3 главные причины провала киновселенной Dark Universe от Universal
Представьте, что вы решили посмотреть кино про монстров от Universal. Все начинается привычно: на экране появляется логотип компании, впоследствии сменяющийся новым Dark Universe. Новая богатая киновселенная, в которой нас ждет нечто неожиданное и интригующее! Но, не успев начаться, Dark Universe закончилась: за последние годы в ее рамках вышел лишь один адекватный фильм.
Изначально планировалось, что Universal пересмотрит взгляды на свою давнюю собственность и создаст взаимосвязанную киновселенную, главные роли в которой отведены таким монстрам, как "Невеста Франкенштейна", "Призрак Оперы" и "Человек-невидимка". После провала "Мумии", дебютного фильма Dark Universe, студия сфокусировалась на отдельных фильмах о монстрах — "Человеке-невидимке", в котором Элизабет Мосс играет роль жертвы своего бывшего, ставшего невидимым, "Темной армии" Пола Фига и мюзикле Monster Mash. Кроме того ходят слухи, что Universal пытается перезапустить "Невесту Франкенштейна".
На первый взгляд Dark Universe должен был ждать успех. Эта вселенная стала ответом Universal на успех киновселенной Marvel (MCU). Казалось, сделать это нетрудно, учитывая привлекательность кроссоверов с классическими персонажами вроде "Страшные сказки" и "Лига выдающихся джентльменов" (комикс, а не фильм). Причин провала DU можно выдумать множество, но главная проблема — это потеря уверенности в себе.
А вот три другие причины, по которым Dark Universe стала заложницей собственных решений.
Оригинал публикации: io9
#1 Фальстарт с "Дракулой" (2014)
Чтобы получить полную картину, нужно вернуться на несколько лет назад — увидеть историю истинного происхождения Dark Universe.
Universal анонсировала дебютное появление своей серии монстр-кроссоверов за две недели до премьеры "Мумии", которая состоялась 9 июня 2017 года. При этом всех дразнили внушительным актерским составом, включавшим Рассела Кроу, Софию Бутеллу, Хавьера Бардема и Джонни Деппа. При этом начаться все должно было с Тома Круза, одной из самых популярных мировых звезд. На деле DU началась еще с "Дракулы" 2014 года.
Первые новости о киновселенной монстров появились в 2012 году. Universal объявила об отмене запланированной четвертой части "Мумии" Брендана Фрейзера, антагониста в которой должен был сыграть Антонио Бандерас. Вместо этого студия собралась перезапустить франшизу, чтобы начать новую кинематографическую вселенную, способную конкурировать с Marvel. Но наверстывать нужно было слишком много, поскольку к этому моменту у Marvel уже было шесть фильмов. Таким образом, Universal придумала поспешный план для сжатых сроков.
"Дракула" с Люком Эвансом в главной роли должен был стать отдельным фильмом, рассказывающим о происхождении вампира Влада III Цепеша. Но к 2014 году, когда Алекс Куртцман и Крис Морган были заняты созданием кинематографического мира, студия решила добавить этот фильм к новой киновселенной. В последний момент Universal заказала пересъемки "Дракулы", чтобы добавить современный финал, который якобы намекал на то, что Дракула — часть куда большей саги. Если помните, в конце за Дракулой наблюдал Чарльз Дэнс в роли Носферату. Это имело смысл. Студия начала с приквела о самом сексуальном монстре Universal, чья история переходила в современную эпоху вместе с появлением Носферату — возможно, могущественного злодея или персонажа вроде Николаса Фьюри из Marvel.
Несмотря на то, что Эванс хорошо исполнил роль Дракулы, в целом фильм получился посредственным, наполненным неуклюжими метафорами Иисуса, расистскими стереотипами и чрезмерным количеством летучих мышей. Естественно, в киновселенную это не попало. В последнем стремлении спасти будущее DU, Universal объявила, что этот фильм — неканонический, после чего уже в "Мумии" дали ясно понять, что Дракулы Люка Эванса во франшизе не будет (показали череп Дракулы). Хуже способа для запуска киновселенной не придумаешь.
#2 Продижиум
Хорошо, теперь давайте рассмотрим "Мумию", которая считается официальным началом Dark Universe. Этот фильм сразу же оказался в невыгодном положении. Людям нравилась серия Брендана Фрейзера, даже несмотря на плохой прием третьего фильма и ужасное решение заменить Рэйчел Вайс (возможно, именно поэтому DU была проклята). Но, о чудо, Universal перезапустила серию намного раньше, чем стукнуло 10 лет с момента ее завершения. Студия сделала ставку на новую версию "Мумии", потратив на съемки и продвижение около 345 миллионов долларов, что поставило этот фильм в один ряд с несколькими самыми дорогими проектами Marvel.
Звезда фильма, Том Круз, исполнивший роль солдата Ника Мортона, наткнувшегося на древнеегипетскую гробницу, оказывается проклятым Амонет и становится бессмертным. Он начинает творить разные чудеса, исполняя ненужные трюки, на съемки которых уходят огромные деньги. Просто потому что это Том Круз. В фильме мы также знакомимся с "Продижиум" — злодейской организацией охотников под руководством доктора Джекила и мистера Хайда, роль которых исполнил Рассел Кроу. Несмотря на чрезмерный акцент на боевике, множество спецэффектов и неуместную сексуализацию мумии, основная проблема фильма — Продижиум.
В отличие от того, как нам неспешно показывали предысторию Железного Человека, у Universal попросту не было времени на то, постепенное раскручивание своей версии "Щ.И.Т.", так как студия пыталась догнать Marvel (в "Мумии" даже не было сцены после титров). Вместо этого Продижиум появляется в фильме словно нелепый побочный квест, отнимающийся слишком много времени и на деле не оказывающий влияния на основной сюжет. Такое ощущение, как будто создатели фильма были вынуждены добавить этот элемент вместо того, чтобы постепенно развивать "Мумию".
Несмотря на сборы, "Мумия" не смогла пробудить интерес к Dark Universe. Некоторые зрители полагали, что выпускать фильм в одно время с "Чудо-женщиной", было ошибкой. Другие посчитали, что проблемы связаны с общим подходом к перезагрузке. Третьи и вовсе обвинили Тома Круза, который, как сообщалось, получил слишком много контроля над творческим процессом, из-за чего фильм превратился в очередной боевик с участием Круза. В какой-то степени все это осмысленно, но "Мумия", казалось, была обречена на провал еще до премьеры: создатели позабыли о том, что именно послужило успеху фильмов Universal.
#3 Один мордобой и минимум страха
"Мумия" и "Дракула" стали попытками Universal превратить классических монстров из кино в супергероев. Но это не то, чего ожидают увидеть зрители подобных фильмов от Universal.
В течение десятилетий классические монстры Universal пугали публику, начиная с эпохи немого кино и автокинотеатров 1950-х. Не все были идеальны, а многие из них не соответствуют сегодняшнему времени, но тогда они добивались успеха. Показанные персонажи были чудовищны, опасны и иногда немного сексуальны. Но в большей степени они были страшны. Они медленно двигались по экрану, преднамеренно пытаясь напугать зрителя.
У Universal была возможность показать этих монстров в XXI веке, сделав их такими же страшными, какими они были для предыдущих поколений, но "Дракула" и "Мумия" ни капли не были похожи на фильмы ужасов былых времен. Создатели решили отказаться от медленного нагнетания в пользу больших экшен-сцен. Переизбыток CGI привел к тому, что картины чувствовались фальшивыми. Компания проигнорировала проверенные временем методы. Было попросту невозможно испугаться, поскольку ты понимал — это нереально. А если вы не стремитесь к правдоподобности событий, то сделайте хотя бы то, что было в "Мумии" Фрейзера. По крайней мере, там было смешно.
Студия отказалась от своих планов конкурировать с MCU в пользу более экспериментальных фильмов о монстрах Universal. Но для Dark Universe уже слишком поздно. Прошло несколько лет, были потрачены сотни миллионов долларов. И все по той причине, что Universal пыталась создать что-то выходящее за пределы зоны комфорта, не осознавая, что остаться в доме с привидениями было бы куда безопаснее.