У Disney проблемы с ведущими женскими персонажами Star Wars
Rogue One получился исключительно хорошим фильмом по вселенной Star Wars. Более того, он мне понравился больше, чем последняя попытка Абрамса в The Force Awakens и, конечно же, фильм гораздо лучше эпизодов 1-3. Несмотря на это, Rogue One и Episode VII нельзя не критиковать, особенно, когда есть за что. В том числе и за героинь, которые в Star Wars у Disney получаются гораздо более поверхностными, чем в анимационных работах компании.
В частности, хочется поговорить о том, что Рей и Джин — плохие протагонисты. Они не плохие персонажи вселенной Star Wars, но каждая из них имеет ряд серьезных недостатков не как личность, а как попытка создать героя.
Начнем с последней "космической принцессы", также известной как "звездочка".
Джин Эрсо
Внимательный просмотр Rogue One создает очень странные ощущения от этой героини. С одной стороны, она вполне нормальный персонаж. Джин делает все, что положено сильной героине, преодолевая собственные убеждения и привычки. С другой — она некудышный лидер. Более того, Фелисити Джонс, исполняющая роль Джин, выбивается из своей линии в последнем акте фильма.
При повторном просмотре может возникнуть ощущение, что Джин — ребенок, которая играет в переодевание. Фелисити не очень похожа на разбойницу по темпераменту, особенно учитывая то, как она рассталась с родителями. Фелисити не умеет толкать речи, хотя это не совсем ее вина, так как сама картина очень слабо формирует личность Джин, не позволяя ей занять место лидера. Мы видим сцену, где Джин сообщает важную информацию и все слушают ее. Но не из-за ее харизмы или уважения к ней, а просто потому, что она сообщает данные. Внезапно, по какой-то странной причине, после этой сцены персонажи начинают обращаться к ней в поисках лидера. Но почему? Теперь у них есть та же информация, что была у нее. Это подводит нас к проблеме банальности тропов.
Суть заключается в том, что Джин Эрсо это искусственная героиня, которую выбирают и за которой следуют только потому, что в сценарии написано "Джин — протагонист, и вы должны слушаться ее". До последнего акта Джин не сделала ничего примечательного, что моментально бы подняло ее в глазах окружающих. Это всего лишь бывшая преступница, которую хотят использовать в качестве агента для получения критически важной информации.
На это можно было бы закрыть глаза, если бы ее позиция в группе актеров оставалась той же, что была на протяжении большей части фильма. Тот же Кассиан куда лучше подходит на позицию руководителя отряда смертников. У него есть опыт командования, он повидал битвы, он давно работает с Повстанцами. Но нет, даже этот ветеран борьбы с Империей обращается к Джин. Ведь она — героиня.
Причины такого формирования героини заключаются в том, что Rogue One — это самодостаточная картина. Продолжений не будет, чтобы глубоко раскрыть персонажей. Даже при этом сложно закрывать глаза на то, какой медленной получилась первая часть фильма в отношении формирования личности Джин и других ключевых персонажей. Иронично, но даже главный злодей Бен Мендельсон вышел гораздо более сильным персонажем.
Но даже с учетом всех слабостей Джин, она получилась лучше, чем "Пустынная Принцесса" Star Wars: The Force Awakens.
Рей
Рей — это плохая героиня, потому что она слишком хорошая. Потому что она идеальная. Рей в The Force Awakens представлена в качестве мастера абсолютно всего, к чему она прикладывает руки. Это не так грустно, как намеренное и регулярное напоминание о том, что Рей не нужна ничья помощь. Вы помните сцену, где она говорит, чтобы Финн не держал ее за руку. В этот момент вспоминается что-то из серии аниме с девушкой цундэрэ — независимой и сильной снаружи, но хрупкой и трогательной внутри. Особенно с учетом того, что в той сцене подобный жест со стороны Финна был абсолютно естественным и оправданным.
The Force Awakens снова и снова показывает нам сильную, могучую Рей, которая справляется с любой ситуацией. В свою очередь, это отталкивает ее от других персонажей. Даже зрителю становится сложнее переживать за нее, ведь она как героиня фанфика — все складывается в ее пользу.
Чему научила нас оригинальная трилогия Star Wars, так тому, что всем нужна помощь. В Новой Надежде мы видим Люка молодым героем, у которого со всех сторон торчат недостатки. Отправляясь в приключение, мы видим как все основные персонажи учатся полагаться друг на друга, доверять. Они растут и укрепляют отношения друг с другом. Под конец Новой Надежды мы начинаем верить им. Мы верим, что это не просто набор протагонистов, которые играют роли, а персонажи, за которых хочется переживать, потому что они проходят через сложности. Они не идеальны, они в процессе обучения. Помните сцену, где Хан и Люк хлопают друг друга по спине в ангаре — великолепный момент. Вы вспомните что-то подобное между Рей и другими персонажами?
У Рей нет больших недостатков. В своем юном возрасте она мастер-летчик, мастер-механик, мастер-боец. Она впервые поднимает Световой Меч и способна выстоять против ученика-ситха с более чем десятилетним опытом и тренировками в Силе. Она даже обладает джедайскими трюками — раз уже набивать ее скиллами, так по самые уши. Может быть в будущем этому всему будет какое-то объяснение, но на сегодняшний день Рей — это героиня фанфика, в котором автору не интересно бросать ей вызов.
А теперь представьте этих двух принцесс на фоне настоящей Принцессы Звездных Войн, Леи Органы. Лея была отличным примером сильного женского персонажа, написанного сценаристом, который не воспринимает "силу" в буквальном смысле. Лея обладала своим узким набором навыков, у нее был тот же груз на плечах, что и у других членов группы Повстанцев. Она спасла Люка, но и полагалась на других. Ей тоже нужна была помощь, а иногда и спасение. Лея не сломалась даже когда попала в руки Вейдера. Даже когда вся ее планета и народ были уничтожены.
Но самое важное, что было у Леи — эмоции. Она любила, заботилась о других. У нее были моменты слабости. Она была человеком. В то время как Рей больше похожа на пришельца, в ней сложно найти что-то близкое. Дейзи Ридли отлично справилась со своей задачей, она умеет играть. Но ей достался готовый сценарий, написанный, словно на заказ по заданию "Напишите Сильного Женского Персонажа". Рей и получилась сильным женским персонажем, но не тем, который запоминается, который оставляет след и напоминает о человечности.
И даже в том же седьмом эпизоде Star Wars ставшая генералом Лея Органа выглядит куда более интересной и вызывающей симпатию героиней, чем Рей. И ее сюжетная линия намного эмоциональнее. Она ближе к зрителю. Даже с учетом того, что она всего лишь второстепенный персонаж, который был добавлен во многом для ностальгии.
Сегодня принцессы Леи не стало, и Disney просто обязан сделать что-то, чтобы в такой важной франшизе как Star Wars появился такой же весомый женский персонаж, как героиня Кэрри Фишер. Потому что Рей и Джин совсем не тянут.
- Disney убрала один из фильмов Star Wars из графика релизов на 2026 год
- В Star Wars представлен первый штурмовик-трансгендер
- Съемки второго сезона "Асоки" стартуют в следующем году