Как GTA 5 стала феноменом игровой индустрии

Как GTA 5 стала феноменом игровой индустрии

В начале февраля этого года издатель Take-Two сообщил новые данные продаж своих игр. Среди озвученных цифр особенно отметили Red Dead Redemption 2 и Grand Theft Auto 5.

Отчет компании гласит, что вестерн Rockstar перешагнул отметку в 29 миллионов проданных копий. Отличный результат, которым может гордиться любой разработчик. Но это утешительный приз в сравнении с настоящим феноменом игровой индустрии — GTA 5. К февралю 2020 года продажи игры превысили 120 миллионов копий.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть в плеере ниже или на этой страничке.

Семь лет назад

Релиз GTA 5 оказался чудом. В первые сутки игра поставила сразу несколько рекордов. Более 11 миллионов копий сделали GTA 5 самой быстро продаваемой игрой и экшен-адвенчурой. Тайтл стал самым кассовым развлекательным продуктом, заработав 815 миллионов долларов за первые 24 часа. Вскоре доходы перешагнули миллиард долларов — абсолютный рекорд за всю историю индустрии развлечений.

В общей сложности книга Гиннеса включает семь рекордов, полученных хитом Rockstar в первые сутки и недели после выхода.

Игры серии GTA всегда пользовались популярностью и пятая часть не стала исключением. Студия выпустила не просто качественный проект, но сделала это в удачное время. Очередное поколение консолей подходило к концу, и на момент релиза GTA 5 число владельцев консолей PS3 и Xbox 360 приблизилось к 160 миллионам.

Так игра стала не только самым важным проектом осени, но и финального этапа в жизненном цикле приставок. Каждый увлеченный геймер хотел купить GTA 5. А те, у кого еще не было консоли, спешили в магазины, к друзьям или внимательно смотрели записи геймплея. Тогда казалось, что прыгнуть выше уже невозможно...

Аналитики прогнозировали, что новая часть за два или три года превзойдет продажи GTA 4. Уже через шесть недель после релиза стало известно, что поставки в магазины превысили 29 миллионов копий. Это на 4 миллиона больше, чем у прошлой игры за все пять лет существования.

Завоевательный сервис

Мультиплеерный режим GTA Online заработал спустя две недели после выхода. На запуске Rockstar столкнулась с серьезными проблемами. Дошло до того, что разочарованные геймеры взялись за ревью-бомбинг. Но постепенно ситуация исправлялась. Разработчики занимались патчами и планировали регулярно выпускать дополнительный контент. Вместе с этим часть сотрудников взялась за портирование GTA 5 на новое поколение консолей, а после и на PC.

К концу 2013 года стало ясно, что Rockstar нашла золотую жилу.

До распространения формата игр-сервисов силами GTA Online понятие уже существовало много лет. Массовые мультиплеерные игры, такие как World of Warcraft; MOBA, вроде League of Legends; сетевые шутеры, подобные Counter-Strike, уже классифицировались как сервисы. Но подход Rockstar к контенту для GTA Online, особенно после релиза на новых консолях и PC, продемонстрировал возможности для расширения и поддержания активной аудитории.

Однако увлекательные дополнения не могли объяснить, почему достигнув 45 миллионов копий в декабре 2014 года, продажи GTA 5 не пошли на спад.

Чтобы понять нехарактерные для индустрии продажи, необходимо взглянуть на несколько аспектов общей культуры современного мира.

Со времен появления первых консолей, автоматов и компьютеров мейнстрим воспринимал видеоигры неоднозначно. Сначала их видели как увлечение гиков и нердов. Позже игры стали жертвой популизма — их обвиняли в жестокости, снижении умственных способностей и невнимательности среди детей. Сегодня некоторые все еще уверены, что виртуальные развлечения толкают людей на насилие, хотя за два десятилетия вышли серьезные научные работы, исключающие прямую связь.

Образ видеоигр в жизни человека менялся не сам по себе. Отношение эволюционировало в процессе взросления поколения, которое выросло на Super Mario, DOOM и Sims. Эти люди начали занимать влиятельные позиции. Молодые актеры, спортсмены, ученые, режиссеры и даже политики постепенно выводили индустрию в мейнстрим. Шаг за шагом говорить об играх начинали за пределами профильных сайтов или журналов.

Кто-то сколачивал на играх миллиардные состояния, другие взялись за активное развитие стриминга. Появились местные знаменитости. Киберспорт начал собирать стадионы. Игры достигли нормализации в глазах общества, а GTA 5 стала одним из символов нового порядка.

Тем временем продолжалось распространение консолей нового поколения, гарантируя игре долгосрочный успех.

В 2015 году игра Rockstar была на слуху у всех. Сложно было найти человека, который не слышал о GTA 5. Интересный сюжет, бесконечные активности, блестящее развитие сетевого компонента, отличная реализация микротранзакций.

Так GTA 5 стала Игрой с большой буквы. Покупая новую консоль геймеры не долго думали о том, что же взять для развлечения помимо эксклюзивов. GTA 5 стала первым и очевидным выбором для многих новичков на PS4 и Xbox One. Некоторые покупали по три копии игры, чтобы всегда иметь доступ независимо от платформы.

После выхода PC-версии к работе над GTA 5 приступило сообщество моддеров, вдохнув в нее новую жизнь. Кастомные модели, скрипты, наделяющие божественными способностями, улучшение графики, техника, персонажи, режимы, уникальные ролевые серверы и многое другое. Каждую неделю или две выходило что-то необычное, поддерживая интерес и напоминая о своем существовании.

Зачем задаваться вопросом, во что поиграть, когда половина твоего списка друзей устраивает битвы банд, выполняет миссии, участвует в гонках или наслаждается свободой в Лос-Сантосе. Известность GTA 5 создала эффект снежного кома — чем больше людей покупало игру, тем шире распространялось влияние и так по кругу.

А потом наступила эпоха ролевых серверов. Модификации и популярность твича создали новые условия для взаимодействия с GTA 5. В то время как стримеры привлекали аудиторию, отыгрывая копов, преступников и все что между - у зрителей формировалось желание попробовать опыт самостоятельно. Одни вербовали свою группу товарищей для отыгрыша на консолях. Другие собирали свои первые PC для покупки версии в Steam и накачки ее модами по вкусу. Третьи делились роликами в социальных сетях и рассказывали о похождениях, мотивируя своих подписчиков попробовать самостоятельно.

Rockstar не нашла секретную кнопку, которая сделала GTA 5 иконой и абсолютным рекордсменом. Успех стал возможен благодаря заслугам разработчиков, множеству внешних факторов и удаче. Последние результаты Red Dead Redemption 2 показали, что повторить тот же фокус у Rockstar пока не получилось.

Возможно, нужно просто дождаться GTA 6.

Иллюстрация в шапке: Sung-wook Kang

47 Комментариев

  • Чтобы понять насколько сломан онлайн режим в гта, советую посмотреть это видео:
    https://www.youtube.com/watch?v=auw72B5nv38

    3
  • Из за этого успеха теперь игры рокстар будут выходить раз в десятилетие

    4
  • @MyGrace, а так они будто выходили каждый год.

    8
    • @Krasavchik, ну вообще-то да

      6
    • @FerrisMacWheel, сравни масштабы и проработку этих ГТА по отделельности и поймёшь, почему разница в релизе увеличивается. Это тебе не ассеты в ассасине заменить.

      -1
    • @John_McClane, причем здесь гта? Речь идет о более частом выходе игр от Роков, а не только гта. В этом поколении, они лишь рдр2 релизнули

      3
    • @FerrisMacWheel, тогда если для тебя это будет понятнее, то сравни не только ГТА, но и другие игры R* по проработанности и масштабу.

      -1
    • @John_McClane, в 2008 гта4 тоже была большой и проработанной игрой, но это не помешало им релизнуть в 2010 рдр, а еще успеть релизнуть максика3 в 2012, ну и завершить поколение, выкатив гта5 в 2013. Каждая их этих игр на момент своего релиза была большой и проработанной, ну кроме макса, всё же это линейная игра

      2
    • @FerrisMacWheel, посмотри на увеличенную детализацию, количество объектов, анимации, катсцены, возможности в самой игре. На то время это были масштабные игры, а ГТА5 и РДР2 ещё более масштабные. Или они найдут как оптимизировать процессы, или разница между релизами будет все больше и больше.

      -1
    • @John_McClane, ты втираешь мне про улучшение технологий, что само собой разумеется, так как прогресс не стоит на месте. Но это не значит, что процесс создания, допустим гта4 был проще, нежели рдр2, лишь потому что, там текстурки хуже

      4
    • @FerrisMacWheel, Слушай, там где раньше были квадратные коробки, сейчас куча всяких мелких объектов и деталей с формами. Посмотри на открытые миры и их детализацию, сравни анимации лиц и модели, сравни просто все по отдельности. Все это отнимает больше времени у всех кабинетов по производству.

      Чем ты хотел тут удивить кого-то своим комментом? Это стандартный шаблон, который пишут при виде Rockstar в заголовке новости. У тебя то и мнения своего нет, ты просто знаешь, что это будет круто в который раз сообщить так же, как и "СтарСитизен это пирамида".

      -1
    • @John_McClane, раскидать мусор возле квадратных коробок не составит большого труда, тем более со всеми современными технологиями, детализация уровней становится проще

      0
    • @FerrisMacWheel, поздравляю тебя со сливом

      -2
    • @John_McClane, ты наивно думаешь, что нынче в разы труднее делать игры, из-за их детализации, но ведь все наоборот. В начале 2000-х игроделы и мечтать не могли о фотограмметрии, технологиях захвата движения и прочих благах современности.

      1
    • @FerrisMacWheel, Это ты наверное думаешь, что при помощи фотограмметрии появляются задуманные по концептам машины, города, ландшафты, персонажи, сразу оптимзированные для движка модели, потом попрыгал в костюме и сделал анимацию и физику еще лучше, чем в прошлой игре. А значительно улучшенный движок RAGE, который все новинки должен был потянуть - вообще наверное Рокстар при помощи одной кнопки законвертили для RDR2. Туда же одной кнопкой и вставилась оптимизация всех новых эффектов и прибамбасов. Потом нажимаешь пару кнопок и являются все эти новое возможности в РДР2, которых не было в РДР1. И тд и тп

      Если только Рокстар такие ленивые, то почему у всех игры стали делаться гораздо дольше в 2010-2020, по сравнению с 2000-2010?

      -1
    • @John_McClane, лол ) физика в гта4 до сих пор считается более детальной и проработанной чем в гта5

      1
    • @John_McClane, само собой это титаническая работа, но затянутость в разработке рдр2 скорее зависит от сценарной составляющей. Сами актеры говорили, что некоторые сцены делались в течении трех лет, многое было вырезано и переделано

      1
    • @Abadd, мы тут не физику ГТА4 и ГТА5 сравниваем, а постоянные увеличения масштабов контента, качества и прочего.
      Если уже говорить о ГТА4, то я прекрасно помню, как все завывали от его лагов и отсутствия оптимизации, в отличии от ГТА 5, которую можно даже запустить на MacBook Air 2015 с Intel iris.

      -1
    • @FerrisMacWheel, кхм. Этот график до 12 это 8 лет назад. С того времени сколько вышло?

      0
    • @enotoff, жта 5 и рдр2 вот и все

      0
    • @NORMANiy, вот и я о том же, а товарищ выше рассказывает про то, что рокстары почти каждый год игры выпускают. И график, почти десятилетней давности нам показывает

      0
  • До сих пор не играл в нее. Такие дела..)

    2
  • игра для самых маленьких... 4 часть куда серьезней.

    2
    • @Nvrim, А толку то - она также скучна при прохождении и никакого чувства аркадной свободы нету как в ГТА 3, VC и особенно SA было, а вот в ГТА 5 оно было снова и этим радовала игра неслабо как раз. Ну и в остальном она лучше ГТА 4 объективно.

      2
    • @Nvrim, А что там для маленьких? и что в 4 не для маленьких? серый нью йорк?

      2
  • Грустно, что из-за онлайна в основном. Лично я в онлайн не много играл. А вот от одиночки, наоборот, в восторге - раза 4 проходил наверно.

    1
  • Игра очень хороша, одиночку прошёл 3 раза. Но вот онлайн - совсем сдулся, единственные обновления которые мне зашли это был Doomsday Heist 17 года и недавно вышедшее ограбление казино. Остальное так себе, средненько. Всё же чего то не хватает этой игре - чего - не понятно. Одиночка выше всяких похвал, но опять же из за 3 героев и этой сатиры, юмора - как по мне два основных минуса. Четвёрка, San Andreas да даже вайс-сити были куда более серьёзными в плане подачи сюжета, было действительно интересно проходить, более атмосферные они что ли...

    да и в той же четвертой GTA, город хоть и маленький, а вот атмосфера и внимание к мелочам - просто лучше чем в пятой.

    0
  • По мне - чисто онлайн тащит неимоверно с обновлениями и кучей режимами, а вот сюжетка наскучила быстро, как и открытый мир не так удивляет как раньше(но некоторые детали геймплея - потусить с кем-то из телефонной книжки и походить по разным заведениям это реализовано круто). Деталей в сюжетке разных в открытом мире не так много, чекпоинты иногда не очень удобные, копы не реалистичные с их вх

    1
  • По части продаж хомячкам только к сожалению, лолз, сам повелся и взял на релизе а потом еще для пс4 версию - в итоге это оказалась все та же унылая бандитская беготня с примитивными миссиями как и в ГТА 3 еше,, где 60 - 70% занимают покатушки туда сюда, болтовня пустая и прочий малоактивный геймплей(с РДР 1/2 - та же история).X)) На 20 с чем то часов меня хватило - дальше забросил просто, уныленько и большинство других отличных ааа игр в 8 гене намного интереснее и на куда более интересные темы. О чем говорить если Ватч Догс 1 в том же жанре порадовал примерно так же как сама ГТА 5. Не начнут новые IP делать Роки или скажем ГТА 6 в сеттинге киберпанка - такое и будет к ним отношение, товарищи застряли в начале 2000х еще когда их ГТА 3 с VC и SA были действительно интересными, а что они там качество накручивают в ГТА 5 и РДР 2 - так это не помогает ничерта, давно пора новые серии начинать делать.

    1
    • @Alex-Petr, Отличный троллинг)

      скажем ГТА 6 в сеттинге киберпанка

      Этот киберпанк уже из всех щелей задрал, типо давайте просто покрасим что то в киберпанк и будет найс, нужны новые идеи, а не протухшие второсортные попытки в научную фантастику с апокалиптическими прогнозами на фоне технологий, когда то картошку и помидоры боялись и считали их опасными

      0
    • @Normal, Какой к чертям троллинг? Киберпанка очень мало среди игр, где он задрал тебя, одним Deus Ex?;()

      0
  • @Sphex, сюжет - гта. Вы там рофлите или что? Никогда не было годного сюжета в этой серии. Возможно баллада о гей Тони интересная, не более.

    1
  • Для меня мультиплеер закончился с прохождением ограблений, после ничего интересного в нем не нашел.

    0
  • Получаешь бан за читы- покупай новую копию игры, иначе никак не вернешься в онлайн. Вот и весь секрет непрекращающегося победного шествия "пятерки". Но начиналось все и впрямь с необычайно проработанного мира одиночной компании.

    1
  • В онлайн можно заходить поиграть в режимы типа гонок или тех, которые люди сами создают (скилл тесты на мотоциклах например). Я захожу поиграть в режим Сумо Ремикс - у него сформировалось небольшое комьюнити со своей бандой и дискордом.

    Читеры есть практически в каждой сессии, к сожалению. Я думаю Рокстары боятся их банить, у игры просто не останется людей в онлайне.

    0
  • Парни мне одному , плевать на всю серию Гта ,не испытываю не какого желания играть в серию игр, начинал но бросал, просто вообще не о чем. Нудятина ,и скукота . )фиг знает не прет и все тут .

    Фиг знает по мне Гта это типо Симы , они и есть,только немного , переделанные в другую сторону что ли.

    0
  • порабола, 5 на гребне, далее спуск, скриним.

    0
  • Щас бы сравнивать вестерн и игру для школьников. Гта ничто по сравнению с конями, одна смена погоды чего стоит в RDR2

    0
  • И теперь рокстар-лаунчер не даёт поиграть в этот феномен. Ору с этого до сих пор.

    0
    • @WaybyWay, У меня каждые выходные блокируется мой IP в лаунчере. Без VPN невозможно в онлайн зайти в эти дни, автономный режим включается в лаунчере.

      0
  • и снова жопа на превью...

    1
  • гта5? открыл только чтобы посмотреть на заднюю часть нарисованной девушка(которая даже не является персонажем игры)

    0
  • Помню примерно через пол года после релиза на Пк, знакомые читерили только в путь, бабла себе фармили, получая бан на пару суток. Лично меня хватило на половину сюжетки, и с друзьями пару раз на ограбления ходил, атмосферой не проникся.

    0
  • Успех GTA5 обусловлен, на мой взгляд, тремя ключевыми составляющими:
    1. Великолепной кампанией (отличный сюжет, 3 персонажа, живое повествование, где ты участвуешь в истории, а не читаешь сюжет или смотришь ролик),
    2. Отличным коопом (ограбления, банды, бизнесы и т.д.),
    3. Уникальным открытым онлайн-миром.

    Под уникальным открытым онлайн миром имею в виду, что это уникальное сочетание открытого мира в современном сеттинге, с такими составляющими как шутер (от первого и третьего лица), разнообразное оружие и его модификация, автомобили&мотоциклы и возможность тюнинга (огромный выбор), техника (танки, бтр, броневики и т.д.), авиация (самолеты и вертолеты различных типов).
    А также куча различных режимов, таких как гонки, пвп, пве и т.д.

    Т.е. это не просто какое-то случайное совпадение или какой-то "чудо-биткоин", а огромная отлично выполненная во многих деталях работа, которая принесла заслуженный результат.

    В отличии от GTA5 онлайн мир RDR2 пуст и практически бессмысленнен. Если гта5 за онлайн можно поставить 10/10, то онлайну рдр2 я бы поставил 2/10.
    Может быть кого-то и веселят банальные перестрелки, но их делают почти в каждой фпс начиная с DOOM, а бизнесы (самогон, охота за головами и торговец) однообразны и не имеют реальной потребности в кооп-составляющей (если не считать нескольких псевдо-сюжетных миссий). Поэтому успех в 29 млн копий рдр2, на мой взгляд, обусловлен качественной кампанией и тем, что по-началу было ощущение, что онлайн мир рдр2 это что-то типа гта5 только на диком западе. Но по факту там нет и десятой доли гта5.

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.