Продюсер Star Wars: от трагедии к танцующим мишкам

Несколько лет назад LA Times опубликовали очень интересное интервью с Гэри Кёрцем, продюсером первых фильмов из серии Star Wars. В нем тихий и очень дипломатичный Кёрц в типичной для него сдержанной манере высказал свое мнение о том, как маркетинговые соображения его коллеги Джорджа Лукаса привели к деградации киносерии.

По словам Кёрца, изначально они с Лукасом планировали снять экранизацию «Flash Gordon», одного из первых комиксов в стиле космооперы, который был написан еще в середине тридцатых годов. Однако с обладателями прав на комиксы оказалось слишком сложно договориться, так что Лукасу с Кёрцем пришлось перейти к плану Б: писать собственный сценарий. И вот тут начинается самое интересное.

Первые две части киносаги более-менее следовали изначальному замыслу. Они не претендовали на серьезность и реалистичность, в них не было «послания публике», которое тогда господствовало в фантастическом кинематографе и, по моему личному мнению, является очень важной составляющей любого фильма в целом. Тем не менее, в первых частях наряду с некоторой наивностью и даже порой комичностью присутствовало чувство надвигающейся беды. И это не случайно. В оригинальном сценарии финал [хронологической] третьей части (той, которая «Возвращение джедая») должен был выглядеть так:

Хана Соло вызволяют из плена, но он гибнет при рейде на имперскую базу. Люк покидает ряды повстанцев (сам Гэри Кёрц сравнил этот момент с уходом в закат «Клинта Иствуда в спагетти-вестернах»). Восстание жестоко подавляется Империей, а лишившаяся всех близких ей людей принцесса Лея остается, чтобы заново попытаться собрать разрозненные силы повстанцев. Второй Звезды Смерти в сценарии, к слову, тоже не было. Кёрц считал повторение старого сюжетного хода крайне примитивным рецептом.

Leia and Vader

Однако между Лукасом и Кёрцем произошел раскол. Причиной тому было то, что Лукас уже тогда увлекся маркетингом, и на его решениях начала сказываться… продажа игрушек. Хотите — верьте, хотите — нет, но игрушки приносили в три раза больше дохода, чем сами фильмы.

В общем, первым решением Лукаса перед началом съемок «Возвращения джедая» было исключение гибели всех главных героев. Вторым — абсолютный и всепоглощающий хэппи-энд. А потом еще и танцующие медвежата-эвоки добавились, которые подняли градус восторженного позитива до запредельных даже по меркам довольно светлых Звездных Войн высот.

По словам самого Гэри Кёрца, такой подход его возмущал. Это нормально, когда при съемках команда имеет в виду возможные альтернативные способы развития бренда. Но когда продажи игрушек начинают определять съемочный процесс и сценарий, это ставит крест на создании талантливого кино. Пожалуй, ни прибавить, ни отнять.

В общем, Кёрц еще много чего рассказывал. Любители сплетен и скандалов вряд ли найдут в интервью много интересного — Гэрри очень корректен и мягок. Однако любителям серии его мысли будут интересны. Как минимум, для того, чтобы знать, с чего их любимая киносага начиналась.

Больше статей на Shazoo
Тэги:
Источники: