Колонка: Будущее наступило, оно скучное, и это хорошо

Колонка: Будущее наступило, оно скучное, и это хорошо

Будущее уже наступило. Мы живем в эпоху киберпанка, постоянного подключения к сети, реальных ховербордов, летающих дронов и лазеров для ослепления камер, распознающих лица протестующих. Каждое утро миллионы первым делом тянутся к "фиду" — в первую очередь подключаясь к информационной сети, проводя 10-15 минут за просмотром всего, что было пропущено. Многие из нас давно перестали намеренно запоминать информацию, в первую очередь полагаясь на данные из интернета, используя девайсы в качестве внешнего расширителя сознания.

Я сам нередко говорю о будущем через 20-50 лет, представляя себе мир, в котором печать органов и конечностей станет обычным делом, а маленькие космические колонии будут развиваться и добывать полезные ресурсы. Туда же можно добавить мои фантазии о продолжающемся развитии виртуальной реальности, которая будет становиться все правдоподобнее и тактильнее. Я убежден, что в течение этого времени появятся первые дети, рожденные без участия женщины — в специальных "камерах" или "пакетах". 

Комфорт будущего с эпизодом документального сериала о жизни в 90-ые годы — "Друзья".

За тот же срок использование летающих дронов для доставки товаров на дом станет совершенно повседневным делом, так что нам больше не придется ждать человека-курьера, а посылки будут прибывать в течение нескольких часов, а не дней. Значительная часть автомобилей за тот же срок перейдет с бензина на альтернативные источники. Подавляющее большинство всего нового транспорта станет работать на электричестве или водороде, а в некоторых странах начнут вводить законы, ограничивающие возможность самостоятельного вождения авто без участия ИИ. Примерно через 30-40 лет дети и подростки в развитых странах уже не будут осознавать, что когда-то людям было необходимо получать водительские права. Сама идея владения автомобилем станет звучать также странно, как если бы сейчас каждый рассуждал, что для передвижения ему необходима лошадь или дирижабль. 

Автомобильные корпорации перейдут из сферы продажи транспорта в область сервисов. Своеобразная смесь из Uber и Ford = FUBER. Парковочные места в городах станут значительно сокращаться — так как большинству людей более не потребуется частный автомобиль, то умные автомобили корпораций будут доставлять нас до места назначения и переключаться на следующего клиента. При этом с утра нас уже будут ждать микро-фургончики, в которых будет сидеть 6-8 человек, с которыми мы станем добираться до офисов в комфорте, слушая музыку, читая, обсуждая новости, досматривая серию "документального сериала о жизни в 90-ые годы" — "Друзья". 

Расширенная реальность и очки, позволяющие наложить фэнтезийный мир на обыденность, станут доступны потребителям. Первые модели будут включать баги, а отслеживание области зрения не позволит действительно почувствовать себя в DnD, но год за годом популярность девайсов станет расти, взаимодействуя с портативными компьютерами и браслетами, создающими тактильные ощущения от прикосновения к наложенным на реальность объектам. Совершенствование технологии до правдоподобного уровня займет десятилетия, однако применение ИИ, машинного обучения и дронов для регулярного сканирования мира позволит технологии найти свое место. 

Только путешественник во времени, попавший в середину 22-ого века, будет ошарашен реальностью.

Полноценных нейроинтерфейсов ждать не стоит, однако Китай и Япония могут начать работу по оцифровке сознания. Серьезные результаты в этой области стоит ждать не ранее 2060-2090 годов, в зависимости от уровня, до которого дойдет искусственный интеллект. Говоря о машинах, ждать полноценного общего ИИ в ближайшие 60 лет не стоит. Системы будут становиться сложнее, мы можем достичь реалистичного уровня, но до тех пор, пока мы не откроем секреты работы сознания человека, реальный функциональный ИИ будет недостижим.

Вместо этого нас ждет революция ИИ-фикации. 

Впрочем, не спешите верить моим смелым прогнозам. Все, что я привел выше и могу навыдумывать буквально для каждого сегмента жизни, может сбыться с той же вероятностью, что и предсказания футуристов сотни лет назад. Сколько летающих автомобилей вы видели на улице за последний год? Все дело в том, что футуристические прогнозы имеют тенденцию не просто преувеличения, а выделения из общего контекста жизни. 

Кто мог представить в 1919 году, что всего через 100 лет у нас будут небольшие табакерки, в которых спрятана вычислительная мощность и возможности, неотличимые от магии. Сейчас представить такое на 100 лет вперед практически невозможно — во-первых, скорее всего мы ошибемся, во-вторых, это уже могло появиться в десятках тысячах научно-фантастических сериалов, фильмов и книгах. В какой-то момент нашего существования мы, как раса, стали удивительно продуктивны в отношении прогнозов, так что небольшой процент из них, основанных на здравом смысле, обязательно сбудется. Возможно, среди них окажется перенос сознания из тела в тело или атомарные принтеры, способные создавать практически все что угодно. 

Но даже с такими чудесами жителей той эпохи едва ли станут воспринимать технологию так, как она видится нам. Причина в контексте. Только путешественник во времени, внезапно попавший в середину 22-ого века, будет ошарашен — и то, лишь какое-то время. Учитывая, что большинство из нас так или иначе дотянет до 2050 года, середина 21-ого столетия едва ли станет шокирующей, так как наше восприятие надежно укреплено в эволюционном процессе развития технологий. Многие люди уже отказываются от личных автомобилей, предпочитая использовать различные сервисы для передвижения по городу — будь то велосипеды, подписка на регулярные поездки или каршэринг. Никто не вскидывает руки, не восклицает — поразительно, невообразимо! Когда вы отвечаете на звонок при помощи умных часов или разговариваете сами с собой, потому что в одном ухе торчит AirPod, люди вокруг не начинают креститься или воспринимать происходящее, как божественный дар. 

Самое же главное, фундаментально жизнь, в сравнении с той, что была 100 лет назад, не поменяется. Технологии в чем-то освободят нам руки, чтобы занять другим. Жизнь станет в чем-то удобнее и комфортнее, но "Черного Зеркала" не наступит. Гиперболы хороши для отражения того, что нас беспокоит, но они по своей сути не демонстрируют реальность. 

Так что наслаждайтесь футуризмом сегодня. Вы уже живете в эпоху, которую никто и никогда не мог вообразить. Даже если в вашем дворе не стоит десяток летающих авто, а использование сети все еще осуществляется при помощи дисплея.

Если же вам хочется увидеть будущее, полное опасностей и угроз, то почитайте краткую историю мира Cyberpunk.

Иллюстрации в тексте: Raphael LacosteWadim KashinSylvain Sarrailh

38 Комментариев

  • Любая достаточно сложная технология неотличима от магии :) Про каршэринг отличное предположение, в этом есть и логика, и применение и возможность заработать, так что вполне возможно. На счет автономных машин - уже вижу лет так через 30 мемы с подростками сидящими за рулем старого автомобиля с недоумевающим лицом, так же как сейчас есть типа «смешные» мемы когда они пытаются вставить кассету в волкман. Любопытно кстати а сколько из «олдфагов» смеющихся над таким могут сами запустить граммофон или виниловый проигрыватель.

    4
  • Будущее уже наступило

    Прилетаешь домой после экскурсии на Марс , снимаешь экзоскелет, даёшь ванне указание наполниться и телепортироваться в спальню. Сам в это время копируешь из мозга на флешку воспоминания об экскурсии. Затем залезаешь в ванну, а она ледяная. Ты совсем забыл, что на две недели отключили горячую воду.
    (с) Пикабу

    34
  • Всегда когда читаю подобные предсказания меня не покидает мысль что думая о будущем авторы иногда забывают одну деталь .
    Люди -"мудаки".Мы жадные ,упрямые , глупые .Не все что рационально люди примут.История показывает что чаще всего люди поступают ирационально .Во многих городах пробки из-за автомобилей и откажись от них хотя в половина большинство не теряло столько времени и в выигрыше все были бы .Но все равно люди хотят иметь авто . Возможно в будущем автомобиль и перестанет быть личным транспортом но уверен будет замена. Ховерборд/космический корабль и т.д

    8
  • Наслаждайтесь биологической деградацией, тотальным контролем ваших потребностей за счёт их формирования в вас. Глупостью и невежеством, потому что разрыв между представителем научной среды и обычным обывателем уже невероятно высок. Да технологический прогресс в виде неогранниченного инструментария для неразвивающихся обезьян которые 2 мерные неподвижные объекты научились воспринимать не так давно каких то 5 тысяч лет назад, тоже не забываем.
    Добро пожаловать в конечную человечества. Пост человечество не за горами.

    0
  • @Tirich, про разрыв между научной средой и обывателями - а разве так не было на протяжении всей истории?

    6
  • @Cohen я не верю, что люди откажутся от машин полностью. Хотел бы, я сам сторонник развития общественного транспорта, но не верю.
    А как же бездорожье, охота, рыбалка сафари, путешествия через всю страну и прочее.

    6
  • @Montaar, тогда это было делом высшей прослойки населения, поскольку у неё было свободное время и ресурсы на занятия наукой или инженерией как интеллектуальные, так и материальные. А сейчас? Сейчас я только один пример "пластикового двигателя" имею если уж вдруг придётся отмахиваться от кого-то. Это с учётом того что теперешнее образование аналогично элитному, тогда.

    0
  • Какой-то очень длинный тост получился :)

    3
  • @Armageddon, а как же охота верхом всего столетие назад? ) отказались же как то. С новыми возможностями появятся новые потребности.

    @Tirich, разделение труда, нет? С учетом текущего уровня познаний и скорости прогресса, человек просто физически не может быть квалифицированным специалистом больше чем в паре-тройке областей. Можно ведь быть мастером в своей области, а можно быть эрудитом, который много знает, но ничего не умеет.

    1
  • Вот оно будущее, прям сегодня!

    @Armageddon, В начале 19-го века люди также говори про лошадей, как это отказаться от лошадок, а благодаря промышленной революции про них забыли быстрее, чем про вчерашний день!

    3
  • @NewOBAMA, после редактирования твой пост выглядит так, словно люди отказались от лошадок в пользу людей ))

    0
  • @Montaar, )))))))0 только увидел!) Пусть так и остается! будущее мать его!)

    0
  • При этом с утра нас уже будут ждать микро-фургончики, в которых будет сидеть 6-8 человек - это уже изобрели, это называется "маршрутка".

    16
  • @dimauxus, я думал "автозак" сейчас напишешь

    5
  • @Montaar, разделение труда никак не повлияло на скорость развития научной мысли. Поскольку сейчас наука из разрозненного, изолированного, состояния снова переходит к меж дисциплинарным изысканиям где нужны специалисты широкого "кругозора", те самые эрудиты которые методом "тыка" могут прорыв сделать. Я же касался социального плана, о том что свободных мозгов много, но все они чёрт знает чем занимаются.

    2
  • В целом все логично, однако имо теории относительно автомобильных сервисов и полностью беспилотных авто противоречат базовой потребности человека - владеть имуществом. Если не произойдет какой-то правовой эволюции (например государственный запрет на управление авто), еще долгое время будет сохраняться альтернатива - беспилотное авто и управляемое. Возможно как альтернатива для богатых.

    Относительно развития технологии и "скучности" нашего настоящего/будущего - в нашем мире много политиков и мало тех кого на английском называют Visionary. Джобс, Маск, ну может Кван (глава Нвидиа) - эти люди имеют яркие цели, но таких личностей слишком мало.

    1
  • @NewOBAMA, @Montaar, да, но личный транспорт-лошадей заменил личный транспорт-автомобили. Охоту на лошадях заменил сафари на джипах и прочее. Промышленная революция привела к ещё большему распространению личного транспорта. А мы с вами говорим про замену личного транспорта общественным.
    А как насчёт любой замены охоте? Убер внедорожник в лес и убер трактор если он завяз?
    Потребности, вроде охоты на лошадях только эволюцинировали и развились, но переход на общественный транспорт не даёт развития никуда не девшимся потребностям.
    Раньше ходили/ездили верхом чтобы посмотреть мир, сейчас путешествуют на машине или мотоцикле, не смотря на наличие самолетов, поездов и прочего.

    4
  • @Tirich, Всего лишь новая стадия эволюции. Слабовольные вымрут или превратятся в хасков, а те, кто научился жить в атмосфере тотального впаривания будут развивать человечество и дальше.

    1
  • @Armageddon, разве для того же путешествия обязательно иметь личный транспорт? Когда компанией ездили в ЕС, брали машину на прокат и рассекали по европе... Каршеринг очень сильно набирает обороты даже в нашем городе на млн человек, что говорить о более крупных городах. Везде снуют эти электро лефы с надписями :) Еще 3+ года назад об этом и не думали, а сегодня это уже обыденность.

    0
  • @Armageddon, мне кажется, что потребности и методы их удовлетворения проэволюционируют сообразно тенденциям. Как это будет - уже покажет только время.

    0
  • @Montaar, разве что вся планета станет огромным городом-полисом, а до этого не очень верится.

    0
  • Будущее в принципе не может наступить, будущее это будущее, сегодня настоящее)) а то что предсказывали фантасты прошлого, сегодня выглядит совсем иначе)

    0
  • Вот по этому нужно жить сейчас, ценить и развивать что есть. Мы и есть будущие, если хочешь что бы оно было светлым, живи как в светлом будущем.
    В центре нашего мира Человек, гаджеты это только инструменты. Моя бабушка еще помнит когда без лошади не проживешь, а мама жила в хатенке с земляным полом.

    3
  • @Twofaced, так я тоже самое и написал:D Мне как учёному самому интересно какими будут эти пост человеки;)

    1
  • @Armageddon, Думаю с ростом населения и распределением ресурсов необходимость владения личным транспортом отпадет или изменится сама концепция, владеть личным автомобилем станет необоснованно дорогим удовольствием, плюс пробки уже сейчас я оставляю машину возле метро и еду на встречи куда мне необходимо общественным транспортом, плюсы такого подхода экономия денег на бензине, второе в транспорте я могу что то почитать, и третье я доберусь на встречу вовремя!
    Вообще думаю такие концепции как общественное пользование и сервисы вытеснят единоличное владение чисто из экономических побуждении, открытые офисные площадки, совместная аренда, и много чего другого, мир впервую очередь изменится в этих направлениях, главное чтобы люди меняли свое мировозрение на эти вещи!

    4
  • В текущую эпоху глобализации владение имуществом - это уже архаичный пережиток старых времен. Ибо наш дом - Земля, как планета. Забавно видеть, как некоторые пытаются за четырьмя стенами забора создать свой мир и забыть, что планета общая. С другой стороны, все больше людей понимают то, что это наш дом. Надеюсь, благоразумие будущих поколений возьмет верх и уже на этапе воспитания не будут прививаться ущербные идеи по типу "укради денег, построй дом, оставь после себя кучу мусора"

    4
  • Одно можно сказать наверняка - жизнь будет ускоряться, с каждым новым открытием, с каждой новой придуманной и внедрённой технологией. Заскучать просто не успеешь. И это страшно.

    2
  • Надеюсь моя деревня через 10 лет не развалится, не то что через 30 или 50

    Россия слишком велика территориально для всего описанного, прогресс будет существовать в паре городов: МСК, СПБ, остальная часть страны так и будет дальше жить в 19 веке, а может и скатится ещё сильнее, ведь, если исчезнут, как явление, автомобили с ДВС, то как будут передвигаться люди за пределами двух столиц? В настоящее время в замкадье с энергосетью полная задница, трансформаторы слабенькие, нагрузку не держат, напруга проседает, регулярные перебои электропитания, хотя в столицах вон уже электромобили колесят вовсю

    С телефона долго писать, ну вы поняли короче, что большая часть населения может оказаться отрезанной от окружщего мира, изолированной, если всего лишь автомобили с ДВС перестанут выпускать и запретят эксплуатировать

    И это всего лишь только автомобили, не говоря о переменах в других сферах

    Перемены нужно начинать не с крутых девайсов, а с правительства и общества

    Наша вероятность стать банановой республикой в ближайшие пару десятков лет - невероятно высока

    3
  • Будущего и нет, есть лишь возможное будущее, вытекающее из последствий настоящего.

    0
  • @Tirich,

    для неразвивающихся обезьян которые 2 мерные неподвижные объекты научились воспринимать не так давно каких то 5 тысяч лет назад, тоже не забываем

    Простите, что? 5000 лет назад уже вовсю существовала минойская цивилизация, а в Египте и Вавилоне строили зиккураты и пирамиды. Первое же искусство (рисунки на стенах пещер) появились в верхнем палеолите, это около 30000 лет назад.

    5
  • Ага,если по кнопкам никто стучать не станет.

    1
  • Я знаю, что удивит путешественника в 22 век. Он удивится полностью выжженной земле, без людей, животных, деревьев. Только счетчик Гейгера будет показывать свыше 2000 рентген в час.

    0
  • я думаю когда нейроинтерфесы начнут получать достаточно точные данные работы мозга, с помощью ии мы сможем гораздо больше понять о природе человека и работе его мозга))

    0
  • А я хочу встретить Мотоку Кусанаги, с которой можно посидеть, пофилософствовать на тему парадокса бога, живем ли мы в мире матрицы или все таки Нео освободить нас.

    0
  • с беспилотными авто и нейроинтерфейсом - несогласен. Первого не будет, второе будет. Ну и каршеринг сдохнет

    @rc1207, залезаешь в ванну, а она ледяная - ты забыл, что живешь не в России и у вас нет центрального отопления и никогда не было

    0
  • не совсем, оно наступит ,только с2020, а лучше с21, чтоб и звучало футуристично ,и читалось и смотрелось так же - (две -тысячи- двадцать -первый , Лос Анджелес), не об этом ли мы мечтали?

    0
  • @SiegMurr, какого характера были рисунки? Я сейчас цитирую современную теорию развития мозга. Поэтому вы можете её и не знать, да и она вполне может оказаться неверной, но суть теории в том что те рисунки изображались в движении. И без движения они ничего бы не значили.

    0
  • @rc1207, на флэшку, серьёзно.

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.