Чем вдохновлялись разработчики The Witcher 3, создавая Хозяек Леса

Пряха. Шептуха. Кухарка. Трио ведьм с Кривоуховых болот — одни из самых интригующих персонажей в обширном составе The Witcher 3 и самые тревожащие существа в истории видеоигр. Они редко оказываются в центре событий, мы встречались с ними считанное количество раз, но их присутствие можно ощутить по всей подконтрольной им территории Велена.

Откуда пришли Старухи [в игре Хозяек Леса так никто не называет, но на самом деле это одна из основополагающих ошибок в переводе, поскольку именно она усложняет поиск связей для русскоязычного сообщества]? Они не похожи на современных, переработанных ведьм, которых мы знаем по сериалам или фэнтезийным играм. Скорее, это существа, чьи залитые кровью корни уходят глубоко в нездоровое воображение из древних народных сказок — включая многовековые пагубные стереотипы в отношении престарелых женщин или метафоры чудовищной женской сексуальности.

Здесь нет какой-то отдельной истории, повлиявшей на создание ведьм с Кривоуховых болот. И все же CD Projekt Red не представила их с пустого места. Они словно были выращены на зловонной, плодородной почве с применением древнего, практически утерянного метода повествования.

Оригинал публикации: PCGamesN

Изучая самых известных существ из сказок, можно проследить их влияние на создание Хозяек. Можно вспомнить злую ведьму из немецкой сказки "Гензель и Гретель". Она заманивала детей, используя свой пряничный домик, затем откармливала их прежде, чем приготовить и съесть.

Подобно "Гензель и Гретель", крестьянские дети Велена отправляются в одиночку в лес с приведениями, а поскольку хижина Хозяек Леса сделан не из пряников, им приходится использовать разнообразные сладости, чтобы "привести" потерянных детей к своему дому.

Баба Яга из восточноевропейского фольклора — еще одна ведьма-людоедка, испытывающая слабость к детям. В некоторых сказках Баба Яга — это трио одноименных сестер. Как и многие ведьмы (среди них Кухарка и Пряха), она ассоциируется с домашней утварью, а именно — ступой и метлой, которые использует для полета в небе. Подобно Хозяйкам Леса, Баба Яга — мрачна, коварна и неоднозначна с моральной точки зрения. Возможно, она тебя съест. Может быть, она тебя накормит, а затем, собрав в дорогу, даст порцию мудрых наставлений.

Но все это лишь одна сторона медали. Как насчет крестьян, которые поклоняются Хозяйкам Леса подобно божествам и приносят им жертвы? В сказках нет ничего подобного, однако истоки можно отыскать в мифологии. Греко-римские Парки, также как и норвежские Норны — три богини, определяющие будущее и дату смерти всех живых существ. Подобно Пряхе, которая создает волшебные гобелены из человеческих волос, они связаны с ткачеством — они плетут и, рано или поздно, обрезают нити судьбы.

Поиск подобной связи между злыми ведьмами и богинями судьбы может показаться странным, но The Witcher 3 далеко не первый развлекательный проект, в котором делается нечто подобное. Три странные сестры из "Макбет" Шекспира (~1606 год) — хихикающие и помешивающие котлы ведьмы со склонностью к пророчеству. Причем прилагательное "странные" имеет другой смысл (хоть они и действительно странные). Оно образуется от древнеанглийского слова "weird", означающего судьбу. Хозяйки Леса также славятся своими пророчествами, предвидя появление Цири. Другое трио богинь из греческой мифологии — Артемида/Диана, Геката и Селена. На протяжении многих веков Диана и Геката ассоциировались с ведьмами, что было связано с их частыми полетами по ночному небу.

Тем не менее, всем им чего-то не хватает. Впрочем, ночные шабаши ведьм дают нам ключ к пониманию всего, что здесь творится. Шабаш Хозяек Леса на Лысой горе ведет нас к позднему средневековью и раннему Новому времени. В фэнтезийных рассказах, описывающих регулярные шабаши ведьм того времени, помимо прочего указывались ритуальные жертвоприношения детей, каннибализм, кровосмесительные оргии и срамные поцелуи, представляющие свое рода противоположность христианской веры. Все это в XVI-XVII веках привело к появлению охотников на ведьм.

Однако, последовав по пути этой теории, мы отклоняемся от фольклорного взгляда на ведьму. Удивительно, но шабаш ведьм — это не древняя вера, поддерживаемая наивными крестьянами. Скорее, это изношенная литературная метафора, которая была переформирована в пользу "нового" (для позднего средневековья) определения колдовства, которое использовалось образованной элитой, включая священнослужителей, теологов и юристов (читайте монографию Нормана Кона "Внутренние демоны Европы"). Для этих образованных мужей непростительным преступлением ведьм было не использование вредоносной магии, что называли ведьмовством или колдовством, а отступление от Бога через договор с Дьяволом.

Голодающий крестьянин, чья корова внезапно сдохла, едва ли согласится с подобной оценкой, и The Witcher 3 тому пример. Всех, кто не относит себя к фанатикам Вечного огня, на протяжении игры не заботит их влияние на духовную веру. Это настоящее ведьмовство, используемое Хозяйками Леса, представляющими реальную угрозу. Чучела, найденные в подвале ведьм и используемые, в частности, чтобы наслать проклятье на Анну Стенгер, выглядели знакомы крестьянину, опасавшемуся ведьмовства.

Убийства и каннибализм, практикуемые Хозяйками Леса, совершаются вдали от посторонних глаз. И поэтому шабаш на Лысой горе не имеет ничего общего со старыми определениями ведьминого шабаша. На самом деле это довольно праздничное мероприятие, полное цветочных гирлянд, а его посетители — вовсе не ведьмы, а простые крестьяне, им поклоняющиеся и надеющиеся на милость в форме волшебных желудей. Этот шабаш не посвящен зловещему заговору с целью падения духовного мира. По крайней мере, с точки зрения крестьян, которые считают его местным фестивалем плодородия.

Чтобы разгадать этот последний пазл, стоит обратиться к более современному течению — неоязычеству. В 1921 году Маргарет Мюррей опубликовала свое научное исследование "Культ ведьм в Западной Европе", в котором шабаш описывается как неправильно истолкованный пережиток дохристианского культа Дианы. Приверженцы этого культа, утверждала Мюррей, поклонялись богу одновременно мужского и женского пола и проводили обряды плодородия. Ее авантюрная теория давно опровергнута, но за время существования успела вдохновить других писателей и неоязыческие религии, такие как Викка.

Эти неоязыческие верования часто включают в себя Рогатого бога (которого, как говорят, христиане приняли за дьявола), а также Триединую Богиню. Триединая Богиня, состоящая из Девы, Матери и Старухи [Crone — именно так в оригинале называют Хозяек Леса], имеет прямую отсылку к The Witcher 3 в виде культа богини Мелитэле. Трудно не думать о Хозяйках Леса как о темном отражении этой Триединой Богини: в конце концов, их трое, им поклоняются как (местным) богиням плодородия, а Старуха — третье обличье одновременно для культа Мелитэле и Триединой Богини.

В некотором смысле многообразие Хозяек Леса намекает на их широкое происхождение: они сплетены из разных исторических, фольклорных, мифологических ниточек, затрагивающих как древнее время, так и современность. Эти нити были хорошо запутаны еще задолго до появления The Witcher 3, но это не умоляет творческих достижений игры. Вместо того чтобы беспорядочно смешивать в котле ингредиенты в надежде получить мощное зелье, The Witcher 3 тщательно прорабатывает нечто иное, что ощущается одновременно новым и бесшовным, в то же время отдавая дань противоречивым, древним фактам.

Больше статей на Shazoo
Тэги:
Источники: