Смена правил: Главный секрет отличной игры, книги, фильма и сериала

В конце 80-ых годов прошлого века корпус морской пехоты США представил список рекомендованной литературы для служащих всех уровней. Среди книг для рядовых и младших капралов оказались биографии, исторические работы, несколько военных историй… А также "Игра Эндера".

Начиная с 91-го года каждый морской пехотинец должен был прочесть научно-фантастическую книгу Орсона Скотта Карда. Причина такой необходимости в изменении фундаментальной доктрины — война на истощение окончательно устарела и на смену пришла концепция маневренной войны.

Без углубления в тему достаточно сказать, что маневренный стиль сосредоточен на психологической стороне уничтожения врага, а не устаревшей физической.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть в плеере ниже или на этой страничке.

Маневренная война ставит перед собой задачу создания для врага множества неожиданных и угрожающих ситуаций, а также поиск тактических преимуществ на поле боя. При этом последние требуют использовать все возможности: начиная с удачи и личной инициативы, до смелых и агрессивных действий.

"Игра Эндера" представила отличный способ знакомства с концепцией маневренной войны, в которой победа достигается не убийством большего числа врагов.

Каждый раз, когда Эндер сталкивается с новым вызовом в боевой школе, он способен взглянуть за рамки привычного истощения ресурсов. С необычной перспективы Эндер понимает, где может быть достигнута победа и в чем критические уязвимости врага. Он стремительно адаптируется в пространстве когда видит перемены на поле боя относительно стартовой позиции. А противник, тем временем, реагирует с опозданием в пять ходов.

Смена правил игры — это и есть один из самых известных секретов для создания увлекательной истории, затягивающей механики или многоуровневого сюжета. Секрет известен режиссерам, его постоянно используют геймдизайнеры, а многосерийные книги без такого трюка становятся… очередной мыльной оперой.

Подняв на прошлой неделе тему научной фантастики мы не упомянули одно из самых лучших современных произведений в реалистичном поджанре. Романы серии "Пространство", получившие сериальную адаптацию, можно назвать идеальным примером того, как авторы использовали регулярную смену правил для поддержания интереса аудитории.

В каждой книге цикла авторы сохраняют ключевой состав персонажей, однако происходящие вокруг события не монолитны. Угрожая полетом в космос без скафандра, персонаж по имени Амос рассказывает историю про своего босса. Тот называл переломные моменты в жизни маслобойкой — метафора для изменения правил игры на выживание. Когда жернова бытия начинают вращаться — значит, самое время приспосабливаться к обстановке.

Любой, кто читал книги или смотрел все четыре сезона сериала знает, о чем идет речь. Будь то угроза конфликта во всей системе, неизвестная субстанция или политические махинации, авторы "Пространства" только и делают, что бросают персонажей в маслобойку. И читателя за компанию. В результате команде космического корабля "Росинант" приходится снова и снова маневрировать для ориентации в новых условиях и новом пространстве.

Такая форма подачи делает читателя или зрителя невольным участником происходящего. Мы следим за движениями фигур по шахматной доске… пока не оказывается, что сидишь за партией в покер. Карты растворяются, оставляя за собой кости, а им на смену приходит клюшка для гольфа.

Ничего не напоминает?

Super Mario Odyssey также блестяще демонстрирует удовольствие от смены правил в виртуальной реальности, как и "Пространство" на страницах книг. В игре Nintendo "маслобойка" Амоса работает безупречно. С одной стороны Марио путешествует из региона в регион, где изменения включают визуальное оформление, механики и способы передвижения. С другой, магическая шапка позволяет герою брать под контроль существ, обладающих уникальными способностями, заставляя адаптироваться. У некоторых получается также хорошо, как у Эндера выходило приспособление к тактике противника.

То же можно сказать и про последнюю часть Legend of Zelda. Разработчики Nintendo на фундаментальном уровне знают, что игрока не требуется вести за руку и объяснять ему каждое действие — достаточно предложить набор инструментов и пусть он двигается в своем темпе.

И тут аудитория делится на две категории. К одной относятся те, кто вынужден прибегать к чужим советам, тактикам и секретам. Другие дают волю своему внутреннему сумасшедшему ученому. У врага слишком крепкая шкура для обычной дубины? Почему бы не изменить правила? Дубину можно поджечь. Или можно кинуть. Оружие можно повесить на воздушный шар и сбить его над головой противника. Или найдите курицу и позвольте врагу ударить ее…

Смену правил игры и адаптацию под внешние факторы использует не только Nintendo, даже если получается у японской компании феноменально. Весь жанр рогаликов построен на необходимости анализировать ситуацию, принимать решение и действовать. Взглянем на ранний доступ Risk of Rain 2.

Каждая сессия включает один постоянный фактор — выбор персонажа, со своими сильными и слабыми сторонами. Далее мы оказываемся на случайной карте и приступаем к довольно банальному игровому процессу. Убивай врагов, получай золото, открывай ящики с предметами. А что это за предметы, в большинстве случаев решать не нам.

Уровни повторяются, враги становятся толще, но битвы столь же уникальны, сколько комбинаций предметов получится собрать. В одной сессии можешь стать непробиваемым танком с толстыми щитами. В другой у тебя появляются ракеты и рой дронов. В третьей попадется пачка ускорителей, чтобы носиться вокруг с бешеной скоростью. И это не считая специальных, редких и лунных предметов, добавляющих еще один слой взаимодействия.

Не всегда получается найти баланс и это нормально — в следующий раз все будет иначе.

Увы, в кино игровой или книжный формат не сработает.

В качестве примера приведем работы Кристофера Нолана. "Темный рыцарь", "Начало", "Интерстеллар" — эти картины состоят из нескольких слоев, на каждом из которых происходит смена правил игры. Внезапные броски Джокера из стороны в сторону, которые заканчиваются буквальным противопоставлением перспектив. Череда снов, меняющих условия вместе с локациями. Пыльный фермер, отправляющийся к новому миру, где на каждый час приходится семь лет в реальности.

К фильмам Нолана можно относиться как угодно, но в своих работах он не просто бросает вызов протагонисту, а заставляет его переключить механизмы и играть по новым незнакомым правилам?

В нашей реальности смена правил игры происходит не часто. Мы просыпаемся по будильнику, работаем по графику, ходим на сеансы в кино. Большие неожиданности происходят с кем-то другим, а опасные приключения остаются на ютубе.

Возможно это и к лучшему... Если завтра на орбите появятся корабли инопланетян, то нас ждет очень большая маслобойка.

Иллюстрация в шапке: Bastien Grivet

Больше статей на Shazoo
Тэги: