поэтому в игры с антигероями так важно играть. Чтобы увидеть себя со стороны, перешагнуть за рамки, но получить шанс вернуться без маски человекоподобного монстра.

Расскажите в комментариях про своих любимых антигероев в играх и чему вы у них научились. 

Иллюстрации в тексте: Jakub RozalskiBrian Taylor田 烏鴉

Больше статей на Shazoo
Тэги: