Колонка: Способен ли объект в симуляции осознать, что он часть симуляции

В конце июля я писал колонку на непростую тему, которой занимаюсь уже не первый год. Она была посвящена моим размышлениям о том, почему все наше существование может быть частью грандиозной симуляции, виртуального пространства, созданного с определенной целью. В процессе обсуждения топика в комментариях и личных сообщениях мне удалось узнать от вас кое-что новое. Других я мог напугать или встревожить перспективами, третьи посчитали это глупостью. Прелесть данной темы в том, что фактического ответа нет ни у кого. 

Должны ли мы беспокоиться, что можем быть сном космического кита? На днях философ из Сингапура опубликовал свою колонку в New York Times, в которой предупредил, что ничего хорошего из попыток выяснить истину не выйдет. И такая позиция также заслуживает внимания и рассмотрения. Однако с моей точки зрения отношения к проблеме симуляции, идея, что нас могут "выключить", если мы будем задавать слишком много вопросов, звучит слишком... приземленно. Данное допущение возможно при условии, что наше существование и наши попытки поднять нужный камень и найти "кротовую нору" имеют значение для сущности за пределами симуляции. 

Учитывая размеры обозреваемой вселенной, даже будучи частью симуляции мы можем представлять собой настолько незначительную кроху, настолько заблуждающуюся в понимании происходящего, что значимость наша сопоставима с инфузорией туфелькой для галактики. Но это задает основу для следующего вопроса, который не касается исключительно нас, а представляет интерес в качестве мыслительного эксперимента. 

Способен ли объект (агент) в симуляции осознать, что он часть симуляции?

Начать вращать и разглядывать вопрос можно с самого примитивного примера — возьмем симуляцию шахмат и попытаемся логически рассуждая понять, способна ли пешка или ферзь понять свое положение. Конечно же нет! Без сомнения, шахматная фигура не обладает мыслительными способностями для осознания, что ее клеточный мир — созданная нами игра. Будь она физическая или виртуальная, прежде чем понять суть вопроса, фигуре требуется узнать, что такое шахматы, что такое правила, что такое компьютер, симуляция и многое-многое другое. Даже наделенная интеллектом фигура вне своих привычных условий будет подобна выброшенной на берег рыбешке. Или неандертальцу, внезапно оказавшемуся на пороге вашей квартиры в 2019 году. 

Идея "замороженного" человека, который просыпается в "будущем" тесно связана с примером шахматных фигур. Ясно, что неандерталец или любой другой доисторический человек, был умнее ферзя или коня. Но даже при наличии пытливого интеллекта, вероятность понимания им реальности в естественном для нас виде практически нулевая. Причина простая — среда. Разделив взрослого неандертальца и его малыша, при этом позволив второму расти среди людей, уже через несколько лет он может быть приблизительно на том же уровне, что и обычные дети. Плодотворные условия позволяют даже тем, у кого существуют мыслительные расстройства, понимать многие сложные концепции современного мира. Им не обязательно знать, как работает телевизор или смартфон, чтобы понимать их возможности. Постепенно развивая свое понимание мира мы начинаем видеть за повседневными вещами не просто предметы обихода, но всю комплексную структуру их существования. 

Время примера, так как все описанное выше может быть слишком абстрактным.

Найдите ручку или карандаш. На первый взгляд, это самая банальная вещь. Большинство из нас едва ли задумываются о существовании ручки — главное, что она есть, пишет и не течет. 

Но есть отдельный тип людей с необычной способностью — они видят не просто предмет, а всю его сущность. Ручка — не просто ручка. Она начинает свою жизнь глубоко под землей в виде залежей нефти, металлов и других химических элементов. Как они сформировались и как были добыты — отдельная ветвь рассмотрения, которую я сейчас опущу для простоты. Полученные базовые материалы должны быть доставлены на фабрики и переработаны. Производственное сырье отправляется в очередное путешествие — к изготовителю ручек. Эта компания создает схемы и модели, всячески испытывает прототипы, после чего осуществляется строительство производственной линии.

Процесс может включать: литье, ковку, сборку, десятки сложнейших машин, управляемых людьми или компьютерами. И некоторые люди, обладающие специфическими знаниями, способны представлять у себя в голове практически весь путь — от возникновения химических элементов в результате взрыва звезд до создания первого токарного станка. Последний заслуживает отдельного разговора, так как он, по заслугам, должен считаться точкой отсчета индустриальной революции. 

Возвращаясь к нашим неандертальцам — чтобы взрослая особь поняла, что такое наручные часы или кто такой астронавт, мы должны будем рассказать ему обо всем, что предшествовало им. Для нас, взрослых людей живущих в наше время, такие вещи просты и понятны, так как мы научились упрощать, ограничивать собственное восприятие, чтобы не сойти с ума. Микрочипы, печать на кристаллах кварца при помощи света и химикатов, беспроводные подключения, жидкие кристаллы, химические батареи... даже самые простые умные часы обладают свойствами, которые для человека начала прошлого века будут казаться магией. Не для всех, конечно, скорее всего Тесла, Эдисон, Форд и им подобные могли бы обернуть сознание вокруг девайса, используя аналогии, но обычные люди за такие гаджеты могли бы и подстрелить. 

Таким образом мы подходим к следующей части наших философских рассуждений. Если современные технологии даже сотню лет назад могли казаться чудом, то в перспективе галактического времени, скажем, десяти тысяч лет развития цивилизации, сможем ли мы понять даже примитивные концепции этого народа? Способен ли агент симуляции, находящийся бесконечно далеко от уровня той сущности, что запустила симуляцию, найти и распознать ее следы?

Во время обсуждения этого вопроса со знакомыми программистами мы пришли к простому заключению — осознание симуляции и возможность повлиять на нее зависит от типа симуляции, заданных параметров агента и доступных агенту симуляции инструментов. Виртуальный червь может сколько угодно ползать в виртуальной почве без результатов. Чтобы начать ковырять бездну, требуется наличие интеллекта, который понимает идею симуляции. Увы, без доступа к инструментам "дебага", даже мимолетом взглянуть на "код" вселенной не получится. Косвенные доказательства и гипотезы допустимы, но фактов, подтверждающих существование симуляции, будучи частью модели, просто так не обнаружить.

Большинство из нас знают, что такое The Sims — игра позволяет брать под контроль людей, манипулируя ими для проживания определенной жизни, задуманной игроками. Разработчики наделили их реакциями, желаниями и даже характерами, но чего у симов нет, так это собственной воли увидеть границы своего мирка. Они не спрашивают, существует ли судьба, что за облаками и что будет, если копать очень долго. Потому что знать им это не требуется. А вдруг один этот факт уже опровергает наши мысли о симуляции? Или мы находимся настолько низко в развитии, что даже наши пытливые вопросы и обсуждения сопоставимы с пузырьками мыслей и желаний симов?

Как вы думаете, способен ли виртуальный персонаж, в самой продвинутой виртуальной вселенной, хотя бы краем глаза увидеть или повлиять на ту среду, в которой он находится? Или четвертую стену можно разрушить и в реальности?

Иллюстрации в тексте: beeplejmbihorelPaul Pepera

Больше статей на Shazoo
Тэги: