Как первый трейлер GTA 6 отражает эволюцию студии Rockstar и что разработчики хотели сказать этим

Давайте сразу проясним, что это всего лишь один трейлер. Всего 90 секунд видео, из которых действительно новых кадров — около 77. И ни у одной другой студии нет такого непоколебимого авторитета в глазах публики, такого автоматического генерирования хайпа вокруг своих анонсов, как у Rockstar. Им меньше всего нужны восторженные реакции на очередной трейлер. Пока другие разработчики суетились, пытаясь переделать свои посты и анонсы под стиль неонового тизера GTA 6, возникло ощущение, словно из "Парка Юрского периода" — стадо величественных брахиозавров и галлимимусов мирно пасутся на поляне, и вдруг появляется Тираннозавр. Вся экосистема разбегается в страхе.

Появление трейлера, особенно раньше срока, застало всех врасплох. Мы уже успели разобрать видео, рассмотреть 4K-кадры, обсудить судьбу PC-версии. Но, что впечатлило не меньше — то, что трейлер говорит о самой студии Rockstar — и о том, как она относится к серии GTA.

Посмотрите ещё раз, внимательно. И вы увидите, как Rockstar выстраивала свою историю — от самых истоков современной эры, возможно, начиная с выхода GTA 3. Как студия была очарована, одержима кино. Это видно по появлению Томми Версетти с голосом Рэя Лиотты в Vice City. Но за годы роста, при всех справедливых упрёках в инфантильности, Rockstar открыла для себя нечто большее, чем просто крутые ракурсы и отсылки. Это произошло в San Andreas с персонажем Си Джея — студия впервые сделала акцент на личностях.

Сюжет GTA всегда крутится вокруг атмосферы места действия. Но приключения CJ, с его удивительно приземлённой повседневностью — тренировки в спортзале, бургеры, поездки на велосипеде, — впервые сместили фокус на главного героя, а уже потом на окружающий мир. В последующих частях Rockstar пыталась найти баланс. Нико Беллик — яркий, но приглушённый персонаж на фоне шумного Либерти-Сити и масштабных идей вроде американской мечты.

В Red Dead Redemption Джон Марстон снят крупным планом, выделяется из фона, когда персонаж выделен на размытом заднем плане. В свое время GTA 5 пошла в другую крайность — панорама огромного города как метафора Америки после финансового краха. Разделив главного героя на идентичность, эго и суперэго в лице Тревора, Майкла и Франклина, игра потеряла часть глубины каждого из них. В сущности, это был один персонаж, рассеянный по всему игровому миру и не способный соединиться в единое целое.

В отличие от RDR2, которая скорее стала отступлением — не в негативном смысле, а возвращением к основам, сосредоточенности на персонажах, их истории как центральной для всего остального мироустройства. Это выдающееся произведение в плане атмосферы, окружения, тональности — но опять же сфокусированное на конкретных людях. Если говорить в контексте сравнения с кино, то Rockstar, вероятно, до сих пор ощущает эту пропасть, отделяющую игры от "настоящего кинематогрфа". Можно провести параллель с фильмом "Убийцы цветочной луны" Скорсезе, где герой изображён не просто персонажем, но как бы олицетворением духа времени и всей Америки той эпохи: страна в фокусе объектива с переменным увеличением — от самого широкого обзора до одного конкретного человека как микрокосма общей проблемы.

Некоторые кинокритики считают, что Скорсезе постоянно использует такой приём — будь то "Бешеный бык", "Таксист", "Славные парни" или "Волк с Уолл-стрит", сосредоточиваясь на главном герое, но в то же время на всей стране через её реакцию на этого героя, на месте и времени, его породивших. Вероятно, определённым ориентиром для Rockstar может служить тот факт, что и GTA 5, и "Волк с Уолл-стрит" вышли в один и тот же год, делая акцент на похожих отвратительных людях, порождённых жутким миром. И в том, и в другом случае были частые неверные толкования персонажей как прославляющие изображаемое — хотя справедливости ради, в случае GTA 5 это происходило намного чаще.

Где же место GTA 6 во всём этом? Вернёмся к трейлеру и безупречному кинематографическому мастерству Rockstar. Первый монтаж: город, тюрьма, главная героиня в тюрьме. Первый фокус. Дальше — поразительная по масштабам и детализации панорама снизу вверх, а затем... Фламинго, люди на пляже. Фокус номер два, иными словами: это зоопарк.

Дальше идёт череда зарисовок из жизни, типичный для GTA приём "социального отражения": смесь из новостных заметок, смонтированных со "сквозными" видео в стиле съёмки на смартфон — многие из них оказались прямыми отсылками к реальным происшествиям во Флориде (и не только). И опять фокус на персонажах и, кажется, страхе: страхе перед полицией и миром, в котором они оказались. "Мы справимся с этим только вместе". Главный вопрос: "Нам можно доверять?".

Как всегда для Rockstar, первый трейлер — главное заявление о намерениях. На этот раз они делают ставку на повествовательные качества настоящего кино, куда, вероятно, они стремились много лет. Всего один трейлер — но какой!


Оригинал статьи: Eurogamer

Больше статей на Shazoo
Тэги: