Review

Saints Row

И целого мира — мало

kartosh

Банда “Святых” всегда боролась за выживание и желала большего, всегда им было мало. Их помнят: Джонни Гэт, Шанди, Пирс, громила Олег. Эти ребята постоянно попадали в историю. Серия Saints Row, кажется, была именно про то, чтобы остаться в памяти, про то, чтобы отличаться от GTA и прочих. На протяжении десятка с небольшим лет у нее это получалось. Вместе с героями игроки по всему миру отбивали криминальную империю из рук врагов, а потом под радостные вопли толпы с резиновым дилдаком наперевес гоняли инопланетян по улицам. Вот такая это была квадрология, есть что вспомнить.

Студия Volition решилась на смелый шаг и попыталась заново изобрести Saints Row. Серию полностью перезагрузили, прошлые заслуги забыли, героев — тоже. Постарались сохранить настроение и необычный вайб, которым тайтл всегда славился, но эмоции и чувства, как известно, дело тонкое. Так сразу не объяснишь, давайте покопаемся в оттенках серьёзности и безумия, на которых замешана новая игра серии в 2022 году. 

В обновленной Saints Row  мы начинаем с безымянным героем, чью внешность можно выбрать и настроить самому до мелочей. Разработчики всегда любили кастомизацию, все эти рюшечки, финтифлюшки и вагон деталей, меняющих внешность до неузнаваемости. При желании из протагониста можно сделать хоть офисного клерка, хоть чудака в костюме банана. Пятнадцать минут ковыряния в меню и сразу кидают на амбразуру — покорять мегаполис с эксцентричным названием Санто-Илесо. 

Путешествие протагониста начинается с тремя друзьями в небольшой квартирке района для бедных. Всегда под боком дотошный бухгалтер Элай, фанатеющая от тачек Нина и Кевин. Он всегда ходит с голым торсом и это, пожалуй, главное. При первой встрече они показались мне командой хипстеров, и это действительно так. Разработчики намеренно создавали тон, настроение и атмосферу, чтобы попасть в аудиторию тех, кому сейчас около двадцати. Новые “Святые” пьют кофе литрами, ссылаются на массовую культуру и нарочито называют свой криминальный бизнес “стартапом”. Забавно, но основная сюжетная линия выглядит так, словно молодежь запустила новый проект в Кремниевой долине. Как по мне, это лучшее, что получилось у студии Volition с перезапуском серии. Так она хотя бы в части центральной истории не похожа на то, что нам рассказывали прежде. Хотя я допускаю, что такой подход может прийтись по душе далеко не всем, но дайте истории Saints Row шанс, в ней есть чем зацепить даже опытных игроков.

Сюжет игры строится вокруг того, как молодые и неопытные стартаперы строят империю. Конкуренция высока. С одной стороны на юный квартет давят федералы (здесь их называют Маршалы), с другой банда Айдолов - какие-то ряженые клоуны в розовом, постоянно стреляют хлопушками. Еще есть авторитеты из Лос Пантерас, они самые серьезные. Героям предстоит “отжимать” город по частям. Больше всего мне понравились откровенные реверансы в сторону массовой культуры. Вот вам только несколько примеров:

  1. Одна из первых сюжетных погонь практически в точности повторяет сцены из фильма “Безумный Макс: Дорога Ярости”

  2. Миссия с выбором новой штаб-квартиры называется Take me to Church. Да, прямо как песня Hozier

  3. Мне хорошо запомнилась миссия, где герой тащил за машиной на тросе кабинку общественного туалета с человеком внутри и крушил ею палаточный лагерь, напоминающий кемпинги рок-фестивалей. Вот такая своеобразная отсылка к “Форсажу” и сцене с контейнером

  4. Фанаты Overwatch тоже пустят скупую слезу

Как полюбить новую команду героев Saints Row? На этот вопрос разработчики из Volition, к счастью, тоже ответили: познакомиться с ними поближе. Основные сюжетные задания о построении криминальной империи перемежаются с историями главной троицы. Так, за десяток часов я узнал, что один из героев — фанатичный ролевик (вы сразу подумали о БДСМ конечно, но погодите, это вам потом расскажут). А для второго я угнал грузовик хэппи-милов, которые во всем городе скупила конкурирующая банда. 

Ну как после такого не проникнуться этими ребятами? Там время от времени проскакивают кринжовые шутки, но может это я уже староват? Не знаю, тут, конечно, дело вкуса. В сухом остатке это зрелищная история с похищениями, ограблениями, захватом тюрьмы и прочими сценами из больших голливудских боевиков.

За пределами центральной истории картина не такая радужная и прекрасная. Чтобы окончательно захватить власть в городе “Святым” придётся в ручном режиме переделать все дела. Ладно, именно вам придётся и в этом, отчасти кроется одна из главных проблем игры. Санто-Илесо внешне напоминает Лас-Вегас и пытается захватить в свои сети навсегда. Карта усеяна значками так, что в глазах рябит. Чем дальше по сюжету — тем их больше. Первыми ударили коллекционные предметы. С первых минут разработчики предлагают копаться в мусорных контейнерах, чтобы найти там “обувную коробку полную денег” или искать закладки (наркотики — зло!). Добавьте к этому кривую фотоохоту, где нужно заснять определенный объект, но, чтобы его засчитали, придётся сделать это под нужным углом и с нужного расстояния. Ничего кроме раздражения это не вызывает. 

Также придется поработать извозчиком токсичных отходов и даже кем-то вроде интернет-тролля. В Saints Row добавили такую категорию заданий, где нужно приехать к заведению конкурентов, поставить им меньше пяти звезд и отразить атаку разгневанной банды. Чем меньше звезд, тем больше народу приедет. Звучит и выглядит немного хипстерски (опять же, поклон в сторону совсем юных геймеров и поколения 2000-ых). 

В такие моменты в игре начинается настоящее пушечное мясо и это повод для радости – стрельба в Saints Row сделана хорошо. Оружия много, оно ощущается по разному, чувствуется вес и отдача. А еще хитбоксы сделаны таким образом, что последнее попадание в противника перед его гибелью дает чуть заметный кровавый всплеск. Звучит ужасно, но придает зрелищности, словно смотришь боевики Джона Ву из восьмидесятых. Вдобавок к широкому арсеналу идут специальные навыки для главного героя: эффектные добивания в стиле DOOM (они также восстанавливают здоровье героя!), или, например, возможность запихнуть гранату в штаны врагу. Или ударить его пылающим кулаком, нанеся большой урон. Все эти умения открываются по мере набора опыта и выполнения испытаний: убить некоторое количество врагов определенным способом, или сделать что-то в процессе игры. Вот эти маленькие быстрые победы затягивают намного сильнее, чем муторные однообразные побочные задания – поэтому я все-таки наберусь смелости и скажу, что более менее аддиктивная игровая петля у Saints Row есть – она может увлечь и затянуть на некоторое время. 

Вторым эшелоном побочных активностей в Saints Row идёт микроменеджмент криминального бизнеса для повышения пассивного дохода. В штаб-квартире “Святых” есть большой круглый стол с картой — с его помощью можно строить в городе предприятия и отмывать деньги. Страховая компания (помните как нужно было кидаться под машины в прошлых частях, чтобы провернуть страховую аферу?), фуд-траки для перевозки запрещённых веществ, мошенничество с доставками и прочее. Всего этого слишком много и превращается в рутину очень быстро. Добавьте к этому безжизненный город, в котором нечем заняться за пределами побочек. Показательным моментом для меня стал найденный на улице велосипед. Я не смог на него сесть и поехать. Это даже не скачок в 2005 год, а какой-то совсем грустный момент. 

Геймдизайн Saints Row местами очень неудачный и это, пожалуй, самая главная ошибка разработчиков. У игры есть ряд фундаментальных огрехов, которые портят общее впечатление. Несколько раз в ходе сюжетных заданий я сталкивался с необходимостью сражаться с противниками в конкретной зоне. Как только я выходил за пределы заданной территории, перед глазами всплывала надоедливая табличка “Вернитесь в зону выполнения задания” и через несколько секунд засчитывался проигрыш. Перезагрузка, попытка удержать перестрелку и хаос на небольшом пятачке. При этом бывали ситуации, когда подъезжали машины противников и останавливались далеко за пределами отмеченной зоны. Внутри зоны я не мог их достать, приходилось выбегать, пытаться успеть за 10 секунд пострелять и вернуться в зону, чтобы не меня не скинуло на чекпоинт. В 2022 году видеоигры так не работают.

Еще, например, в любой момент можно переместиться в штаб-квартиру. Но если я уезжал на другой конец города и активировал задание, в котором мне нужно было для начала явиться в церковь “Святых”, быстрое перемещение блокировалось. Я отменял задание, перемещался в штаб, запускал задание по новой. Такое ощущение, будто тестерам банально недоплатили, это ведь базовый косяк, он прямо на поверхности. 

По итогу из новой Saints Row не получилось образцовой перезагрузки франшизы, но это не значит, что она недостойна внимания. Студия Volition сумела правильно выстроить центральную историю, придать глубину ее героям. Возможно, они не всем будут по душе в силу культурной направленности на молодежь, но с драматургической точки зрения как персонажи видеоигры они вполне удались. Сценаристы выработали для новой Saints Row молодежный тон: чуть-чуть серьезный, слегка надменный и разбавленный шутками, пусть и не всегда удачными.

Всегда можно быть старым дедом, орущим на облако, но иногда нужно понимать, что игры делают не только для тех, кому уже за 30+, но и для нового поколения — они начинали с мобильных раннеров и Angry Birds, любят Fortnite и знают, кто такой Хаги-Ваги. 

В этой игре приятно стрелять и гонять на машинах, весело устраивать хаос и разносить все вокруг - с этим разработчики также поработали на славу. Сомнительный открытый мир, посредственные сайд-активности – некий компромисс, причин у которого может быть множество, начиная от ковидной эпохи, заканчивая банальной нехваткой времени и бюджета. Плачевное техническое состояние новой Saints Row со временем наверняка поправят патчами и тогда эта игра будет неплохим кандидатом, чтобы взять ее по скидке на распродаже.

Ну что тут скажешь, целого мира новой Saints Row оказалось мало, но в ближнем рассмотрении, если приглядеться к деталям, в ней можно увидеть нечто хорошее.

Читать комментарии на сайте