Просмотр фильмов в 3D временно делает детей «умнее»

  • Улучшение ‘когнитивного восприятия’ почти в три раза в результате просмотра фильма в 3Dпо сравнению с 2D
  • Помимо улучшения мозговой активности, 3Dтакже ускоряет сердцебиение, позволяя достигнуть 80% эффекта возбуждения и волнения как на американских горках

Согласно новому исследованию, просмотр фильмов в формате 3D обостряет мозговую активность детей на длительный период времени, а также имеет кратковременный эффект «тренировки мозга». Исследование влияния фильмов в различных форматах, начатое еще в 2015 году, продолжилось изучением особенностей реакции детского мозга на видео в 3D.

Всего в исследовании приняли участие 63 ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет. Все они прошли серию когнитивных, социальных, эмоциональных и физиологических тестов до и после просмотра 20-минутного фрагмента анимационного фильма Disney «Книга Джунглей» в формате RealD 3D или 2D. Все участники эксперимента были отобраны Into Film, британской образовательной программой, которая включает в себя сеть внешкольных киноклубов.

Проведенное при участии Vue Entertainment исследование показало улучшение «когнитивного восприятия» («когнитивное восприятие» в зависимости от контекста может обозначать мыслительную способность, способность к изучению, сохранению знания и обмену им с другими) у детей, которые продемонстрировали троекратное увеличение скорости реакции во время решения компьютерных тестов после просмотра видео в 3D по сравнению с 2D. Провел эксперимент знаменитый невролог и лектор Лондонского колледжа Голдсмитс Патрик Фаган.

Как показало исследование, дети быстрее реагировали на компьютерные тесты после просмотра видео в 3D. Задержка в ответе на вопросы теста у маленьких участников эксперимента сократилась на 43 миллисекунды после просмотра 3D-видео, тогда как после просмотра видео в обычном двухмерном формате она сократилась всего на 16,1 миллисекунды.

Исходя из этого Фаган полагает, что просмотр фильмов в 3D перед выполнением задач, требующих скорости реакции, может в результате обеспечить более высокую производительность. Это особенно актуально для спортсменов или даже хирургов, которым предстоит операция.

Возможное применение в «реальном мире» было исследовано дальше, когда участникам было предложено сыграть в «Операцию» до и после просмотра клипа, для того чтобы оценить уровень концентрации и внимания. В рамках этого исследования участникам было выделено 2 минуты на то, чтобы удалить как можно больше «органов» наиболее аккуратно – любое случайное касание соседних сторон предоставленным инструментом запускало сирену. Количество собранных «органов», запущенных сирен, а также суммарное время, потраченное на задание, были отдельно записаны по каждому участнику эксперимента. В результате Патрик Фаган обнаружил, что у тех, кто смотрел клип в 2D чаще срабатывала сирена (на 19% больше среднего показателя), тогда как у тех, кто смотрел клип в 3D она срабатывала на 13% реже, что позволяет предположить, что просмотр фильмов в 3D может повысить внимательность и обеспечить определенный уровень ментального вовлечения, который невозможен в результате просмотра двухмерного видео.

На протяжении двух дней эксперимента небольшая группа маленьких участников также носила специальные физиологические сенсоры, которые измеряли их кожно-гальваническую реакцию (КГР) и частоту сердечных сокращений. КГР является устоявшейся мерой «физиологического возбуждения» или попросту волнения, возбуждения, азарта. Согласно данным устройств, «Книга Джунглей» Disney в 3D оказалась намного более захватывающей, чем в обычном формате – показатель КГР у тех, кто смотрел фрагмент в 3D был на 14% выше, чем у тех, кто смотрел его в 2D – разница настолько же ощутима, как между ездой со скоростью 60 км/ч вместо 30 км/ч. 3D также влиял на скорость сердцебиения: в среднем оно ускорялось при просмотре в 3D на 17% больше, чем при просмотре в 2D – похожее ускорение фиксируется при катании на американских горках. По сути, данные физиологических сенсоров показали, что при просмотре фильма в 3D зритель получает 79% от среднего уровня волнения и возбуждения при катании на американских горках.

В дополнение к своим когнитивно-стимулирующим и физиологическим преимуществам, захватывающая природа 3D также была отмечена как наиболее эмоционально вовлекающая по итогам компьютерного теста на эмоции – респонденты особенно выделили его в категории «приятное удивление» (32% против 5% в 2D), а также они отметили на 13% более «сильные эмоции».

Патрик Фаган так прокомментировал эксперимент: «В продолжение прошлогоднего эксперимента о влиянии 3D, мы обнаружили, что, как и у взрослых, 3D может оказывать эффект «тренировки» для детского мозга и позволяет детям стать «умнее» на небольшой период времени. Просмотр 3D позволяет ускорить реакцию почти в три раза по сравнению с 2D - другими словами, 3D помогает детям быстрее обрабатывать информацию и реагировать на происходящее вокруг. Возможно, это связано с тем, что 3D отказывает стимулирующий эффект на ментальном уровне и «заставляет извилины шевелиться». На самом деле, и это удивительно, мы также обнаружили, что такое влияние на когнитивную обработку информации может быть потенциально использовано на практике - точно так же, как 3D позволило получить лучшие результаты во время игры «Операция».

 

«Более реалистичный и захватывающий мир 3D лучше вовлекает наш мозг в происходящее на экране, поскольку ощущается как более «реальный». В результате просмотр получается более волнующим, чем в 2D и сопоставим с 79% впечатлений от катания на американских горках».

Результаты исследования, столь актуального в наше время, когда детей постоянно отвлекают различные технологии, вдохновили детского психолога доктора Ричарда Вулфсона. Он отметил: «В эпоху, когда уровень концентрации и внимания у детей низок как никогда, а одновременный просмотр контента с разных устройств и экранов стал нормой как для взрослых, так и детей – приятно знать, что дети могут стать более внимательными и эмоционально чувствительными после просмотра фильмов в 3D, равно как и то, что они в целом находят это более увлекательным».

«Поход в кино уже давно является приятным видом деятельности для родителей и детей, а 3D-фильмы, безусловно, добавляют еще больше развлечения для всей семьи. Но результаты этого исследования говорят о том, что маленькие зрители могут также выиграть от похода в кино на когнитивном и психологическом уровне. Поэтому родители могут с удовольствием водить детей 3D-фильмы, зная, что это не только приятное развлечение для всей семьи, но и большая психологическая польза для ребенка».

Шона Голд, маркетинг-директор Vue отметила: «В прошлом году мы узнали о том, как захватывающая природа 3D может обострить мозговую деятельность у взрослых. В этом году мы с удовольствием выстроили на основе того исследования новое. Работая с большой группой детей, мы узнавали, как различные форматы влияют на них не только на когнитивном, но и психологическом и эмоциональном уровнях. Конечная цель похода в кино - это новые впечатления, удовольствие, поэтому приятно отметить, что 3D-фильм может вызывать более сильные эмоции от просмотра у детей».

Питер Вудрафф, управляющий директор RealD Europe добавил: «Мы постоянно проводим исследования и развиваем новые технологии, чтобы сделать опыт просмотра фильмов в 3D еще лучше, и тем более приятно видеть позитивный эффект от 3D у зрителей кинотеатров уже сейчас».