От студента до главы Xbox — Фил Спенсер рассказал о начале своего пути в Microsoft
Глава игрового подразделения Xbox Фил Спенсер в честь запуска консолей нового поколения дал большое интервью изданию Shacknews. В нем он рассказал о начале своего творческого пути, о важности Game Pass, о Halo: Infinite и другом.
Начало работы в Microsoft
Все началось с того, что в 1988 году Спенсер будучи второкурсником Вашингтонского университета сидел в общежитии и писал код. В этот момент в комнату зашел его знакомый, который работал тогда в малоизвестной компании Microsoft.
Увидев Спенсера за программированием, он предложил ему летнюю стажировку. Глава Xbox сначала сомневался и хотел предпочесть работу в магазине видеоигр, но получил предложение, от которого не смог отказаться.
Он сказал: "В конце лета ты сможешь забрать компьютер, на котором будешь там работать". Ну я и ответил: "Ладно, согласен".
Спенсер начал трудиться в команде, отвечающей за разработку приложений для CD-ROM, — позже она станет частью игровой студии. В 2000 году Спенсера пригласили в новый отдел, связанный с видеоиграми. Первый вышедший тайтл под его руководством стала стратегия Rise of Nations от студии Big Huge Games.
Да, я считаю, что опыт разработчика мне и правда помогает лучше думать о стратегии, решать, что можно успеть сделать за определенное время, а что нет. Это помогает только в том плане, что у команды есть несколько разных точек зрения, а не: "я все смогу решить, потому что разбираюсь в программировании".
Именно опыт программиста, по словам главы Xbox, помог ему в дальнейшем видеть проблемы в студиях глазами разработчиков — но решать абсолютно все проблемы он все-таки не может.
Переход на пост главы Xbox
В 2013 году игровое подразделение было расколото на три части. Ушел глава Xbox Дон Мэттрик, за полгода до запуска консолей в отдел Windows перешел глава разработки платформы Марк Уиттен. Ушел даже маркетинговый отдел.
В итоге Спенсеру осталось лишь взять все в собственные руки и довести консоли до релиза. Сейчас глава Xbox вспоминает, что работать было сложно, но он благодарен каждому члену команды, который внес тогда свой вклад в общее дело.
Мне кажется, что перестановки не слишком хорошо сказались на запуске, но мое почтение Марку и остальным: у нас все получилось, и мы выпустили Xbox One почти вовремя. Могу сказать, что некоторые части платформы еще не были полностью готовы к моменту запуска, но респект команде за то, что они сделали все возможное.
В ноябре Microsoft покинул генеральный директор Стивен Балмер, замену ему нашли лишь в феврале — его пост занял Сатья Наделла. К тому моменту PS4 значительно опережала Xbox One по продажам и новый глава Microsoft подумал, зачем вообще вкладываться в бренд Xbox.
Спенсер вспоминает, что тогда он начал переживать за игровое подразделение, так как оно может не пережить зиму. Он решил объяснить Наделле, что бренд пока не стоит ликвидировать. После разговора с гендиректором Спенсер официально стал главой Xbox.
Я сказал: "Вы знаете, игры могут стать очень важной для компании категорией". Он тогда еще не понимал, что это значит — уж точно не умом, — но он просто был не очень близок к этой индустрии. И все же он охотно поставил на то, что у нашей команды все получится.
И я сказал: "Если мне и правда нужно стать главой Xbox, мне надо снова соединить все отделы. Нельзя, чтобы разработчики железа были в одном месте, ответственные за саму консоль — в другом, а студии вообще в третьем. Мне нужно снова сделать из них одну команду".
На вопрос о том, нравится ли Спенсеру его должность, он ответил, что о другой работе даже не думает. С самого детства он играет в видеоигры и это то, что ему приносит удовольствие. Сейчас команда и фанаты Xbox вдохновляют его больше всего.
Я не хочу другую должность, не хочу быть генеральным директором Microsoft. Я хочу заниматься тем же, чем занимаюсь и сейчас, и мое главное вдохновение — наша команда и игроки.
Так было и несколько лет назад.
Ребрендинг Xbox и появление подписки
В 2014 году Спенсеру и его команду необходимо было придумать "лицо консоли" — в каком направлении продвигать бренд и на чем строить его идентичность. Определить направление помог Наделла — в центре всего должны стоять игроки.
Работая над Game Pass, мы определили два главных пункта: "Я хочу играть в большее число игр" и "Почему я не играю в них сейчас?". Встает вопрос: "Но есть ли у меня возможность поиграть?" Так что нам надо было заполучить как можно больше игр.
И тут встает следующий вопрос: "Чтобы поиграть во все, что меня интересует, надо купить. Но нельзя ли ввести подписочную модель, как с музыкой или видео, чтобы у меня на выбор было как можно больше не похожих друг на друга игр?"
Так появилась подписка Xbox Game Pass, которую сам Спенсер сравнивает с Netflix и Disney+, но от мира видеоигр. Благодаря данному сервису даже небольшие игры могут обрести настоящий успех без необходимости продавать миллионы копий.
Сейчас на этих платформах можно увидеть то, чего никто бы не увидел ещё 20 лет назад. Мне кажется, что благодарить надо такую бизнес-модель, при которой все распланировано заранее — то есть противоположность бизнес-модели, при которой для финансового успеха тебе надо выпускать хиты. Нам показалось, что нам отлично подошла бы первая модель.
Ключевым было поставить в центр именно игрока.
О переносе релиза Halo: Infinite
Во время интервью журналист Shacknews высказал мысль, что времена систем-селлеров для Xbox прошли. Спенсер согласился с этим утверждением. Если раньше консолям нужно было выходить с несколькими крупными эксклюзивами, то теперь это не так важно.
По словам главы Xbox, силу нового поколения определяют не только свежие игры, но и тайтлы по обратной совместимости. Кроме того у Xbox есть подписка Game Pass, которая также многое значит.
Помню дни, когда обратной совместимости вообще не существовало. Не было её и у Xbox One: на ней можно было поиграть в Killer Instinct, Ryse, Lococycle и несколько игр сторонних разработчиков.
Но я потерял доступ почти ко всему, во что играл на 360. Так что мне больше нравится жить с обратной совместимостью, которая дает людям гораздо больше игр.
Спенсер сильно хотел, чтобы Halo: Infinite вышла вместе с Xbox Series, но здоровье команды для него было гораздо важнее. Тем более сейчас продажи консолей зависят не столько от предпочтений, сколько от количества штук на складе. Вряд ли бы выход Halo: Infinite сильно повлиял на что-то.
Я знаю, что некоторые издания захотят сравнить продажи Xbox и PS5, но даже если обе консоли полностью раскупят, я не уверен, что это хоть что-то покажет — ну, может, на чью-нибудь оценку повлияет.
Продажи консолей нового поколения Xbox Series стартовали 10 ноября. По этому случаю компанию поздравили Sony, Nintendo и другие представители игровой индустрии. Сама Microsoft также отметила релиз некстгена, показав шоу из 200 дронов.
- СМИ: Microsoft сомневается в выпуске Call of Duty в Xbox Game Pass — компания обсуждает повышение стоимости плана Ultimate
- Совершенно иной уровень: Digital Foundry оценили графику Hellblade 2
- Разработка Pentiment от Obsidian в новой документалке от Noclip