Железный человек: становление образа, история супергероя

Супергерои, такие как, Халк, Человек - Паук, Сорвиголова и другие, начали появляться на страницах комиксов в период с 1956 года по 1970, ознаменовавший себя, как период художественного развития и коммерческого успеха комиксов в США, также известный, как Серебряный век комиксов. К вышеперечисленным героям можно отнести и героя сегодняшнего рассказа — Железный Человек. На обретение всеобщей популярности у героя ушло пять лет, после чего он даже получил культовый статус. Marvel Comics, стоящая за созданием образа, видимо, прекрасно понимала куда метит. Наделив своего персонажа харизматичностью, неоднозначностью и проработав графическую составляющую, герой смог стать одной из икон в комикс — индустрии. Сегодня, мы расскажем вам как появился Железный Человек, какими особенностями он обладает и какое значение имеет его образ.

А начнём мы пожалуй с исторической справки, а именно при каких обстоятельствах началась история Железного Человека. На дворе 1963 год, США готовится к полномасштабному вторжению во Вьетнам. Население страны не довольно действиями со стороны правительства, что приводит в конечном итоге к массовому антивоенному движению "Поход на Пентагон" в 1967 году. При такой социальной картине прошлой эпохи началась история супергероя, которого сегодня все знают, как Железный Человек.

На фоне вышеперечисленных событий, при которых противостояние части американского населения и правительства только набирало обороты в 1963, в том же году несколько талантливых художников и писателей создают нового персонажа. Дон Хэк и Джек Кирби отвечали за художественную составляющую, тогда как Стэн Ли и Ларри Либер за сценарную. Образом и подобием нового персонажа выступал американский миллионер, инженер и изобретатель - Говард Хьюз младший, отличавшийся эксцентричностью, авантюризмом, но имевший проблемы в раннем возрасте с психическим заболеванием - шизофрения. Внеся определённые поправки, биография Хьюза младшего легла в основу образа Энтони Старка - настоящей личности Железного Человека, который впервые дал о себе знать в 39 - ом номере комикса "Tales of Suspense" в 1963 году.

Говард Хьюз младший

Большой популярностью персонаж начал пользоваться не сразу, потребовалось время на доработку визуального образа, который в первом выпуске выглядел слишком невзрачно, хоть и внушительно. К 48 - му выпуску всё того же комикса, образ Железного человека начал приближаться к своему каноничному воплощению. 

В 1964 году Железный человек покинул страницы комикса "Tales of Suspense", начав свой путь с самых низов, публикуясь в незначительных сериях и разовых комиксах. В 1968 году Marvel выпускает комикс "Iron Man" с Тони Старком в качестве протагониста. Студию начали заваливать письмами на имя Старка, что недвусмысленно намекало на пришедшую популярность персонажа. 

Образ Железного человека считается одним из самых проработанных, вышедших из под пера Marvel. Тони Старк редко мешает работу с личной жизнью, стараясь строго разделять быт и супергеройские похождения. При этом каждая из этих сторон может иметь в себе несколько прослоек. Давайте рассмотрим каждую роль в отдельности: Тони Старк и Железный человек.

Образ Тони Старка без защитного костюма

Старк младший обладает большой социальной ролью в обществе. Для большинства он - владелец огромной промышленной корпорацией Stark Industries, разрабатывающая оружие для военных. У него многомиллиардное состояние, будучи привлекательным пользуется успехом у женщин, а также уважением у партнёров и конкурентов. Направленность бизнеса, кажется, не мешает Старку чувствовать себя "своим" на любой вечеринке в окружении мало знакомых людей. Известен также, как филантроп, финансируя разработки перспективных технологий и жертвуя большие суммы на благотворительность. 

Тони Старк превзошёл своего отца, Говарда Старка, по качеству изобретательности и гениальности. Окончил Массачусетский Технологический Институт в 17 лет, разработал лучшие в мире оружейные системы, а также первый в мире термоядерный реактор. Старк эксцентричен, надменен, а в саркастичности ему нет равных, но вместе с тем он благородный человек. Личная жизнь Старка беспорядочна, в прошлом имел проблемы с алкоголем, но всё ещё галантный, умный и интересный собеседник.

Один из первых костюмов Железного человека

Когда Тони Старк надевает костюм Железного человека - стирается грань между человеком и машиной. Старк становится киборгом, облачённым в бронированный многофункциональный экзоскелет, который временно делает Старка частично неуязвимым, а также помогает в управлении и решении множества задач с помощью искусственного интеллекта. Вся система и костюм в целом питаются от микрореактора, встроенного в тело Старка, который также спасает его от смерти, сохраняя ему жизнь. Помимо повышения силы, реакции и живучести, костюм позволяет Старку летать и стрелять лучами направленной энергии. Фактически, Старк и костюм - это одно целое, так как взаимодействие между ними носит тесный характер. Доспех для Тони - не просто броня, но часть его самого.

Однако стоит отметить, что образ Железного человека имеет под собой корни, отправляющие нас к самим истокам культуры. Подобно рыцарю - Старк защищает слабых и невинных, но предоставляет безопасность в результате его стремления к сохранению справедливости. Под кажущейся безрассудностью, скрывается героизм, Тони яростно защищает всех, кто находится под покровительством Stark Industries и живёт в соответствии с личным кодексом чести и принципами морали, от которых не отступает.

Ирония ли это или нет со стороны главного сценариста, Стэна Ли, но персонаж должен был в перспективе стать иконой для подростков и молодых людей, но автор сделал его главой оружейной корпорации и партнёром Армии США, не говоре уже о главной "миссии" Железного человека, который в первых редакциях выступал в роли борца с азиатскими коммунистами. Молодые люди, а уж тем более подростки не сильно пропитались такой идеей, что повлияло на интерес к персонажу в печальную сторону. Но первые выпуски задали два главных вектора, в которых персонаж будет развиваться в следующих комиксах: Человек против Машины.

В жизнь Тони Старка машина вмешивается буквально в первом же комиксе: сокамерник Тони - Хо Йинсен, вживляет в грудь Старка электромагнит (заменённый потом самим Старком на микрореактор), спасающий его от смерти. Машина спасла Тони в этот раз, спасает в следующий, когда броня Mark 1 защищает своего хозяина от выстрелов при побеге из заточения. 

Первое появление Железного человека

Казалось бы, нет проблем, техника неминуемо будет совершенствоваться и становится дружественнее к своему хозяину, но на этом те два направления о котором мы писали выше раскрылись бы слишком быстро или не раскрылись бы вообще, поэтому в следующих выпусках отношения Старка и Машины переходят с тела на личность. Зависимость от реактора в груди усиливается, а ощущение, что костюм становится чем - то большим, чем доспех, дающий силу и защиту, возрастает. Встаёт дилемма: Старк - человек, управляющий костюмом или робот, поглотивший человека? В какой - то степени решить данный вопрос помогает Майя Хэнсон, которая вколет нашему протагонисту вирус Экстремис. Но в первую очередь Экстремис - это комикс, состоящий из шести выпусков, а в третьем Майя Хэнсон говорит про вирус следующее:

«Экстремис переписывает «ремонтный центр» организма. На первой стадии [после инъекции] тело превращается в открытую рану. Обычный «сценарий» заживления ран у человека заменяется сценарием, диктуемым Экстремис. Мозг получает информацию, что тело неисправно. Согласно протоколу, испытуемого необходимо поместить в систему жизнеобеспечения и внутривенно кормить питательными веществами. Следующие два-три дня пациент остаётся без сознания, тело его покрывается коконом из коросты. Экстремис же использует массу тела и питательные вещества, чтобы вырастить новые органы, которые куда лучше оригинальных».

При контакте с Тони, сыворотка превращает его в полноценного киборга, а Старк, воспользовавшись лазейкой в коде, соединяет своё "физическое я" с костюмом, создав таким образом новое "существо". 

Обложка первого номера "Iron Man: Extremis"

Другое направление в образе Железного человека, которое получило большое развитие - это личность Тони. На протяжении всей истории Старк взрослеет с моральной точки зрения. Если в первых выпусках - это талантливый, харизматичный антигерой, управляющий компанией, чьё оружие используют для убийства. Да, он не привычный злодей, пытающийся завоевать город или планету, но он - эгоист и равнодушен к последствиям, которые приносит его оружие. Похищение и удержание в заложниках меняют представление Старка о своей продукции, особенно после того как его не убивает собственная же ракета. Не меньшую роль в характере Старка играет и сокамерник Старка, который сначала помогает изготовить защитный доспех из подручных материалов, а после жертвует собой в пользу свободы Тони. После этих событий он решает направить все силы на борьбу со злом и развитие технологий, призванных улучшить жизнь граждан.

Хо Йинсен и Старк в броне "Mark 1"

Не смотря на то, что Стэн Ли "заставил" Железного человека бороться с азиатскими коммунистами в первых выпусках, во всех последующих Старк обратил внимание на других противников: террористы, коррупционеры,суперзлодеи и даже инопланетяне. С каждым новым номером "Iron Man", Железный человек всё больше начинает участвовать в общественной жизни горожан и своих друзей, не раз делая сложные моральные выборы.

Железный человек — прекрасный пример персонажа, чей образ проработан настолько хорошо, что даже спустя более, чем 50 лет, он всё ещё остаётся актуальным. А комикс "The Invincible Iron Man" (рус. Непобедимый Железный человек), выходивший с 2008 по 2012 год, получил премию Айснера за лучшую новую серию. Удачно реализованная концепция обеспечила Железному человеку безумный потенциал, который авторы: старые и новые, смогут ещё долго развивать при достаточной фантазии. 

8 Комментариев

  • Отличная статья! Вот только было бы здорово в конце добавить изображения, как герой со временем менялся на страницах комиксов. Тогда бы вообще 20 из 10!

    4
  • Да и в КВМ он довольно неплохо описан.

    0
  • Вся система и костюм в целом питаются от микрореактора, встроенного в тело Старка, который также спасает его от смерти, не давая шрапнели добраться до сердца.

    Я боюсь не все поймут, что автор имел ввиду, либо сделать ссылку на текст ниже, либо просто убрать шрапнель из контекста, оставить например "сохраняет ему жизнь", не уточняя как. Потому что читателю, который не знаком с историей ЖЧ будет непонятно о чем речь. Не расценивай как придирку, просто совет.

    А так отличная статья, даже узнал кое-что новое для себя. И вообще на Shazoo мало подобного материала, в основном короткие новостные статьи, хотелось бы почаще видеть такие творения.

    1
  • Я, видимо, путаю, я думала, что Тони Старк по комиксу стал инвалидом и передвигался в коляске, а костюм позволял ему пользоваться большими возможностями. Когда впервые посмотрела фильм Ж Ч удивилась, хоть комикс и не читала, но была уверена почему то, что он стал инвалидом в следствии несчастного случая. Может спутала с кем, а может приснилось))Но от марвел Ж Ч очень классный, а что главная роль у Дауни Младшего, так вообще счастлива. Для меня Дауни-Железный человек, Росомаха-Хью Джекман, Джокер-Хит Леджер, ну чем не считать канонами?)))

    0
  • @Serj, Спасибо. Но мне есть что ответить на этот счёт. Будет отдельный материал по костюмам. Их там десятки, поэтому есть про что писать. Там и можно будет пронаблюдать эволюцию) А вообще, если одной картинкой и кратко, то вот как то так)

    Альтернативный текст

    @Poydo, Совет более чем логичный. Поправил)

    0
  • 60-е 70-е вообще лучший период в истории человечества -уже был и Бургер Кинг и Макдак, и первые банкоматы и кредитные карты VISA, метрополитен ,граффити, массово строились небоскребы ,был IMAX, было первое 3D, были первые аркадные автоматы, неоновые вывески на каждом углу, наконец были охрененные, сверкающие хромом на солнце длинные Кадиллаки! Не пониаю, почему большинство людей считает эту эпоху и фильмы , снятые в ту эпоху "нудными" -ведь кодекс Хейтса, запрещающий порно, насилие ,мат, кровь и убийства, был отменен в 1968 тоже!

    0
  • @Alenka161rus, Хит Леджер не канон, он сделал свой образ, достойный образ, но Марк Хэмилл куда ближе к комиксам. Это выходит уже из того, что Хэмилл ставил целью воплотить готового персонажа, а Леджер добавить свежести злодею и сделать его более обычным, подходящим под Nolanverse, когда в комиксах Джокер чаще представляется много безумнее

    0
  • @DoNotBeMindless, именно для таких замечаний я и написала, что "для меня" , а вопрос был риторический, опять же, лично для меня.

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.