Как GTA 5 стала феноменом игровой индустрии

В начале февраля этого года издатель Take-Two сообщил новые данные продаж своих игр. Среди озвученных цифр особенно отметили Red Dead Redemption 2 и Grand Theft Auto 5.

Отчет компании гласит, что вестерн Rockstar перешагнул отметку в 29 миллионов проданных копий. Отличный результат, которым может гордиться любой разработчик. Но это утешительный приз в сравнении с настоящим феноменом игровой индустрии — GTA 5. К февралю 2020 года продажи игры превысили 120 миллионов копий.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть в плеере ниже или на этой страничке.

Семь лет назад

Релиз GTA 5 оказался чудом. В первые сутки игра поставила сразу несколько рекордов. Более 11 миллионов копий сделали GTA 5 самой быстро продаваемой игрой и экшен-адвенчурой. Тайтл стал самым кассовым развлекательным продуктом, заработав 815 миллионов долларов за первые 24 часа. Вскоре доходы перешагнули миллиард долларов — абсолютный рекорд за всю историю индустрии развлечений.

В общей сложности книга Гиннеса включает семь рекордов, полученных хитом Rockstar в первые сутки и недели после выхода.

Игры серии GTA всегда пользовались популярностью и пятая часть не стала исключением. Студия выпустила не просто качественный проект, но сделала это в удачное время. Очередное поколение консолей подходило к концу, и на момент релиза GTA 5 число владельцев консолей PS3 и Xbox 360 приблизилось к 160 миллионам.

Так игра стала не только самым важным проектом осени, но и финального этапа в жизненном цикле приставок. Каждый увлеченный геймер хотел купить GTA 5. А те, у кого еще не было консоли, спешили в магазины, к друзьям или внимательно смотрели записи геймплея. Тогда казалось, что прыгнуть выше уже невозможно...

Аналитики прогнозировали, что новая часть за два или три года превзойдет продажи GTA 4. Уже через шесть недель после релиза стало известно, что поставки в магазины превысили 29 миллионов копий. Это на 4 миллиона больше, чем у прошлой игры за все пять лет существования.

Завоевательный сервис

Мультиплеерный режим GTA Online заработал спустя две недели после выхода. На запуске Rockstar столкнулась с серьезными проблемами. Дошло до того, что разочарованные геймеры взялись за ревью-бомбинг. Но постепенно ситуация исправлялась. Разработчики занимались патчами и планировали регулярно выпускать дополнительный контент. Вместе с этим часть сотрудников взялась за портирование GTA 5 на новое поколение консолей, а после и на PC.

К концу 2013 года стало ясно, что Rockstar нашла золотую жилу.

До распространения формата игр-сервисов силами GTA Online понятие уже существовало много лет. Массовые мультиплеерные игры, такие как World of Warcraft; MOBA, вроде League of Legends; сетевые шутеры, подобные Counter-Strike, уже классифицировались как сервисы. Но подход Rockstar к контенту для GTA Online, особенно после релиза на новых консолях и PC, продемонстрировал возможности для расширения и поддержания активной аудитории.

Однако увлекательные дополнения не могли объяснить, почему достигнув 45 миллионов копий в декабре 2014 года, продажи GTA 5 не пошли на спад.

Чтобы понять нехарактерные для индустрии продажи, необходимо взглянуть на несколько аспектов общей культуры современного мира.

Со времен появления первых консолей, автоматов и компьютеров мейнстрим воспринимал видеоигры неоднозначно. Сначала их видели как увлечение гиков и нердов. Позже игры стали жертвой популизма — их обвиняли в жестокости, снижении умственных способностей и невнимательности среди детей. Сегодня некоторые все еще уверены, что виртуальные развлечения толкают людей на насилие, хотя за два десятилетия вышли серьезные научные работы, исключающие прямую связь.

Образ видеоигр в жизни человека менялся не сам по себе. Отношение эволюционировало в процессе взросления поколения, которое выросло на Super Mario, DOOM и Sims. Эти люди начали занимать влиятельные позиции. Молодые актеры, спортсмены, ученые, режиссеры и даже политики постепенно выводили индустрию в мейнстрим. Шаг за шагом говорить об играх начинали за пределами профильных сайтов или журналов.

Кто-то сколачивал на играх миллиардные состояния, другие взялись за активное развитие стриминга. Появились местные знаменитости. Киберспорт начал собирать стадионы. Игры достигли нормализации в глазах общества, а GTA 5 стала одним из символов нового порядка.

Тем временем продолжалось распространение консолей нового поколения, гарантируя игре долгосрочный успех.

В 2015 году игра Rockstar была на слуху у всех. Сложно было найти человека, который не слышал о GTA 5. Интересный сюжет, бесконечные активности, блестящее развитие сетевого компонента, отличная реализация микротранзакций.

Так GTA 5 стала Игрой с большой буквы. Покупая новую консоль геймеры не долго думали о том, что же взять для развлечения помимо эксклюзивов. GTA 5 стала первым и очевидным выбором для многих новичков на PS4 и Xbox One. Некоторые покупали по три копии игры, чтобы всегда иметь доступ независимо от платформы.

После выхода PC-версии к работе над GTA 5 приступило сообщество моддеров, вдохнув в нее новую жизнь. Кастомные модели, скрипты, наделяющие божественными способностями, улучшение графики, техника, персонажи, режимы, уникальные ролевые серверы и многое другое. Каждую неделю или две выходило что-то необычное, поддерживая интерес и напоминая о своем существовании.

Зачем задаваться вопросом, во что поиграть, когда половина твоего списка друзей устраивает битвы банд, выполняет миссии, участвует в гонках или наслаждается свободой в Лос-Сантосе. Известность GTA 5 создала эффект снежного кома — чем больше людей покупало игру, тем шире распространялось влияние и так по кругу.

А потом наступила эпоха ролевых серверов. Модификации и популярность твича создали новые условия для взаимодействия с GTA 5. В то время как стримеры привлекали аудиторию, отыгрывая копов, преступников и все что между - у зрителей формировалось желание попробовать опыт самостоятельно. Одни вербовали свою группу товарищей для отыгрыша на консолях. Другие собирали свои первые PC для покупки версии в Steam и накачки ее модами по вкусу. Третьи делились роликами в социальных сетях и рассказывали о похождениях, мотивируя своих подписчиков попробовать самостоятельно.

Rockstar не нашла секретную кнопку, которая сделала GTA 5 иконой и абсолютным рекордсменом. Успех стал возможен благодаря заслугам разработчиков, множеству внешних факторов и удаче. Последние результаты Red Dead Redemption 2 показали, что повторить тот же фокус у Rockstar пока не получилось.

Возможно, нужно просто дождаться GTA 6.

Иллюстрация в шапке: Sung-wook Kang

Больше статей на Shazoo
Тэги: