Убежища вселенной Fallout или самый масштабный социальный эксперимент
В одном из прошлых видео по вселенной Fallout мы уже поднимали тему Убежищ. В частности, изучили период в истории США, который взяли за основу разработчики оригинальных игр.
Реальные убежища и образ представленный в серии Fallout совсем не похожи друг на друга. Но это связано не только с внутренним устройством, принципами работы и долговечностью. Еще одна, возможно, даже главная причина — это скрытая цель подземных комплексов. Потому что значительная часть Убежищ Fallout были построены не столько для защиты людей, сколько для проведения социальных экспериментов.
Сегодня давайте разберемся, насколько правдоподобны опыты, которые устраивала Vault-Tec, и какие реальные аналоги можно вспомнить.
Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть ниже или по этой ссылке.
В 50-ые годы 21 века на фоне новой чумы, развала ООН и страхов вокруг региональных конфликтов, власти США запустили проект Убежища. Масштабная инициатива задумывалась как обширная сеть бункеров для защиты населения страны в случае ядерной войны или пандемии.
После успешной демонстрации Убежища в Лос-Анджелесе, Vault-Tec была выбрана в качестве подрядчика для реализации проекта. Однако власти США поняли, что не смогут спасти всех. При населении около 400 миллионов человек, требовалось построить не меньше 400 тысяч комплексов. Учитывая, что строительство даже одного бункера обходилось в сотни миллиардов долларов, план был обречен на смерть.
Теневое правительство США, известное нам как Анклав, выступило против Убежищ, как средств защиты населения. После получения контроля над проектом, началось строительство только 122 бункеров, которые стали тестовыми полигонами в рамках программы сохранения общества.
Лишь 17 Убежищ были контрольными и работали, как положено. Остальные 105 комплексов включали различные сценарии, от слегка неудобных, до смертоносных для их жителей. Таким образом ученые хотели выяснить, как группы людей реагируют на стрессовые условия и какие решения принимают.
Например, Убежища 68 и 69 были задуманы для проверки социального и репродуктивного поведения. Для этого первое было населено 999 мужчинами и 1 женщиной, а второе 999 женщинами и 1 мужчиной. К сожалению, результаты опыта неизвестны.
Убежище 11 из Нью-Вегаса проводило эксперимент с жертвоприношениями. Каждый год жители должны были отправлять на смерть одного человека, или убиты будут все. И они занимались этим долгое время, сформировав демократическую систему выборов жертвы. В результате бунта, население значительно сократилось и оставшиеся отказались голосовать. Оказалось, что сообщение с требованием жертвы было тестом и никакого наказания не было.
В Убежище 87 проводили опыты с вирусом рукотворной эволюции. В 106-ом система вентиляции подавала в воздух психоактивные вещества, вызывающие галлюцинации. В Убежище 77 был только один житель, а в 108-ом было оружие и техника для клонирования.
Нам известны детали и результаты лишь нескольких десятков экспериментов, остальные еще предстоит увидеть в будущих играх Fallout. Многие из описанных опытов далеко не так страшны, некоторые вполне сопоставимы с реальными психологическими тестами. Например, одно Убежище оснастили лампами не мощнее 40 Ватт. В другом не было никаких развлечений. Не очень приятно, но не смертельно.
Опыты над людьми в целом звучат довольно жутко, но реальные психологи проводили не менее жуткие тесты. А если учесть, что некоторые социальные эксперименты вообще устраивают без ведома публики, то говорить о жестокости Vault-Tec как минимум преждевременно.
Один из самых известных примеров из нашей истории — это стэнфордский эксперимент. В августе 1971 года профессор психологии Филип Зимбардо решил проверить теорию о том, что конфликты и грубое обращение с заключенными в тюрьмах связано с персональными чертами. Для этого была создана симуляция тюрьмы, где 24 добровольца разделили на узников и стражников.
Через какое-то время четверо охранников начали вести себя как садисты. Заключенных раздевали, унижали, оставляли в грязных условиях и заставляли спать на полу. Одного закрыли в кладовой. И все это произошло в течение одной недели. Эксперимент был прекращен, но как минимум пять добровольцев из числа узников получили серьезные эмоциональные и психологические травмы.
В 1967 году когда студенты школы в Пало-Альто спросили учителя Рона Джонса, почему люди допустили Холокост, то он решил сделать практический урок.
В первый день эксперимента он создал авторитарную атмосферу в своем классе, представив себя как верховного лидера. Его идеология "Третьей Волны" начала распространяться с огромной скоростью. Студенты придумали символику и стали салютировать в стиле нацистов. Они были обязаны строго следовать приказам Джонса. Некоторые начали активно докладывать друг на друга. Демократии словно и не было.
На четвертый день эксперимента ситуация вызывала беспокойство среди учителей. В итоге опыт прекратили и на пятый день преподаватель рассказал школьникам, что за считанные дни у них сформировалось то же чувство превосходства, которое воспитывалось нацистами в Германии на протяжении многих лет.
В 1961 году Стэнли Милгрэм решил проверить, станут ли люди выполнять действия, с которыми они не согласны, если приказы отдает авторитетная фигура. Для каждого опыта Милгрэм выбирал по три роли: авторитет, обучаемый и учитель. При этом подопытными были только учителя.
После этого он изолировал учителя и ученика, сказав выполнять приказы авторитета. Далее учитель должен был готовить ученика при помощи пар слов. В случае неправильного ответа учителю говорили использовать электрошок на ученике. Актер намеренно давал ложные ответы и притворялся, что с каждым разом мощность тока росла. Но несмотря на протесты подопытных, когда авторитет давал указ, они продолжали нажимать переключатель. В конечном счете 65% подопытных доходили до смертельного уровня электрошока.
Результаты показали, как обычные люди следуют приказам авторитетной фигуры, даже когда речь идет об убийстве невинного человека. Из опыта стало ясно, что подчинение закладывается в нас с самого детства и несмотря на характер ситуации, пойти наперекор власти решаются не многие.
Таким образом на практике были доказаны слова философа Томаса Хоббса, что не мудрость пишет закон, а авторитет.
Мир Fallout выступает гиперболой на реальность, где события и явления преувеличены и развиваются в экстремальных условиях. А массовые тесты в Убежищах, всего лишь один из многих примеров. Описанные в играх опыты ужасны в своем исполнении, но имеют смысл с научной точки зрения. Ведь только проводя испытания можно понять причины наших действий. Увидеть механизмы, которые управляют нами, пусть мы того и не понимаем.
Что если серия Fallout — это тоже своеобразный социальный эксперимент в игровой форме. Попытка выяснить, как ведут себя люди обладая полной свободой действий. На что мы способны, когда последствия решений остаются в виртуальной реальности?
Возможно, когда в Fallout 76 добавят поддержку модификаций, то мы сами примерим халаты ученых и будем проводить свои исследования. Кто знает, вдруг на их основе будут написаны научные работы или открыты новые черты человеческого поведения.
Расскажите в комментариях, какие эксперименты вы бы стали проводить в своем Убежище?
Серия Fallout и реальность:
- Bethesda анонсировала первый в истории День Fallout — трансляцию, в которой расскажут о будущем Fallout 76 и проведут парад
- Европейский чарт за апрель: Fallout 4 на верхушке, Fallout 76 и New Vegas в десятке
- 5 миллионов человек сыграли в игры Fallout за один день, на Fallout 76 пришелся 1 миллион — спасибо сериалу Fallout