Космическая антиутопия The Outer Worlds далеко, но может стать реальностью

После приземления на поверхность "Терра-2" я направился к небольшому городку Эджуотер, основанному частной компанией. На подходе к колонии, известной благодаря консервному заводу Saltuna Cannery, мне повстречался мужчина в каске. Я остановился, чтобы с ним поговорить.

И вот что сказал мне человек по имени Сайлас:

Наши могилы не принадлежат нам — мы арендуем их у компании.

Эджуотер — собственность Коллегии, поэтому каждый, кто находящийся там должен следовать прихотям мега-корпорации. Колонисты сталкиваются с невероятно тяжелыми условиями труда, потому зачастую убегают, выбирая жизнь в небезопасных уголках планеты. А еще они тоже вынуждены платить налог за аренду места под свои будущие могилы. Некоторые семьи "слегка задержались с платежами" и поэтому Сайлас просит помочь в собре положенных денег — любыми необходимыми средствами.

Оригинал публикации: The Verge

Попросив разобраться с одним из мужчин, он сказал мне:

Слушай, долго объяснять. Просто вытащи из него деньги.

Это была одна из моих первых встреч в The Outer Worlds — приключенческой игре от первого лица, разработанной Obsidian Entertainment. Действие разворачивается в альтернативной вселенной. Вопреки реальной истории, в 1901 году президента США Уильяма Мак-Кинли не убили. В свою очередь это не позволило Теодору Рузвельту разрушить монополии, вмешавшись в дела Джона Дэвисона Рокфеллера и Джона Пирпонта Моргана, контролировавших нефтяную промышленность и строительство железных дорог соответственно.

Во время разговора по Skype геймдиректор и легендарный геймдизайнер Леонард Боярский рассказал:

Мы стали представлять шахтерские города на рубеже веков. Эти компании владели практически всем. Это было своего рода рабством, где навязывалось абсолютно все, кроме имени. Со временем ситуация только ухудшалась, как снежный ком с горы.

Путешествуя по планетам в видеоигре Obsidian я столкнулся с владельцами предприятий, которые просили меня уничтожить профсоюзы, и учеными, готовыми на любые опасности ради зубной пасты. Каждый поворот основной сюжетной линии показывал, как мега-корпорации относятся к рабочим, без которых они не могут существовать.

Боярский говорит:

К сожалению, все это — реальность, постепенно вливающаяся в наше сознание.

Товарищ геймдиректора и легендарный разработчик видеоигр Тим Кейн добавил, что "будет странно, если первая база на Луне или Марсе будет "представлена для вас Pepsi".

Несколько крупнейших компаний, связанных с космической индустрией, включая корпорации с большим влиянием подобно SpaceX и Blue Origin, принадлежат миллиардерам — Илону Маску и Джеффу Безосу соответственно. Двум магнатам, которые сколотили свое состояние отчасти благодаря тяжелым условиям труда на заводах Tesla и складах Amazon. Значительная часть техно индустрии существует засчет переработок и урезанных зарплат. Что же будет, когда мы отправимся в космос? Будут ли люди жить лучше, чем бедолаги из Эджвотер?

Аналитик космической отрасли и главный автор SpaceNews Джефф Фауст рассказал:

Лучшая научная фантастика основывается на отражении нашего общества. Я не считаю, что после того, как мы окажемся в космосе, то вмиг превратимся в более просвещенных созданий и избавимся от многих недостатков.

The Outer Worlds — не первый проект, отображающий мрачный результат колонизации космоса. Идея коммерциализации космоса и связанные с ней последствия старше космонавтики. Такие шоу, как "Стар Трек" и "Пространство", а также фильмы "Космическая одиссея 2001" и "К звездам" показывают, во что выльется колонизация космоса на фоне современной политической напряженности, экономического неравенства и культурного несоответствия.

Боярский и Кейн использовали в The Outer Worlds альтернативный подход к истории: путешествия в космос открыли в тот момент, когда мега-корпорации были готовы использовать их в своих интересах. В нашей реальности стремление к путешествию в космос было вызвано космической гонкой времен Холодной войны, начавшейся в 1950-х. То есть это было дело государственной важности, но с тех пор все изменилось.

За последние 20 лет космическая отрасль перешла на коммерческое функционирование. Такие компании, как Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, SpaceX, Blue Origin и другие стали независимым, частным бизнесом.

Астробиолог, бывший сотрудник NASA и текущий редактор NASA Watch Кит Коуинг отметил:

Нынешнее правительство, как при Обаме, так и при Трампе, видит смысл в использовании коммерческого сектора. На этом оно экономит деньги вместо того, чтобы заниматься [космическими исследованиями] самостоятельно, на что ушло бы значительно больше времени и финансирования. Прежде абсолютно всем занималась NASA, другого выхода попросту не было.

В то время как технологические достижения удешевили исследования космоса (габариты некоторых спутников схожи с обувной коробкой), они по-прежнему требуют серьезных капиталовложений, а большинство компаний полагаются на партнерские отношения и финансирование со стороны государства. Космос по-прежнему в приоритете для нынешней администрации Белого дома, но NASA выделен куда меньший процент от федерального бюджета. Во время миссии "Аполлон" у NASA было 5% федерального бюджета, что составляло порядка $6 млрд в год на пике в 1960-х, или около 52 миллиардов по современным меркам. Бюджет NASA на сегодня равен $22 млрд, но это менее 0,5% от федерального бюджета и более чем в два раза ниже, чем 50+ лет назад. 

NASA продолжает поддерживать значительное число космических кораблей и аппаратов, но наблюдается рост тенденций приватизации, поскольку Трамп хочет перевести Международную космическую станцию в частный сектор. А многие компании готовят собственные космолеты, чтобы уже в ближайшие несколько лет использовать их для полетов на низкую орбиту Земли.

Хотя корпорация "Алкион Холдингз", состоящая из 10 частных компаний, олицетворяющих главного антагониста The Outer Worlds, считается плохой, большая часть нарушений и уничтожений профсоюзов происходят после того, как ее руководство теряет связь с правительством Земли. Поскольку компания теряет связь с голубой планетой и вынуждена выживать в космосе, получается, нет никаких законов, которым она должна следовать.

У частного сектора появляется все больше возможностей запускать на орбиту аппараты, в конце концов, плианируются пилотируемые миссии на Луну и Марс. В настоящий момент нет ничего, что могло бы их сдерживать или поддерживать равновесие, идти нога в ногу. Частные компании, запускающие спутники, обязаны подать заявку на получение лицензий в Федеральную комиссию по связи, реже — Национальное управление океанических и атмосферных исследований. Они должны соблюдать правила при запуске ракет и других летающих объектов. Но далеко не все законы охватывают, что можно делать в космосе.

Историк космонавтики и редактор collectSPACE.com Роберт Перлман говорит:

Все эти законы регламентируют деятельность здесь, на Земле, но уже сейчас мы видим, как юристы, политики и аналитические центры думают о том, какие законы нужны для управления деятельностью в космосе. Нет никого, кто контролировал или владел бы Луной, поэтому вопрос в том, будем ли мы ждать, пока на Луне появится колония, которая и станет руководящим органом?

Если что-то произойдет на Луне или на борту Международной космической станции, то будут применяться законы той страны, которая запустила ракету, или страны, которая владеет модулем МКС в котором произошел инцидент. Пока не появятся компании, которые не будут присутствовать на Земле, их колонии будут подчиняться общему законодательству.

Современные законы о труде, по крайней мере, в США, развиты слабо. Отправляясь на работу на склад, никто не подвергается нападению смертоносного Раптидона, но негативный образ в глаза общества и антипрофсоюзные настроения певращают сам акт организации в опасное дело. Это особенно актуально для работников техно индустрии, некоторые из которых работабт на компании с бизнесом в космосе. Они рассматриваются как привилегированные работники, которым не нужно вступать в профсоюзы. В конце прошлого года Google, один из гигантов в сфере высоких технологий, уволил нескольких сотрудников за попытки организовать профсоюз, а также была нанята компания, специализирующаяся на предотвращении появления профсоюзов.

Кэтрин Спайерс, одна из уволенных сотрудниц Google, заявила:

Объединение в профсоюзы противоречит цели большинства руководителей. Нет никаких предпосылок к изменению этого в будущем.

В первые часы The Outer Worlds, когда замедляется работа, мы наблюдаем за исчезновением корпоративного фасада Saltuna Cannery и Эджуотер. Работники Коллегии рассматриваются как граждане второго сорта. Их уважают ровно настолько, насколько ценен труд, который они могут выполнять. Фактически, их жизни принадлежат компании, владеющей городом. Некоторые из них трудятся на заводах и в портах, в то время как другие заняты более квалифицированной работой (например, частной охраной). В конечном счете, независимо от рода деятельности, работодатели знают, что нет незаменимых людей.

Некоторые крупнейшие технофирмы, включая Google, полагаются на персонал из тысяч контракторов, которые трудятся над проектами компании, но официально в ней не устроены.

Спайерс продолжила:

Google использует своих контракторов неправильно. Словно они граждане второго сорта. Я знаю многих в Google, кто рассматривает контрактников, как совершенно иных гуглеров, и тех, кто даже не задумывается о причинах, почему Google использует людей со стороны. Как мне кажется, это и затрудняет формирование объединений.

Некоторые группы контрактников смогли объединиться, но другие были массово уволены сразу после того, как компания больше не нуждалась в их услугах. Это яркий пример того, как технологическая индустрия не ценит людей, которые двигают образные жернова и механизмы.

Если бы сегодня такие компании, как SpaceX и Blue Origin отправляли в космос с пилотируемыми миссии, мы бы не увидели Эджуотер или Стеллар-Бэй. Маск и Безос не будут отправлять туда большую рабочую силу. Пройдет еще много времени, прежде чем люди станут работать в шахтах и на консервных заводах на марсианских комплексах. Стоимость, риски и координация, необходимые для отправки и поддержки колонистов в космосе, астрономические. В обозримом будущем только самые квалифицированные и способные люди отправятся к новоым мирам.

Фауст сказал на этот счет:

В настоящий момент на МКС самый ценный товар — время астронавта. Вы хотите, чтобы они занимались тем, что нужно вам. Это будет актуально и в далеком будущем. Люди станут дефицитным товаром в космосе. Никто не будет использовать их для рутины.

Однако профсоюзы — не просто инструмент для повседневного труда. В 1973 году три члена последней миссии "Скайлэб" объявили о забастовке, протестуя против 16-часового рабочего дня, с которым им приходилось мириться в течение двух месяцев. В конечном счете это привело к увеличению свободного времени для астронавтов. Даже если они не выполняют те же задачи, что и операторы автопогрузчиков, бастующие в Стеллар-Бэй, но это отчетливо иллюстрирует идею о том, что профсоюзы — единственный способ, благодаря которому астронавты и рабочие получат право голоса в том, что связано с успехом их космических миссий.

Профсоюзы рабочих, одна из самых больших тем в The Outer Worlds — и это один из ключевых методов, позволяющий убедиться в том, что наши колонии не будут такими же как Эджуотер. Текущие взгляды крупных компаний, таких как Amazon, Tesla и Google, наряду с общим антипрофсоюзным настроением в США, приводят к невозможности формирования подобных организаций.

Впрочем, до колоний, подобных Эджуотер, еще очень далеко (наука The Outer Worlds отличается от нашего мира, поэтому путешествия в космос там были открыты быстрее). Мужчины и женщины, отправляющиеся в первые миссии по освоению далекого космоса, полетят с билетом в один конец. И, по словам Илона Маска, скорее всего их ждет смерть.

Перлман говорит следующее:

Сложно об этом говорить. Даже если компании продолжат движение в текущем направлении, мы рассуждаем о сценарии, до которого еще предстоит дожить. Первые люди, которые полетят на этих ракетах, будут либо добровольцами, либо теми, кто вынужден платить деньги за "удовольствме". К примеру, это будет похоже на то, как обычный человек оплачивает проезд в поезде или на повозке во времена освоения дикого Запада.

Такой вариант не сильно отличается от межзвездных колонистов The Outer Worlds. Многие жители Эджуотер, Стеллар-Бэй или корабля "Первопроходец", испытывающие стресс из-за нахождения в инопланетной среде, изолированы от дома. Так же, как и в случае с Золотой лихорадкой 1850-х, первые годы были невероятно опасными, труд — эксплуататорским, но по мере иммиграции населения, ситуации менялись.

Лунная база, колония на Марсе и поселения на других пригодных для жизни планетах — далекое будущее, и никто не может составить реальный прогноз на его развитие. Но такие игры как The Outer Worlds помогают нам уже сейчас исследовать и оценивать перспективы. Главная директива "Стар Трек" — руководящий принцип, в соответствии с которым ни один член Звездного Флота не вправе вмешиваться в естественное развитие инопланетных цивилизаций — помог создать реальные руководства в отношении освоения космоса. Рассуждения о космическом труде и будущем могут помочь нам избежать аналогичных проблем, когда наша цивилизация добереться до нового горизонта.

Перлман подвел итог:

Хоть это и игра, разработчики пытались показать свое видение нашего будущего, которое соответствует положению дел сегодня. Они помогают нам исследовать эти вопросы, чтобы, когда придет время, мы были готовы к вызовам.

Больше статей на Shazoo
Тэги:
Источники: