Самоубийственная миссия Mass Effect 2 — даже 10 лет спустя это лучшее, что сделала BioWare

Финальная локация Mass Effect 2 — база Коллекционеров, находившаяся по ту сторону масс-ретранслятора Омега-4 — появляется на экране с момента запуска игры. Сгоревшие обломки окружают аккреционный диск черной дыры в центре Галактики: кладбище космических кораблей постепенно приближается к своей гибели. Зловещее место, и сюда мы отправляемся во время "Самоубийственной миссии", чтобы полюбоваться завораживающими финальными моментами игры.

Оригинал публикации: Eurogamer

Спустя десятилетие после релиза Mass Effect 2 ее концовка считается одной из лучших работ BioWare за всю историю существования студии. Нет сомнений, что по эмоциональности третья часть может составить серьезную конкуренцию второй. Но если рассматривать ее с точки зрения сложности принятия решений, та самая миссия до сих пор остается беспрецедентной.

Но игрокам видна лишь часть более глубокой системы. Лучшее в самоубийственной миссии — то, что вы отправляетесь на задание вслепую, надеясь, что смогли сделать все для защиты корабля и экипажа, но параллельно испытывая сомнения в выживании команды. С одной стороны, такая непрозрачность добавляет эмоциональное давление, с другой, она скрывает некоторые из лучших механик BioWare, которые были связаны с принятием решений: все, что вы делали по ходу игры, в конечном итоге складывалось в единый пазл.

Mass Effect 2 — игра, в которой вы набираете команду и пытаетесь завоевать доверие каждого члена отряда, чтобы он был готов к последнему заданию. Но что это за отряд! Инопланетные разбойники, бывшие враги и хрупкие союзы, что позволяет увидеть самый разнообразный набор персонажей за историю всей трилогии. Как только начинается финальная миссия, вы испытываете некое чувство удовлетворения от того, что все члены "семьи", узнав, что "Нормандии" угрожает опасность, собрались вместе.

Быстрая вводная последовательность миссии показывает, как "Нормандия" прыгает через масс-ретранслятор Омега-4 и вступает в битву с кораблем Коллекционеров — тем самым, который уничтожил оригинальную "Нормандию" в начале Mass Effect 2. Тут, в промежутках между последовательностями, в которых Шепард сражается с Коллекционерами-захватчиками в грузовом отсеке, начинают погибать члены экипажа.

Три товарища по команде могут умереть, если вы ранее не прислушались к предупреждениям вашего экипажа о слабой подготовке к заданию. В частности, если вы не открыли апгрейды и не улучшили "Нормандию". Игра делает банальную проверку: смотрит, обновили ли вы броню космического корабля, чтобы определить, смогла ли "Нормандия" полностью уцелеть во время опасного перелета. Если нет, то произойдет взрыв, который убьет укрывавшуюся под палубой Джек. Более поздние проверки связаны с тем, до какого этапа были модернизированы защита и орудия "Нормандии", в результате чего могут случиться еще две смерти, связанные со взрывами в машинном отделении и падением переборки. Одно событие затронет персонажа в вашем отряде, другое — члена остальной части экипажа.

И это все произойдет до того, как вы успеете приземлиться на основную базу Коллекционеров. Если вы недостаточно подготовлены, то прием будет жестким. Даже потеря одного товарища по команде будет прискорбна. Она предупреждает о потенциальной резне.

После аварийного приземления на базу Шепард группируется с оставшимися союзниками. Здесь вы можете впервые распределить роли. Вступает отмеченная выше механика, и вам нужно (мудро) выбрать, какой товарищ по команде выполнит то или иное задание в зависимости от доступных ему навыков. Все окажется еще сложнее, так как механика повторится еще несколько раз на протяжении всей миссии. И чем больше вы потеряете людей, тем ниже будут шансы на успех.

Вначале будут довольно простые варианты. Нужно выбрать специалиста, который пробежит через несколько воздуховодов, а также персонажа, возглавляющего резервный отряд. В случае с воздуховодами очевидным вариантом считается техник-эксперт Тали. Но если вы не смогли познакомиться с ней ближе, то можете этого не знать. Другие варианты — Легион и Касуми, хотя обоих может не быть в отряде, а последняя и вовсе была доступна только как часть пострелизного DLC. Любой другой умрет, но об этом вы узнаете далеко не сразу.

Пробиваясь через базу Коллекционеров, вы столкнетесь с несколькими вражескими волнами, которых постоянно улучшает Главный Коллекционер. Вы будете получать постоянные отчеты по радиосвязи от тех, кого назначили на указанные выше роли. Несмотря на то, что эти персонажи находятся за кадром, это позволяет ощущать их присутствие. Во многом за счет этого сохраняется ощущение того, что никто не может чувствовать себя в безопасности. В частности, с постоянными проблемами столкнется специалист по воздуховодам: вам придется неоднократно помогать ему, когда тот будет застревать.

Когда вы, наконец, вновь встретитесь со специалистом, впереди будет заевшая дверь. Ваш резервный отряд должен потушить огонь, чтобы все прошли дальше. И именно здесь начинаешь осознавать, как сделанный ранее выбор влияет на игру. Вы выбрали сюда правильного человека (Тали/Легион/Касуми — значит все ОК), на протяжении игры заслужили его лояльность (если да, то тоже ОК), назначили подходящего лидера резервной группы (Миранду/Джейкоба/Гарруса? Правильно) и опять же он относится к вам лояльно. Должны быть пройдены все четыре проверки для того, чтобы специалист по вентиляции остался жив. В противном случае, после выполнения задания, в самую последнюю секунду его подстрелят.

После завершения этого отрезка боевые действия на мгновение утихают, временно меняется жанр игры. Спустя считанные секунды начинается настоящий научно-фантастический хоррор, когда обнаруживаешь ранее похищенных членов экипажа, которых заключили в капсулы и вот-вот уничтожат. Если точно, то речь идет о персонажах, которые не могли состоять в отряде — типа доктора Чакваса и личного секретаря Шепарда, Келли Чамберс. Это люди, которые были похищены во время вторжения Коллекционеров на "Нормандию".

И к этому моменту уже решено, выживут они или нет. Все зависит от того, как скоро вы прибыли на последнее задание после того, как были похищены союзники. То есть какое количество заданий было выполнено за прошедшее время. Отправились вы через масс-ретранслятор "Омега-4" сразу, как только смогли, или бороздили просторы галактики, не переживая за их судьбу? Это что-то вроде хитрого морального выбора: с одной стороны, их похищение становится точкой невозврата, обязывающей к скорейшим действиям по спасению, с другой, когда вы будете готовы отправиться через ретранслятор Омега-4, игра предупредит вас, что пути обратно уже не будет. Из-за этого очень легко отвлечься и позабыть обо всем. Но не спешите: убедитесь, что у вас есть все, что нужно, завершены все миссии по повышению лояльности. В то же время это единственный момент игры, где имеет смысл поторопиться вместо того и не отвлекаться на ненужные побочные квесты, последствия будут необратимы. Если направились на их спасение как можно скорее, тогда выживет весь экипаж. В противном случае — часть из них или все будут уничтожены прямо на ваших глазах. (А если спасете всех, то увидите, что один из колонистов Горизонта превратился в слизь.)

С окончанием хоррор-сцены продолжатся боевые действия, что приведет к средней фазе принятия решений. Здесь нужно выбрать специалиста по биотике, который защитит вас, создав силовое поле, пока вы будете двигаться через рой врагов. В дополнение к этому нужно выбрать лидера для резервной команды. Наконец, вы можете выбрать третьего члена отряда, который сопроводит любых/всех оставшихся членов экипажа от капсул к "Нормандии". Без этого человека отправка выживших — рискованная затея, поскольку ни один из них сейчас не в состоянии сражаться.

В качестве специалиста по биотике, также как и с вентиляционными отверстиями, нужен человек с соответствующими способностями. Эта работа подойдет только топовым биотикам — Джек или Моринт, а лидером резервного отряда нужно выбрать Миранду, Джейкоба или Гарруса. Может показаться, что Миранда — хороший выбор даже для биотики, но к настоящему моменту ей хватает опыта только на то, чтобы возглавить дополнительную команду. Тут стоит учесть ее личное отношенеи к Шепарду — кажется, даже сама игра хочет, чтобы вы выбрали ее для данной задачи.

После этого начнется битва, в течение которой ваш биотик защищает Шепарда и двух его напарников при помощи энергетической сферы. Со вторым резервным отрядом вы встретитесь там же, в дверном проеме. Здесь проинформируют о провале в том случае, если был выбран неправильный специалист по биотике. Его тело, подхваченное роем, растворится в темноте (Вы выбрали Самару или Моринт? Хорошо. Специалист к вам лоялен? Отлично. Если нет, персонаж мертв).

Когда появится резервный отряд, если был выбран плохой лидер, то и он может быть уничтожен. (Вы выбрали Миранду или лояльного Джейкоба/Гарруса? Отлично, они выживут. Если нет, считайте, что они мертвы)

А пока вы будете оценивать последние потери из-за крайних решений, с борта "Нормандии" придет отчет от Джокера и СУЗИ касаемо статуса спасенного ранее экипажа. Вы отправили [с ними] верного товарища по команде? Если рискнули и сделали это, то все выживут (Это отличное место, чтобы перед финальной стадией отправить на "Нормандию" более слабого союзника, такого как Мордин, тем самым гарантировав его выживание). Однако нелояльный напарник (или если вы не проявили сострадания и отпустили спасшихся людей в одиночку) приведет к гибели всех персонажей — благодаря чему в будущем сформируется ощущение опустошенной "Нормандии".

Финальная часть "Самоубийственной миссии" кажется самой простой: нужно выбрать двух напарников в отряд Шепарда, которые помогут ему в последнем сражении. А все остальные останутся вас прикрывать. Однако здесь срабатывает самая сложная система "весов", определяющая, кто выживет. Но прежде Шепард произносит свою заключительную речь. Стоит указать на другой тип решений, принятых по ходу всего задания. Это более изящные действия, в которых вы, к примеру, определяете, вдохновлять отряд своим героизмом или высокомерием по ветке "Отступника".

Выбор двух персонажей, которые отправятся с вами, ограничен лишь тем, кто остался в живых, однако те, кто будет вас прикрывать, должны быть крепкими и сильными, чтобы постоять за себя. Таким образом, отряды, которые будут держать оборону, не должны включать более слабых героев, таких как Мордин и техник Тали. Вместо них лучше выбрать таких красавцев, как Грюнт и Заид, способных идти напролом. Этот выбор приведет в действие конечную скрытую механику миссии: судьба Шепарда и его команды теперь полностью предопределена.

Заключительная часть сражения с летающими платформами Коллекционеров, соединенными между собой словно плитки мозаики, приведет к мощной кульминации с появлением Протожнеца. Это единственный Жнец в серии, который не похож ни на одного Жнеца. Более поздние диалоги в серии пытались объяснить/изменить его форму, заявляя, что Протожнец — лишь личинка, но от этого присутствие данного противника не стало менее противоречивым: все-таки в конце мы должны сражаться с куда более габаритным и опасным монстром.

Когда начинается битва с боссом, вам нужно стрелять в светящиеся трубы. В этот момент вы услышите тех, кто остался держать оборону, и узнаете, был ли выбор правильным (жалкий, панический возглас Мордина, кричащего, что его позиции небезопасны — плохой знак). Это произойдет перед более существенным выбором, в котором нужно будет принять решение о сохранении или уничтожении базы Коллекционеров. Последствия выбора были отложены для Mass Effect 3, но все же он повлияет на диалог между Шепардом (если тот выживет) и Призраком, который состоится по завершении задания.

Независимо от вашего решения, после победы над Протожнецом вы узнаете последствия последнего выбора, связанного с двумя напарниками по финальному бою. Срабатывает банальный расчет. Если люди были верны, они выживут. Если нет, то погибнут. А что с теми, кто удерживает оборону? Эти расчеты связаны со скрытой выживаемостью каждого героя, которая может усиливаться их лояльностью, и ее отношением к количеству выживших на текущий момент. Объяснить это текстом трудно, поэтому просто ознакомьтесь со схемой ниже, где приводятся точные математические расчеты.

Теперь, когда судьба команды решена, завершится и само задание. Подлетевшая "Нормандия" забирает выживших. Шепард, безусловно, уходит последним: ему придется совершить прыжок на корабль, пока Джокер ведет заградительный огонь. Тут может случиться заключительная смерть. Если останется менее двух напарников из отряда, это приведет к их гибели. (Упс. Трилогия завершена.)

Вы можете отправиться на "Самоубийственную миссию" Mass Effect 2 с Шепардом, возглавляющим команду из 12 бойцов. Некоторые из них были героями первой части трилогии, другие — новые лица, которые оказались на долгом пути к ретранслятору Омега-4. Даже спустя десять лет сложно поверить, что любой из них или даже все могут погибнуть здесь, в середине трилогии.

Только смерть Шепарда выбивается из канона, поскольку его выживание необходимо для задуманного перехода к Mass Effect 3. Представьте, что BioWare создала свою версию "Империя наносит ответный удар", в которой погибли Хан, Лея и Чуи, но продолжила движение к "Возвращению джедая". Очень дерзко. И позже BioWare сама признала, что разработчики испытывали настоящую головную боль, планируя, какие фрагменты использовать для последней главы трилогии.

Но это уже другая история. Что касается Mass Effect 2, даже спустя десятилетие сложно не испытывать восторг от этой миссии и всех ее скрытых параметров. Создавая для своей игры сложную систему с участием персонажей, студия оказалась на самой вершине.

Возможно, однажды эти механики будут переплюнуты, но сделает ли это BioWare в ее нынешнем виде — сомнительно.

Больше статей на Shazoo
Тэги:
Читать комментарии на сайте