Колонка: Токсичный евангелизм 21 века — капитализм, фанбойство и стокгольмский синдром

Хотите, переверну весь ваш мир? Расскажу секрет, который изменит жизнь!? Он настолько невероятен, что о нем не принято говорить! А те, кто в курсе, обретает бесконечное спокойствие и становится счастливее!

На самом деле все просто.

Всем плевать на то, что вам нравится. Вы не обязаны никому доказывать причины, почему вам что-то нравится. Если кто-то говорит в плохом свете о предмете вашего обожания, то вы не обязаны опрокидывать стол и требовать сатисфакции. Никто не сделает вам скидку на покупку, если вы будете влезать в споры о том, чьи предпочтения лучше. Скорее всего, вы даже не держите акции компаний, чьи продукты вы от всей души защищаете.

Будь то консоли, телефоны, игры, студии, издатели, видеокарты, процессоры, автомобили, холодильники или бритвы для волос в носу. Вы не обязаны быть евангелистом продукта, только потому что его используете. Ваше обожание — не более чем стокгольмский синдром, культивируемый и поддерживаемый теми, кто получает выгоду от вашей активности для достижения своих целей.  

Конечный ресурс

Я неоднократно высказывался про евангелизм — сарафанное радио, когда люди доходят до фанатизма в отношении продукта или сервиса. Однажды даже писал материал на очень близкую тему, но скорый релиз консолей нового поколения в очередной раз показал, что эту тему стоит вновь обсудить.

Причина, почему я не терплю агрессивный евангелизм, в том, что человек, который увлекается подобным, получает взамен дырку от бублика. Даже хуже, он тратит на споры и убеждения самый ценный ресурс, который существует в нашей реальности, — время.

Каждому из нас отведено определенное время, которое мы можем расходовать как вздумается. Я не говорю о религиозных или философских восприятиях, а о банальных фактах. Каждая потраченная минута на спор о предпочтениях и вкусах — это минута, которую вы никогда больше не сможете использовать для достижения личного счастья. Это минута, которую вы не можете провести с любимым человеком или своим ребенком, за чтением увлекательной книги или игрой. Без этой минуты вы не сможете обнять любимого пса или потискать кота. Вы не сможете поднять еще один взгляд к звездному небу, задаваясь вопросом о том, что же там, в глубинах бесконечности.

На что уходит эта драгоценная минута? На стресс от того, что оппонент вас не понимает или не слышит. На злость, что вступили в диспут, а время идет к ночи и завтра у вас учеба или работа. А если вы думаете, что победа в споре порадует вас... то это не так. Сладкая отрава, не больше. 

Самое печальное в этой потраченной минуте — вы не добьетесь никакого эффекта. Потому что всем плевать на чужое мнение, у каждого сотня таких на любой предмет или тему. Я сам потратил немало часов на бессмысленные обсуждения, пусть и не столь глупых тем, как предпочтительная игровая консоль. А получил я за это большую, ароматную кучу ничего.

Персональная ответственность

Каждый из нас несет ответственность в первую очередь перед собой. А это значит, что наши вкусы и предпочтения всегда и во всем правильны. Нашу жизнь формируют в первую очередь симпатии. Не рассказы о том, что мы не переносим, с кем или чем не согласны.

Если мы с первых лет жизни стараемся окружить себя тем, что любим, то почему в более зрелом возрасте тратим столько сил и энергии, рассказывая всем вокруг, что мы не любим? Или пытаемся убедить других в роковой ошибке.

Десять лет занимаясь Shazoo я заметил один интересный факт — люди гораздо активнее вступают в дискуссию, когда на кону стоит то, что они любят. Причина банальна. Когда мы делаем выбор в пользу чего-то или у нас формируется привязанность, то в нас просыпается пещерный человек. Неандерталец, который делит все на "мы" и "они", на "мое" и "его". Трайбализм. Если ты за лагерь синих, то красные тебе уже не друзья. Если кто-то оскорбил обожаемую тобой игру, то надо пойти и потратить полтора часа на убеждение врага, что он дурак, ошибается, ничего не понимает и должен совершить самосожжение, начиная с пятой точки.

Может быть, вы только проснулись из комы, тогда вам стоит сразу узнать, что мы живем в эпоху капитализма. Когда краткосрочное лично благосостояние превыше социальной ответственности. В эпоху ядовитого капитализма, который представлен в виде нашего друга. Который использует наш примитивизм, чтобы связывать, превращать в рабов и фанатиков. Этот капитализм тратит огромные деньги на изучение и создание методов психологической манипуляции. Аккуратно шепчет нам на уши то, какие мы особенные, потому что выбираем продукт этого бренда, а не того.

Мы послушно встаем на колени, облачаемся в белую шубку, шлепаем бирку на ухо и идем в очередь.

Ограниченное предложение!

Успейте сделать предзаказ!

По коробке в одни руки!

Как будто наличие смартфона в первый день старта продаж поднимет вас на следующий уровень в гонке к влиянию, власти или деньгам.

Да и предзаказ интересующей вас игры не наделяет моральным превосходством. Не беспокойтесь, цифровые копии никуда не пропадут, а отправлять деньги издателям и разработчикам, не видя конечный продукт, — в первую очередь безответственный расход средств.

Я прошел через все этого. Я стоял в очереди за айфоном холодным ноябрьским утром в центре Токио (правда, причина была другая — улетал через несколько дней, а покупка смартфона там выходила значительно дешевле, чем в США или России). Я предзаказывал игры за полгода до релиза, чтобы потом поиграть пять часов и больше никогда не открывать. Быть овечкой на удивление хорошо и комфортно. Потому что овечка не несет ответственности перед собой. Она просто идет туда, куда ее гонят.

Но если в финале нас всех ждет великая мясорубка, то может быть лучше провести остаток времени без этих брендовых меток, без крикливой лояльности торговым маркам на кедах, майках и чехлах?

Свой выбор

Нам нравится то, что нам нравится. Мы любим тех, кого любим. Мы можем до посинения доказывать себе и другим, рационализировать, почему делаем тот или иной выбор. Только это не имеет значения.

Меня не интересует техническое превосходство и лучшие характеристики. Мне не важно, что думает всемирно известный дизайнер. Пусть миллион человек говорят, что "А" лучше "B". Все они могут быть правы, и никто из них не переубедит.

Потому что в жизни важно не то, сколько раз ты оказался правым в споре. В жизни важно то, что делает нас счастливыми.

И если кто-то говорит, что мы не правы в своем выборе… ну и пусть. Не позволяйте первобытной реакции вставать в оборонительную позицию. Не становитесь заложником корпоративного маркетинга. Не примеряйте шапочку евангелиста-фанатика, который ходит по квартирам и спрашивает, удалось ли другим познать истину.

Вы не инфлюенсер и не получаете деньги за продвижение того или иного товара, а значит у вас ровно ноль причин вещать на весь мир о том, какой классный продукт вы купили или какую игру заказали.

Просто подойдите к зеркалу и задайте вопрос глядя в глаза. Что важнее: быть счастливым в жизни или быть победителем в споре о том, какой фломастер вкуснее? Что я могу гарантировать — кратковременный скачок эндорфина пройдет быстро и вы только своими руками разрушите потенциально хорошие отношения с человеком.

И ради Мерлина, прекратите ассоциировать свою личность с корпоративными брендами или терять голову от инфлюенсеров.

Конец проповеди.

Иллюстрации: Evgeny BotvinnikbeepleIsmail Inceoglu

Больше статей на Shazoo
Тэги: