Чем вдохновлялись разработчики The Witcher 3, создавая Хозяек Леса

Чем вдохновлялись разработчики The Witcher 3, создавая Хозяек Леса

Пряха. Шептуха. Кухарка. Трио ведьм с Кривоуховых болот — одни из самых интригующих персонажей в обширном составе The Witcher 3 и самые тревожащие существа в истории видеоигр. Они редко оказываются в центре событий, мы встречались с ними считанное количество раз, но их присутствие можно ощутить по всей подконтрольной им территории Велена.

Откуда пришли Старухи [в игре Хозяек Леса так никто не называет, но на самом деле это одна из основополагающих ошибок в переводе, поскольку именно она усложняет поиск связей для русскоязычного сообщества]? Они не похожи на современных, переработанных ведьм, которых мы знаем по сериалам или фэнтезийным играм. Скорее, это существа, чьи залитые кровью корни уходят глубоко в нездоровое воображение из древних народных сказок — включая многовековые пагубные стереотипы в отношении престарелых женщин или метафоры чудовищной женской сексуальности.

Здесь нет какой-то отдельной истории, повлиявшей на создание ведьм с Кривоуховых болот. И все же CD Projekt Red не представила их с пустого места. Они словно были выращены на зловонной, плодородной почве с применением древнего, практически утерянного метода повествования.

Оригинал публикации: PCGamesN

Изучая самых известных существ из сказок, можно проследить их влияние на создание Хозяек. Можно вспомнить злую ведьму из немецкой сказки "Гензель и Гретель". Она заманивала детей, используя свой пряничный домик, затем откармливала их прежде, чем приготовить и съесть.

Подобно "Гензель и Гретель", крестьянские дети Велена отправляются в одиночку в лес с приведениями, а поскольку хижина Хозяек Леса сделан не из пряников, им приходится использовать разнообразные сладости, чтобы "привести" потерянных детей к своему дому.

Баба Яга из восточноевропейского фольклора — еще одна ведьма-людоедка, испытывающая слабость к детям. В некоторых сказках Баба Яга — это трио одноименных сестер. Как и многие ведьмы (среди них Кухарка и Пряха), она ассоциируется с домашней утварью, а именно — ступой и метлой, которые использует для полета в небе. Подобно Хозяйкам Леса, Баба Яга — мрачна, коварна и неоднозначна с моральной точки зрения. Возможно, она тебя съест. Может быть, она тебя накормит, а затем, собрав в дорогу, даст порцию мудрых наставлений.

Но все это лишь одна сторона медали. Как насчет крестьян, которые поклоняются Хозяйкам Леса подобно божествам и приносят им жертвы? В сказках нет ничего подобного, однако истоки можно отыскать в мифологии. Греко-римские Парки, также как и норвежские Норны — три богини, определяющие будущее и дату смерти всех живых существ. Подобно Пряхе, которая создает волшебные гобелены из человеческих волос, они связаны с ткачеством — они плетут и, рано или поздно, обрезают нити судьбы.

Поиск подобной связи между злыми ведьмами и богинями судьбы может показаться странным, но The Witcher 3 далеко не первый развлекательный проект, в котором делается нечто подобное. Три странные сестры из "Макбет" Шекспира (~1606 год) — хихикающие и помешивающие котлы ведьмы со склонностью к пророчеству. Причем прилагательное "странные" имеет другой смысл (хоть они и действительно странные). Оно образуется от древнеанглийского слова "weird", означающего судьбу. Хозяйки Леса также славятся своими пророчествами, предвидя появление Цири. Другое трио богинь из греческой мифологии — Артемида/Диана, Геката и Селена. На протяжении многих веков Диана и Геката ассоциировались с ведьмами, что было связано с их частыми полетами по ночному небу.

Тем не менее, всем им чего-то не хватает. Впрочем, ночные шабаши ведьм дают нам ключ к пониманию всего, что здесь творится. Шабаш Хозяек Леса на Лысой горе ведет нас к позднему средневековью и раннему Новому времени. В фэнтезийных рассказах, описывающих регулярные шабаши ведьм того времени, помимо прочего указывались ритуальные жертвоприношения детей, каннибализм, кровосмесительные оргии и срамные поцелуи, представляющие свое рода противоположность христианской веры. Все это в XVI-XVII веках привело к появлению охотников на ведьм.

Однако, последовав по пути этой теории, мы отклоняемся от фольклорного взгляда на ведьму. Удивительно, но шабаш ведьм — это не древняя вера, поддерживаемая наивными крестьянами. Скорее, это изношенная литературная метафора, которая была переформирована в пользу "нового" (для позднего средневековья) определения колдовства, которое использовалось образованной элитой, включая священнослужителей, теологов и юристов (читайте монографию Нормана Кона "Внутренние демоны Европы"). Для этих образованных мужей непростительным преступлением ведьм было не использование вредоносной магии, что называли ведьмовством или колдовством, а отступление от Бога через договор с Дьяволом.

Голодающий крестьянин, чья корова внезапно сдохла, едва ли согласится с подобной оценкой, и The Witcher 3 тому пример. Всех, кто не относит себя к фанатикам Вечного огня, на протяжении игры не заботит их влияние на духовную веру. Это настоящее ведьмовство, используемое Хозяйками Леса, представляющими реальную угрозу. Чучела, найденные в подвале ведьм и используемые, в частности, чтобы наслать проклятье на Анну Стенгер, выглядели знакомы крестьянину, опасавшемуся ведьмовства.

Убийства и каннибализм, практикуемые Хозяйками Леса, совершаются вдали от посторонних глаз. И поэтому шабаш на Лысой горе не имеет ничего общего со старыми определениями ведьминого шабаша. На самом деле это довольно праздничное мероприятие, полное цветочных гирлянд, а его посетители — вовсе не ведьмы, а простые крестьяне, им поклоняющиеся и надеющиеся на милость в форме волшебных желудей. Этот шабаш не посвящен зловещему заговору с целью падения духовного мира. По крайней мере, с точки зрения крестьян, которые считают его местным фестивалем плодородия.

Чтобы разгадать этот последний пазл, стоит обратиться к более современному течению — неоязычеству. В 1921 году Маргарет Мюррей опубликовала свое научное исследование "Культ ведьм в Западной Европе", в котором шабаш описывается как неправильно истолкованный пережиток дохристианского культа Дианы. Приверженцы этого культа, утверждала Мюррей, поклонялись богу одновременно мужского и женского пола и проводили обряды плодородия. Ее авантюрная теория давно опровергнута, но за время существования успела вдохновить других писателей и неоязыческие религии, такие как Викка.

Эти неоязыческие верования часто включают в себя Рогатого бога (которого, как говорят, христиане приняли за дьявола), а также Триединую Богиню. Триединая Богиня, состоящая из Девы, Матери и Старухи [Crone — именно так в оригинале называют Хозяек Леса], имеет прямую отсылку к The Witcher 3 в виде культа богини Мелитэле. Трудно не думать о Хозяйках Леса как о темном отражении этой Триединой Богини: в конце концов, их трое, им поклоняются как (местным) богиням плодородия, а Старуха — третье обличье одновременно для культа Мелитэле и Триединой Богини.

В некотором смысле многообразие Хозяек Леса намекает на их широкое происхождение: они сплетены из разных исторических, фольклорных, мифологических ниточек, затрагивающих как древнее время, так и современность. Эти нити были хорошо запутаны еще задолго до появления The Witcher 3, но это не умоляет творческих достижений игры. Вместо того чтобы беспорядочно смешивать в котле ингредиенты в надежде получить мощное зелье, The Witcher 3 тщательно прорабатывает нечто иное, что ощущается одновременно новым и бесшовным, в то же время отдавая дань противоречивым, древним фактам.

Видео от Shazoo

38 Комментариев

  • Прекрасно продуманные, качественно сделанные персонажи вселенной Ведьмака.

    16
  • Вот многие хейтят сериал, а благодаря ему и игры вспомнили и CDPR неплохо так разрекламировались. Да и к восточному фентези/сказкам, я думаю, интерес увеличился.

    1
    • @Funnybone, Как это отменят тот факт, что сериал по качеству провал полный?

      9
    • @Galactrix, ну да)

      https://shazoo.ru/2020/02/18/90786/vedmak-ostaetsya-samym-vostrebovannym-shou-na-tv

      0
    • @don-mika, аргументация уровня "а пипл хавает это говно!", не делает вам чести.

      3
    • @Maksimus, мне Ведьмак не интересен ни в каком виде, так что можете мне об этом не рассказывать)

      0
    • @Funnybone, для любого, кто хоть раз прочитал оригинал - сериал вызовет лишь рвотные позывы. А возросшая популярность игр и книг возросла из-за того, что после этого говносериала люди хотят зализать раны чем-нибудь хорошим.

      0
  • Забыли написать про трёх сестер из древнегреческого эпоса, у которых был один глаз на троих. Дело было связано с Персеем.

    Во время прохождения Ведьмака мне было очень интересно какой у них истинный облик. То есть вот этот монструозно по-хорошему мерзкий старушечий или тот прекрасный юный во время шабаша. Потому что при свидетелях они были ужасными, но наедине с собой почему-то прекрасными. Загадка для меня.

    То как они прорабатывали героев - это конечно выше всяких похвал. Не многие, наверное, знают, что для рода фон Эвереков прототипом послужила средневековая династия литовско-белорусско-украинских королей. Все их имена, одежда - эти кунтуши, широкие тканые пояса, которых до dlc в игре не было. Кривые сабли, стрижки.

    7
    • @Sanchez, истинный-человеческий,встречая их первый раз на топях, Геральт умоминает, что их внешний вид-результат полиморфизма и те отвечают, что для него готовились.

      3
    • @Vyrvyglaz, не факт. Вспомните, когда играем за Цири против ведьм. Они там принимают свою противную форму, хотя какой смысл, если их уже раскрыли? И так же вспоминаем, что они выходят к кметам раз в год на Лысую гору, во время праздника, именно в своём "человеческом" облике, так как в виде монстров их вряд ли бы приняли.

      С Геральтом они общались саркастически, мол они все такие красивые и горят, как хотят встречи с беловолосым. Но он правильно заметил про полиморфизм.

      Если заглянуть в бестиарий о них, то можно прочесть следующее:
      Ведьмы слывут бессмертными. Благодаря магическим отварам они не стареют и могут принимать облик молодых женщин. Отвары и магическая связь с землёй, на которой они живут, также дают сёстрам необычайную мощь и жизненную силу.

      Они могут принимать облик молодых, но не значит, что это их истинный вид. Возможно они когда-то и были такими, но под действием чар или энергии Кривоуховых топей изменились. Либо, что более вероятно, они такими и пришли в этот мир после Сопряжение Сфер, уродливыми, ведь ведьмы считаются реликтовыми монстрами, но научились подстраиваться под людей.

      0
    • @Sanchez,

      Не многие, наверное, знают, что для рода фон Эвереков прототипом послужила средневековая династия литовско-белорусско-украинских королей.

      вспомнил никогда не существовавших королей белоруссии и украины, а реальных польских проигнорил.

      0
    • @olgerd, россиянам, наверное, не просто будет понять что означает Великий князь. Поэтому написал королей. А имена фон Эвериков - это не имена польских королей и королей Речи Посполитой.
      Почему пишите Белоруссия вместо Беларуси, но не пишите Малороссия вместо Украины?

      0
    • @Sanchez, я то не россиянин, но меня впечатлил твой экспресс тур по википедии. ещё несколько моих подколок и глядишь всю школьную программу по истории выучишь.

      Почему пишите Белоруссия вместо Беларуси, но не пишите Малороссия вместо Украины?

      на сайте много нежных украинцев.

      0
    • @olgerd, подколки так подколки, ты не стендапер?

      0
    • @Sanchez, нет. просто не равнодушный.

      0
    • @olgerd, так вот что я тебе скажу неравнодушный ты наш, если ты вдруг белорус, а выбор у нас не велик, коль скоро ты не россиянин и так хорош в истории РБ. Быть гражданином этой страны и называть её Белоруссией - это просто позорище.
      I have spoken. Флудить и отвечать более не намерен.

      0
    • @Sanchez, не белорус, но народ этот очень уважаю, как впрочем и всех восточных славян.

      0
  • А ткачиха с поварихой,
    С сватьей бабой Бабарихой
    Извести ее хотят,
    Перенять гонца велят... (c) Пушкин.

    10
  • Шел 2020 год. Я играл в Ведьмака и смотрел новости про Ведьмака на Шазу...

    4
  • о да, второй после Барона полюбившейся квест)

    0
  • Ля какие.
    .......

    0
  • Мне нравится их мелодия из саунда игры. Прям лучшая как по мне.

    2
  • Интересная статья, больше бы таких. Ну а проработка персонажей от сдпрожект без комментариев, люди старались на славу.

    2
  • Момент первой встречи с ведьмами на болоте, эта музыка и визуал вообще огонь. Наверное самый запоминающийся момент в игре, как по мне.

    2
  • Эти ведьмы, единственное что заполнилось после прохождения игры, жаль что все остальное было так себе.

    -3
  • Первый раз с ними конечно очень жутко, еще и нагнетает сюжет по кирпичику, в общем очень классно сделано )

    1
  • Только после шумихи вокруг сериала по ведьмаку стал понимать, насколько книги были скучны по сравнению с гениальнейшим сюжетом Ведьмака 3)

    0
    • @Arnhold144, серьезно?? я хотя не сильно люблю вселенную ведьмка, но сравнивать посредственный сюжет игры с книгами это вообще стыд.

      2
    • @Arnhold144, @Lovecraft, оба адекватно общаемся без перехода на личности.

      @Arnhold144, вкусы. "Я знаю о чем говорю" это не аргумент, а фломастеры. Так же как и с нудятиной.

      0
  • @Funnybone, а чего же твой сериал не вышел в 2007, скажем и не разрекламировал первую часть? Конечно сериал по стечению обстоятельств решил релизнуться во времена обожествления третьей части. Это просто совпадение.

    2
  • Где мои любимые комментарии от подписчиков самых прокажённых и амёбообразных ведьмако-блогорев, которые пишут в каждой теме что "в Ведьмаке нет ничего славянского, кроме парочки имён возможно!". Я зашёл в тему ради вас, где вы?

    5
  • До сих пор звучит в голове эта музыка, которая играет при встрече с ними !!! Великолепные персонажи, я бы сказал одни из лучших !

    1
  • @Arnhold144, ты просто озвучил популярное мнение из интернета про первые книги.
    Остальные ничем не уступают. Мне арка про Цири и пустыню больше всего понравилась.
    @Lovecraft, в принципе если не обращать внимание на каст, то сериал терпимый, но слишком скомкали все события из книги. Должно было быть хотя бы 10 серий.

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.