Free-to-play – будущее MMO

Пару недель назад я писал короткую заметку о том, что "бесплатные" игры станут новой ступенью развития индустрии. Сегодня пришло время более подробно рассмотреть эту проблему с точки зрения MMO. Что такое Free-to-play? Сильная или слабая сторона для массовых онлайновых игр?

Не так давно Age of Conan присоединился к ряду высококачественных free-to-play MMORPG. Поясню, для тех кто слышит выражение "free-to-play" впервые – это игра, за которую не нужно платить. Вы спросите, но как тогда окупаются такие проекты? Ответ – микротранзакции. Небольшие суммы денег, за которые игроки могут покупать различный контент в игре. Возможно звучит не серьезно, но на подобных системах зачастую зарабатывают больше, чем при подписке.

К чему же приведет эта гонка за микро-долларом? Будущее MMO или предвестник апокалипсиса?

В ближайшее время Age of Conan перейдет в группу таких игр как: Lord of the Rings Online, Dungeons and Dragons Online и Champions Online. Все эти MMO сбросили оковы подписки, предоставив игрокам самим решать, сколько тратить времени на фарминг для покупки отличного эквипа.

Существует мнение, что на сегодня практически не осталось места для MMORPG с подпиской, за исключением WoW, поэтому следует вкладываться в F2P. С другой стороны, говорят, что именно подписка гарантирует равные возможности.

Однако не будем впадать в крайности.

Слон в комнате

World of Warcraft – феноменальный успех не только среди MMORPG, но и за всю историю индустрии. Часто это вызывает ощущение, что ни одна подобная игра не сможет добраться даже до 5 миллионов подписчиков.

Возможно, часть проблемы заключается в ограниченном количестве фанатов. Тогда издатели лезут в казуал и социалку. Суть в том, что пока гейминг – нишевое хобби, а количество геймеров не бесконечно.

И особенно это относится именно к MMORPG, которые требуют не только времени и сил, но в случае с WoW – и денег на подписку. Игроков, которые готовы снова и снова пускаться в рейды гораздо меньше чем тех, кто будет тратить по пару часов на Call of Duty в течении всего пары-тройки месяцев.

Большинство тех, кто готов отправляться каждый вечер в приключения по просторам виртуального мира – и есть фанаты WoW. Кто с этим может конкурировать? Просто – никто. С количеством подписчиков в 11 с половиной миллионов... сложите полтора десятка современных MMORPG, возможно это частично поможет вам представить масштаб Варкрафта. Ах да, забыл упомянуть. Игроки всех этих модных корейских гриндилок сидят не эксклюзивно в одной вселенной. Обычно у них по 2-3 аккаунта в разных играх. Вот теперь можете представить себе размах Blizzard.

Каждая новая MMORPG не пытается создать собственную базу фанатов – просто нет основы. Они стараются откусить кусок от WoW. Все это оканчивается тем, что все они так или иначе натыкаются на этого гигантского бегемота. Отнять игроков и заставить их сидеть в своей вселенной – ощутимо увеличивает траты разработчиков и издателей.

"Другие" MMORPG

Сложно, но не возможно. Оригинальный Lineage поддерживал систему подписки с самого начала, с 1998-го. Представьте, что только сейчас издатель решился закрыть Западные сервера, в связи с падением количества игроков с 3 миллионов до несколько сотен тысяч.

Lineage II так и не смог достичь вершин своего предшественника. В данный момент количество подписчиков – около 500 тысяч. Однако на горизонте – Lineage III.

Runescape – другой потенциальный хит, добрался до 3 миллионов совмещая как F2P так и систему подписки.

Более ни одна западная MMORPG так и не смогла перейти рубеж в миллион подписчиков. Так что? Это значит, что больше нет места для других игр?

И да, и нет. Ниже границы в 500 тысяч игроков существуют десятки мелких MMORPG, с пеной у клыков сражающихся за каждого подписчика. Проблема заключается в очень небольшой фанатской базе. Многие из них – как раз и есть наши free-to-play, а во главе их – Lord of the Rings Online. 

Final Fantasy XI, Eve Online, Warhammer Online, Aion, Everquest I и II, Star Trek Online, Dofus, City of Heroes и Star Wars: Galaxies – все поддерживают себя при помощи подписки, а учитывая нестабильное количество игроков, они пытаются найти новые способы остаться в бизнесе.

Подобные игры – пример того, что у нас все еще есть место не только для World of Warcraft, даже при наличии подписки. Пример тому – DC Universe Online и RIFT, а так же пока не вышедшие The Secret World и The Old Republic.

Тортик или Смерть!?

Переход на F2P, это не так уж плохо. Age of Conan, достигший максимума в 700,000 подписчиков, сдулся до 100,000-150,000. Учитывая стоимость подписки в 14 долларов в месяц, заработок получается вполне вменяемым – $2,100,000. Однако учитывая затраты на сервера, доступ, обеспечение, поддержку и прочее-прочее, чистый доход получается совсем скромным.

Если AoC на поприще F2P сможет достичь тех же высот что и Lord of the Rings Online и Dungeon and Dragons Online, они смогут утроить свои доходы, а может пойдут и дальше.

Lord of the Rings Online был на уровне в 200,000 подписчиков на 2010-й год. Сейчас, после перехода на F2P компания не публикует данные о количестве игроков, однако финансовые отчеты указывают на утроение доходов от игры.

Dungeons and Dragons Online достиг всего 90,000 подписчиков, но после сброса оков подписки, игра преодолела отметку в 100,000 игроков. Доходы увеличились в четыре раза!

Провальная MMO APB продержалась совсем не долго. Однако на бесплатную, доработанную APB: Reloaded уже подписалось более 250 тысяч бета тестеров. Очевидно, что игрокам нравятся Free-to-Play.

Free-to-play довольно резво избавляются от позорного клейма дешевых и эксплуататорских игр. Вероятно, что наше отношение со временем изменится, и мы станем воспринимать микротранзакции как нечто нормальное и естественное. Чем дальше разработчики будут изучать подобные схемы, тем скорее они смогут решить самую главную проблему Free-to-Play – это всем известно ощущение "Заплати за победу", когда игрок выкинувший кучу денег на эквип, всегда будет крут, не смотря на то, сколько сил вкладывает в развитие игрок с меньшими вложениями.

Кроме того, распространение Free-to-Play на другие жанры – APB Reloaded, Battlefield Heroes, и Warface, так же помогает с очисткой репутации от символа "гринд-фест".

Очевидно, что развиваться будут обе модели MMORPG, так же очевидно, что все новые стратегии для новых MMORPG помогут даже большему успеху модели F2P.  Издатель Star Trek Online рассчитывал за первый месяц набрать 1 миллион подписчиков, только для того, чтобы отбить затраты на работу, а уже после – перейти на более спокойную F2P, которая обеспечит стабильный доход.

Уверен, что если APB добьется успеха, мы увидим множество релизов с бесплатной игровой моделью. Кроме того, по слухам, The Old Republic впервые испытает некоторые новые модели. Free-to-Play взрослеет и становится более серьезной, более удобной и сильной стороной MMORPG. Тем временем, консольные разработчики пока лишь мечтают о подобной гибкости. 

Если этим летом вам будет скучно, то освободите немного места на жестком диске – будет, что попробовать.

Больше статей на Shazoo
Тэги: