Психология страха: Почему вы любите играть и смотреть хорроры

Психология страха: Почему вы любите играть и смотреть хорроры

Сегодня состоялся релиз первого эпизода серии хорроров The Dark Pictures. Первая часть, доступная на PC, PS4 и Xbox One, называется Man of Medan и разработана той же командой, что подарила Until Dawn. Это значит еще больше людей смогут приобщиться к набирающему популярность жанру интерактивных ужастиков, которые лучше всего запускать вместе с другом по сети или в компании.

Почитать наш обзор Man of Medan можно тут.

Для меня, как и для миллионов других, хорроры — тяжелый жанр, как в кино, так и играх. Возможно, это как-то связано с тем, что меня в детстве заперли в темном погребе за воровство яблок. Или знание того, как создаются ужастики, нарушило мне возможность погружения. Что мне действительно интересно — это психология страха. В этом материале я постараюсь описать науку, которая лежит за индустрией хоррор-развлечений, а также описать причины, почему вас может взбудоражить Man of Medan.

Все начинается с жизни.

Страх — неотъемлемая часть нашего существования, от самых истоков до современного общества. Страх перед нужными явлениями и вещами позволил нашим древним предкам остерегаться опасностей, начиная от темных пещер, где могут скрываться хищники, заканчивая ядовитыми существами, чей укус мог быть смертельно опасным. Страх делает нас осторожнее в ситуациях, исход которых мы не способны предопределить, он мотивирует нас на универсальную реакцию: сражаться или бежать. Поэтому мы и не должны бояться самого страха, выступающего в качестве одного из множества защитных механизмов человека.

Хорроры или страшилки существуют с древних времен. Это не новое изобретение, возникшее благодаря театру или кино — мы пугаем друг друга историями и мифами, стимулируя не самые логичные части нашего воображения, пожалуй, с самого возникновения концепции повествования. Начиная с баллад античного мира, заканчивая современными городскими легендами, люди добровольно сдавались рассказчикам, чтобы стать жертвой ужаса, зарядиться долей страха. Теорий о том, почему мы делаем это, предостаточно — возможно, причина нашей жажды хоррора в приливе адреналина, может быть, существуют глубокие психологические триггеры, заложенные на фундаментальном уровне нашей человечности, или хорроры напоминают нам о правилах и запретах общества, демонстрируя страшную судьбу тех, кто пересекает, порой неписанные законы?

Вероятнее всего, удовольствие, получаемое людьми от ужастиков, происходит не от самого факта страха, а от физического и эмоционального освобождения, следующего за страшными событиями. Для некоторых, и таких людей лучше всего звать на совместную игру в ужастик, желание испытать страх — это проявление личности искателя острых приключений, которая со временем переходит рамки, превращаясь в адреналиновую зависимость. Однако если говорить о страхе как таковом, то его описывают как негативную эмоцию, возникающую у людей в ситуации угрозы. В свете того, что многие люди в реальности не часто испытывают животный страх, хорроры в виде книг, кино и игр стали тем опытом, который выработал у нас удовольствие от такого вида развлечений. Простую аналогию можно провести с острой едой — в первый раз она может показаться кошмарной, но со временем становится желанной или даже любимой.

Психологи выделяют три ключевых фактора, питающие нашу страсть к хоррорам, как развлечению.

Первый пункт — напряжение.

Этот фактор используют сценаристы, режиссеры и геймдизайнеры для включения элементов загадки, саспенса, жестокости, шока и ужаса.

Второй пункт — актуальность.

Хорроры должны включать элементы, понятные игроку или зрителю, что-то с чем мы можем идентифицировать себя. Это может быть универсальный страх к таким вещам, как смерть или неизвестность. Также существует личная актуальность, возникающая в процессе идентификации наблюдателя за героем или в осуждении злодея, влияя на нашу реакцию. Особенно четко эта связь прослеживается в видеоиграх, где мы принимаем участие в процессе, даже если события представляются со стороны.

Третий пункт — нереалистичность.

Несмотря на развитие хоррора в сторону графичности, мы осознаем, что происходящее перед нами на мониторе компьютера или экране — фальш. В играх присутствуют такие элементы, как поставленные углы камеры, звуковое сопровождение и даже определенная доля юмора. Все это подчеркивает осознание, что видимое нами случилось намеренно.

Чтобы аудитория получала удовольствие от страшных ситуаций, вроде исследования жуткого корабля-призрака, мы должны осознавать, что находимся в безопасной среде. Буря эмоций и чувств, возникающая во время игры в хоррор — это реакция на “коктейль” из адреналина, эндорфинов и допамина, которая возможна только тогда, когда логическая часть мозга оценивает ситуацию и приходит к выводу, что реальной угрозы не существует. Примерно также, как мы запрыгиваем в кровать и успокаиваемся, зная, что монстров не существует и они не утянут нас в свой пыльный мир. Это становится одной из главных причин, почему у людей развивается любовь к хоррорам, вызывающим внутри ураган.

Социологи отмечают, что частично любовь к хоррорам связана с феноменом передачи возбуждения. После того, как физические факторы, связанные со страхом, сходят — сердцебиение и дыхание приходят в норму, мышцы расслабляются и другое — возникает чувство насыщенного облегчения.

Для некоторых людей подобные высокие уровни возбуждения особенно приятны. Согласно исследованиям, около 10% населения любит ощущение взрыва адреналина, когда они смотрят или играют в хорроры. Значительная часть относится к ужастикам нейтрально или любит, время от времени, побаловать себя жуткой игрой или фильмом. В то же время есть группа людей, у которых страшилки вызывают негативную реакцию — они не желают ощущать не желаемые стимулы в той или иной среде.

Что делает хоррор с мозгом

Как уже мы выяснили выше, страх запускает цепную реакцию, начинаясь со стрессового стимула и заканчиваясь эффектом “сражайся или убегай”. При этом все происходит автоматически, без участия нашего сознания, но исследователи выделяют пять основных частей, принимающих участие в процессе обработки страха:

  • Таламус — определяет, куда поступающая сенсорная информация должна быть направлена
  • Сенсорная кора — интерпретирует сенсорные данные
  • Гиппокамп — способен хранить воспоминания и обрабатывать стимулы, чтобы понимать контекст
  • Миндалина — определяет потенциальные угрозы и расшифровывает эмоции, сохраняя воспоминания о страхе
  • Гипоталамус — активирует реакцию “сражайся или убегай”

Почему хорроры вызывают разные реакции

Психологи долгие годы стараются выделить четкие причины, почему мы реагируем на страшилки по-разному. Сегодня существует несколько общих теорий, объясняющих, почему видеоигровые и кино-хорроры воспринимаются позитивно или негативно.

Жажда страшилок связана с уже упомянутым феноменом передачи возбуждения, указывая, что те, кто испытывает эмоциональный отклик на хорроры, получают больше удовольствия после того, как угроза пропадает.

Также присутствует эффект личной эмпатии. Другими словами, те, кто сопереживает другим меньше, получает больше удовольствия от хорроров. В то же время, индивиды с высоким уровнем эмпатии — например я, не любят ужастики, так как даже виртуальные страдания других провоцируют на негативный отклик.

Кроме того ряд исследований пришел к заключению, что хорроры любят экстремалы, люди с повышенной агрессией и мужчины. Необходимо учитывать, что эти факторы соотносимы, а не являются источником.

Еще одна интересная теория о любви к хоррорам заключается в связях. Известно, что узы, построенные в ситуации стресса, значительно крепче, особенно с теми, с кем у нас уже есть позитивная ассоциация. По этой причине играть или смотреть хоррор лучше всего с друзьями, что сделает опыт одновременно страшным, веселым и впечатляющим, так как вы сформируете новые, многоуровневые и богатые воспоминания.

46 Комментариев

  • Tufack
    Комментарий скрыт. Показать

    Мне тяжело даются Хоррор игры. Хотя в свое время я прошел Alien Isolation, Amnesia, Until Dawn - но это было прям испытание для меня, но в то же время я понимал что ты получаешь дичайшее удовольствие от своих эмоций.

    1
  • Saleen
    Комментарий скрыт. Показать

    Не могу в хорроры именно играть, боюсь гребанных скриммеров, вот триллеры ещё терплю)
    А фильмов вообще не боюсь при этом, возможно уровень погружения кардинально разный.
    P.s. особенно ненавижу беготню без оружия от различных толстых психов с топорами, охота пристрелить, а нечем

    11
  • Smartme
    Комментарий скрыт. Показать

    Помню как то слышал про одну игру которую все хвалили .Дело было в 2008 году поэтому я ее скачал (йохохо).По жанру научная фантастика и ужасы.Ну думаю максимально проникнусь .Запустил ее ночью в наушниках когда один был .Меня хватило на 30минут
    Хотя сейчас бы бросил себе вызов

    1
  • Tufack
    Комментарий скрыт. Показать

    @Smartme, Не Dead Space случайно?

    2
  • Комментарий скрыт. Показать

    Я играю в хоррор игры ради сюжета, атмосферы.

    3
  • methodx
    Комментарий скрыт. Показать

    В свое время с огромным удовольствием играл в Silent Hill 3, потом понял что безумно люблю именно четвертую часть. Бытовой ужас, интересный герой, и сильное переживание персонажу.

    Еще была очень крутая игра Condemned: Criminal Origins. Хороша была.

    Были конечно и другие крутые проекты - в особенности это Alien: Isolation, до сих пор помню как брал в нем платину - проходил по коридорам на максимальной сложности.

    Для тех кому сложновато проходить такие игры из-за хоррор-составляющей, но хочется приключения, очень рекомендую Alan Wake.

    3
  • Комментарий скрыт. Показать

    в детстве заперли в темном погребе за воровство яблок

    А можно вот про это блог?

    3
  • Smartme
    Комментарий скрыт. Показать

    @Tufack, Он самый.Ограничаелся изучением сюжета в тексте .Офигенная на самом деле и залсжуивает экранизации

    0
  • Tufack
    Комментарий скрыт. Показать

    @Smartme, Так и не смог ее одолеть...Слишком страшно.

    2
  • Smartme
    Комментарий скрыт. Показать

    @Tufack, Ну я не верю в духов всяких)А вот чисто представить ту инопланетень которая там была легко )
    Чем сильнее реалистичен страх тем более он реален
    Помню ещё запуск БАК меня напугал )))С момента детства как я полюбил космос я боюсь черных дыр))

    1
  • Elneron
    Комментарий скрыт. Показать

    Обожаю играть в хорроры, особенно в соответствующей обстановке: выключить свет, задернуть шторы, надеть наушники и наслаждаться.

    2
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @Goryachev, на самом деле ничего интересного, в сад с друзьями забрались яблок похавать, нас поймал хозяин и запер в погребе в качестве наказания. Не скажу, что была кака-то паника или страх, больше боялись от родителей получить )

    4
  • Joogba
    Комментарий скрыт. Показать

    "Дивись на меня! Дивись на меня!

    То монстр во мне растет огромный!"

    Эмиль Себе

    0
  • Rein0451
    Комментарий скрыт. Показать

    Жанр мне нравится тем, что он выводит из зоны комфорта.
    Не воспринимаю современные представители хоррора почти ни в каком виде.
    Современные игры и фильмы вызывают либо кринж и улыбку, либо недоумение.
    Это все субъективно, но я считаю что наиболее сильные представители как раз находятся между жанрами.

    2
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @Rein0451, например, какие любишь

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Во времена первых резидентов и молчаливых холмов очень любил хорроры, как игры так и фильмы, но с возрастом этот жанр потерял для меня интерес. Даже не знаю с чем это связать, может с более предвзятым (взрослым) отношением к происходящему на экране...

    0
  • DeckBlack
    Комментарий скрыт. Показать

    Я не люблю играть в хорроры бродилки, где ты ходишь бродишь и смотришь на скрипты, считаю скука та еще, если уж и играть, то во что то типа резидента.

    2
  • Mehman
    Комментарий скрыт. Показать

    Почему вы любите играть и смотреть хорроры

    А я и не люблю.

    1
  • pokemon
    Комментарий скрыт. Показать

    Не люблю играть и смотреть хорроры...

    0
  • Etelgar
    Комментарий скрыт. Показать

    Не люблю хорроры, но, нет-нет, да поиграю во что нибудь. И вроде даже и ничего так, например Dead Space или Evil Within, но после этого долго отхожу.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Не люблю хорроры, где нельзя дать сдачи злу вокруг героя. Убегать, прятаться, быть беззащитным - этого и в реальности хватает. У большинства из нас нет оружия и звания кмс по боксу, мы не ходим в защитном костюме/кольчуге, нас могут пырнуть ножом, сбить машиной, скрутить и увезти на машине в темный подвал. Что угодно. Зачем мне игры, где я такой же беззащитный или ещё слабее, чем в реальности. Дайте мне хоть в игре почувствовать власть и мощь, оружие или суперспособности. И тем более, если за мной охотятся маньяки или монстры. :)

    3
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @Bersiwald, тогда это будет не хоррор )

    0
  • Decode_Gray
    Комментарий скрыт. Показать

    Лично для меня, основным противовесом страха является банальное любопытство, которое заставляет ходить по темным виртуальным коридорам, подвалам, древним замкам и т.д. в поисках истины и желания выяснить, "что же здесь все-таки произошло?".

    Первая игра, которая заставила меня проходить ее скрипя зубами от ужаса - Silent Hill 2. Я думаю, что многие, кто играл в нее, отметят ужасающую атмосферу, которая царит в этой игре. Темные коридоры, жуткие и обветшалые декорации, гнетущая тишина или наоборот, грохот/скрип/скрежет/шаги - это то, что неоднократно заставляло жать "Паузу" и переводить дыхание.

    Тем не менее, любопытство пересилило все эти чувства и игра была пройдена до конца, что, к сожалению, не позволило в полной мере узнать мрачную тайную тайну города, но в полном объеме раскрыло личную драму главного героя. В любом случае, все, что мы знаем - Silent Hill - это персональный ад для каждого, который ловко манипулирует твоими эмоциями, страхами и знает о твоих грехах.

    Именно неизведанное и странное является для меня двигателем и заставляет играть в подобные игры.

    1
  • Rein0451
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen,
    Сияние, Лестница Якова,
    Исчезновение (1988)
    @Decode_Gray, можете бить меня тапками, но я считаю что SH1 страшнее.
    первая часть сталкивает игрока с врагами без каких-либо синематиков. Очень умело предвещая и внезапно окуная в безумие. (кто смотрел фильм, тошнотворные пролеты камеры и авиационные сирены - из первой части)

    3
  • Hungry_for_blood
    Комментарий скрыт. Показать

    @Smartme, Дед спейс хорош! помню как прошел первые две части . . . и продолжительное время наблюдал за люками ,окнами там всякими вентиляциями))

    2
  • Jensen
    Комментарий скрыт. Показать

    Обожаю хорроры, особенно в таких, где хорошо проработаны визуально- и аудио- составляющие, которые как бы являются важным элементом данного жанра, но многие почему-то про это забывают, и выходит достаточно тривиально.
    Но это может быть не всем дано, потому что, чтобы сделать действительно крутой и завораживающий хоррор, надо иметь чувство стиля. Dead Space и System Shock 2 хорошие примеры, когда тебя не пугают постоянные монстры, а всеобщая атмосфера игры. Я надеюсь что доживу до релиза Scorn, ну или сам же проект доживет до релиза, редкий пример нетипичного стиля.

    1
  • Rein0451
    Комментарий скрыт. Показать

    @Smartme, В первом мертвом космоме эпичный звуковой дизайн.
    И еще этот шепот в коридорах.
    @all
    Мне вот интересно. Может кто-нибудь привести пример игры, где хоррор элементы создаются не аудио-визуальными элементами, сюжетом, а именно игровыми моментами?

    2
  • Lunka_a_a
    Комментарий скрыт. Показать

    Я люблю смотреть, и то только от любимого стримера. Сама играть не могу.

    0
  • LinaK
    Комментарий скрыт. Показать

    бладборн местами пострашнее всех этих подделок с джампскерами

    2
  • Rein0451
    Комментарий скрыт. Показать

    @LinaK, вот кстати, да
    Особенно, врехний уровень Собора, с оборотнями и мозгососом.
    И еще тюрьма на раннем этапе игры

    1
  • motioncatcher
    Комментарий скрыт. Показать

    Я ни смотреть ни играть не могу. Помню снимали квартиру вместе с другом, вот он любитель был хорроров и все пытался меня заставить посмотреть или фильм или в игру поиграть. Когда игра Slenderman была очень популярна я решил попробовать сыграть в нее ночью. Поиграл 15 минут, вырубил и удалил нафиг. Затем я понял, что еще не почистил зубы перед сном, а спальня находилась довольно далеко от ванны и везде был выключен свет. Так я еще ни разу в своей жизни не боялся.. Заглядывал за каждый угол и в каждой комнате включал свет.

    2
  • Imlerith
    Комментарий скрыт. Показать

    игры, где ГГ беспомощен и может только прятаться - ненавижу

    Фильмы и игры хорроры с пушками - люблю

    0
  • master_chubos
    Комментарий скрыт. Показать

    Можно короче - потому что:

    1
  • Rein0451
    Комментарий скрыт. Показать

    @Bersiwald,
    Беззащитнось - аспект любого хоррора.
    @Cohen,
    Еще я думаю, что жанровая принадлежность и пиар губят хоррор составляющую.
    Зритель/игрок уже знает чего ожидать, эмоционально готов к испугу.
    Тут важно грамотно сочетать в себе жанры, уметь обманывать ожидания.
    Еще подача.
    Думаю по этой причине корейские хорроры настолько эффектны. Потому что ты не совсем понимаешь что ты смотришь. В один момент это комедия, в следующий момент ужасы.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Не люблю играть и не люблю смотреть. Вообще странный жанр, некоторые произведения созданы больными особями для больных особей.

    0
  • Serj777
    Комментарий скрыт. Показать

    Люблю хорроры,играю в отдельной комнате,закрываюсь,выключаю телек,чтобы не отвлекал,в полной тьме,в наушниках с хорошим звуком (это важно),пару вздохов через цветное стекло для остроты
    и вперед.)С друзьями,или даже другом это никогда не будет страшно,а всегда ржака.)Девушка со скрина напомнила советский мульт"оставайся мальчик с нами.будешь нашим королем...")

    0
  • Doodlezz
    Комментарий скрыт. Показать

    Единственная игра в которой я боялся это The Suffering, но наверное просто из за того что малой был.

    0
  • Takara
    Комментарий скрыт. Показать

    Люблю когда снятся кошмары.

    0
  • freawertyhn
    Комментарий скрыт. Показать

    современныве хорроры -ни хера не хороры. В них нет напряжения - одни скримеры.. посмотрите Жилец Романа Полански или Отвращение (от него же)

    0
  • Reym
    Комментарий скрыт. Показать

    Столько букв для того, что можно описать одним словом - адреналин.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    я хорроров боюсь до того момента, пока не понимаю правила. Потом уже, когда по музыке определяешь - спокойная сцена или в этой локации охотится монстр, тогда привыкаешь и перестаешь бояться.
    В том же AI я был полностью спокоен, когда было топливо в огнемете.

    0
  • needStr0yent
    Комментарий скрыт. Показать

    Хорроры это конечно замечательно. Сколько себя помню всегда реально боялся всякой мистики и нечисти, короче всего нематериального и необъяснимого, все эти скримеры и жуткие лица) хоть в реале во все это и не верю от слова совсем, но тем не менее меня пугали игры с такой тематикой типа F.E.A.R., а вот Dead Space проходил как фантастический боевик, он меня совсем уж не пугал, всякие монстры, организованные куски мяса, тентакли и языки с зубами вот совсем что-то не пугают, но рубить таких тварей всегда весело. Помню никак не мог понять что там страшного такого в Dead Space, когда про него говорили мол "жуткая игра".

    И справедливости ради, почему кадры из Man of Medan сопровождают статью о хоррорах? Эта игра просто фейспалм, такой бред, который может напугать разве что на долю секунды очередным унылым скримером. Большую часть этой игры я смотрел на детей Гарольда, судя по их лицам, поверить в происходящее просто невозможно. Until Dawn тоже был во многом фейспалмный, та же идиотская логика и совершенно странные диалоги и ход мыслей героев, идиотская концовка, слитый потенциал и.т.д. Но там и то как то больше веришь в происходящее и проникаешься героями хотя бы немного, тут же просто набор дебилов с каменными лицами, которых ну прям совсем не жалко. Такой дешевый трешачек. Единственная сильная сторона игры - графон.

    0
  • VirgoFox
    Комментарий скрыт. Показать

    @Rein0451, >привести пример игры, где хоррор элементы создаются не аудио-визуальными элементами, сюжетом, а именно игровыми моментами

    Ну, для меня РЕ3 и в частности Немезис - он появлялся когда хотел, орал свое "Stars" и бежал выбивать из меня дерьмо. Страшно было очень.
    Еще Alien Isolation конечно же - из за непредсказуемости поведения Ксеноморфа. Порой страшно даже было в какой нибудь терминал залезть секунд на 10.
    Ну и упомяну РТ - единственный ужастик за всю жизнь где я заорал и бросил геймпад в экран, ибо этот чертов призрак появился настолько внезапно и в месте которое было проверенно кучу раз.
    Или я неправильно понял и ты говоришь о чем то другом?

    0
  • Rein0451
    Комментарий скрыт. Показать

    @VirgoFox, во всех приведенных примерах ощущение страха создается при помощи аудио-визуальных приемов. Особенно, в чужом, где музыка создает напряжение и как бы намекают: сейчас должно быть страшно. Стоит выключить звук и почти вся атмосфера уходит.
    Я говорю о играх вроде don't starve, subnautica, которые не являются хоррором в прямом смысле, но способны создать ощущение ужаса с помощью геймплейных механик.
    У фромов что-то подобное есть. Встреча с мозгососом и василиском всегда носит напряженный характер, т.к в случае проигрыша игрока ждет перманентная потеря игровых ресурсов и неснимаемый дебафф -50% хп
    Ксеноморф- интересный концепт, но иллюзия непредсказуемости быстро рушится если немного поэкспериментировать. Он почти не реагирует на других людей, как будто у него личные счеты с самим игроком. На середине игры онначинает больше раздражать, чем пугать.

    0
  • VirgoFox
    Комментарий скрыт. Показать

    @Rein0451, а я без музыки в Alien играл в первый раз) я скорее больше о том что эти элементы не предсказуемы и несут сугубо нежелательный эффект - внезапная смерть, трату ресурсов, потерю прогресса - это агрессивные элементы которые выводят игрока из зоны комфорта против его воли.

    Немезису пофиг сколько у меня патронов, аптек или какое у меня оружие. Он просто появляеться с базукой в руках. И тут либо сражаться. либо бежать.
    Чужой аналогично + появляется огромный риск навлечь внимание третьих лиц.

    Очень странно, прошел игру 4 раза и таких фокусов не наблюдал. Серьезно. Вот по отношению к андройдам есть такое.

    Он почти не реагирует на других людей, как будто у него личные счеты с самим игроком.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Нравится атмосфера в игре , но в скором времени выйдет OUTLAST 3 от разработчиков Red Barrels там атмосфера еще лучше ) Если кому нибудь интересно http://bloodyterrible.ru/igry/7-outlast-3-freedom-ends-in-2021.html

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.