Ретроспектива: 1994

Мне очень давно хотелось написать серию блогов, посвященных наиболее значимым компьютерным играм и основным моментам, которые определяли развитие индустрии видео развлечений.

Так как информации очень много, то я решил, что логично будет разбить ее по временным отрезкам и сделать, что-то похожее на телепередачу Леонида Парфенова "Намедни. Наша эра".

Начну я с 1994 года, так как на мой взгляд, к этому времени, индустрия видео игр уже вошла во "взрослую жизнь", а на каком году остановиться, решу позднее.

Итак поехали:

1994

A long time ago in galaxies far, far away...

1-го января, выходит Star Wars: TIE Fighter, который долгое время, считается одним из лучших космических симуляторов на PC. В отличии от своего предшественника Star Wars: X-Wing, в этой игре, мы вставали на сторону Империи и управляли соответствующими кораблями (TIE Fighter, TIE Bomber, TIE Interceptor и другими).

Сюжет был разделен на шесть кампаний и не был связан с (на тот момент) кинотрилогией, что позволяло подробнее взглянуть на жизнь в Империи. 

Одна из особенностей Star Wars: TIE Fighter - необходимость фактически начинать игру заново в случае гибели, нашла свое, пусть и не такое жесткое, отражение в EVE Online, до выхода которой оставалось еще почти десять лет.

Через 13 лет, IGN присудит Star Wars: TIE Fighter сначала третье место, в своем списке лучших PC-игр всех времен, а  спустя два года, второе. Эта игра, уступит только вышедшей годом ранее X-COM: UFO Defense.

15-е марта, поклонники одной из самых эпических РПГ серий - Ultima, до сих пор вспоминают с ужасом, так как именно в этот день выходит Ultima VIII: Pagan и начинается закат серии. 

Фанаты, выражают недовольство переносом действия игры из Британии, в мир под названием Пэган, кучей багов, отсутствием тактической составляющей в боевой системе, слабым сюжетом, отсутствием системы сопартийцев, отсутствием смены погоды и времени суток (хотя это объяснялось тем, что в мире царят вечные сумерки), отсутствием баланса и многим другим.

После такой реакции, создатель серии Ричард Гэрриот попытается объяснить, что недоработки Ultima VIII, связаны с тем, что компания Electronic Arts, которая приобрела его студию двумя годами ранее, оказывала давление и вмешивалась в процесс разработки, чтобы быстрее выпустить игру.

На протяжении последующих 18-ти лет, этого издателя будут регулярно обвинять в подобных действиях.

26-е марта знаменуется выходом культовой, для многих поклонников жанра киберпанк, игры - System Shock. Игроку предлагалось взять на себя роль Хакера и он должен был остановить искусственный интеллект SHODAN, которая намерена уничтожить Землю.

Действие System Shock разворачивается на космической станции "Цитадель", игрок был волен перемещаться по палубам станции, выполняя квесты, решая головоломки и собирая оружие и медикаменты.

Ключевыми особенностями игры, стали возможность действовать в виртуальной реальности и эти действия оказывали влияние на реальный мир Хакера, ограничение по количеству вооружения которое можно носить с собой и использование модулей для улучшения персонажа. 

Продажи игры не окупают расходов на ее создание, но она мгновенно становится культовой и получает положительные рецензии критиков. System Shock окажет влияние на Deus Ex, Bio Shock и на множество других игр в жанре киберпанк.

Компания Bethesda Softworks, которая специализируется на выпуске спортивных игр, решает изменить жанр своей будущей игры Arena с файтинга на РПГ и выпускает ее в начале апреля под названием The Elder Scrolls: Arena.

Действие игры происходит на материке под названием "Тамриэль", некий маг заключает Императора в другой реальности, принимает его облик и занимает место на престоле. Основная миссия игрока - освободить истинного Императора.

В первую очередь, Arena поражала огромным миром, количеством квестов и городов, доступных для посещения. Однако, именно за это она и получит больше всего нареканий, так как видимое многообразие городов, на поверку, окажется простым копированием, а квесты генерируются из определенного набора действий.

Идея игры за персонажа-заключенного, будет присутствовать во всех последующих играх серии и станет ее визитной карточкой.  

В начале 1994 года, компания Silicon & Synapse решает изменить название на Chaos Studios, но оказывается, что это название уже занято и принимается решение переименовать студию в Blizzard Entertainment. 23-го ноября, выходит первая игра этой студии - стратегия в реальном времени Warcraft: Orcs & Humans.

Идея постройки базы, добычи ресурсов и "тумана войны", копируется с Dune II, бывшей на тот момент эталоном RTS, но убирается различие между юнитами. В итоге получаются две полностью идентичные по характеристикам и разные по внешнему виду расы. Всех персонажей, озвучивает Билл Ропер и при озвучке применяется небольшое нововведение - если несколько раз подряд кликнуть по персонажу, то он выдает забавные реплики, этот прием будет использован во всех стратегиях Blizzard и скопирован многими другими студиями. Так же, благодаря Патрику Виатту впервые в истории RTS, появляется возможность выделять несколько юнитов сразу.

Дизайн орков, мгновенно порождает спор между фанатами вселенной Warhammer Fantasy и фанатами игры. Первые считают, что Blizzard просто скопировали его, но официального ответа ни от разработчика, ни от Games Workshop, так и не последует.

Warcraft: Orcs & Humans мгновенно приносит славу Blizzard и закладывает начало для одной из самых известных RTS серий в истории компьютерных игр. 

3-е декабря, навсегда изменяет историю игровой индустрии, так как в этот день на прилавках магазинов Японии, появляется игровая консоль PlayStation от Sony Computer Entertainment. Основным отличием от безраздельно царивших на тот момент картриждевых приставок, было использование оптических дисков, что позволяло не только играть в игры, но и смотреть фильмы и слушать музыку.

Спустя год, PlayStation появится в США и Европе и это будет началом конца эпохи картриджей.

23-го декабря выходит Heretic от Raven Software, который называют "фэнтези Doom", так как игра использует немного переработанный движок id Software.

Из нововведений запоминается возможность смотреть не только влево и вправо, но и вверх и вниз, возможность использования предметов, которые лежат у вас в инвентаре, а так же использование звуков окружающей среды.

Изначально, Heretic состоит из трех эпизодов, но в этом же году, выходит расширенная версия Heretic: Shadow of the Serpent Riders, которая содержит два дополнительных эпизода. 

Спустя четыре года, игра получит полноценное продолжение, которое не будет иметь успеха оригинала и на этом история серии будет закончена.  

На кануне Нового Года, 31-го декабря выходит Jagged Alliance. Эта игра, наравне с X-COM определит развитие жанра тактических стратегий. 

Главными особенностями игры были огромнейшие тактические возможности в бою, использование отряда, состоящего из наемников, каждый из которых, обладал определенной ролью в бою и использование карты региона подконтрольного игроку. 

Игра получила одобрение критиков и приобрела статус культовой. Вышедшая через 5 лет вторая часть, закрепила за серией этот статус.

Таким был 1994-й год в истории компьютерных игр.

Больше статей на Shazoo
Тэги: