Комиксы как вид искусства.
Двадцатый век принёс серьёзный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в экономике, политике, идеологии и культуре. Последняя в свою очередь, бурное развитие проявляла в новых формах творчества, коллективного и индивидуального самовыражения. В это время складывается такой феномен, как массовая культура. Одним из неотъемлемых явлений данной эпохи, продолжающейся по сей день, стали комиксы. Хотя первым их появлением можно считать наскальную живопись, а на ХХ век пришлись основные изменения и уставившиеся традиции в их создании. Сегодня трудно встретить человека, который не сталкивался с ними хотя бы раз в жизни, не знал такого героя как Супермен. В рамках данной статьи хочу поближе вас познакомить с этим феноменом. Что такое комиксы, от куда они взялись и почему это может быть интересно.
Слово «комикс» образовалось в результате слияния двух английских слов: comic (комический, смешной) и strip (полоса, картинка). В собственном смысле слова comics появился только лишь в результате конкурентной борьбы между крупными нью-йоркскими газетами, в которых он печатался в 90-х годах XX века. Но как вид искусства комиксы зародились ещё в древнеегипетской и месопотамской культурах. Тогда были распространены сцены на мифологические и исторические темы, сопровождающиеся пояснительным текстом. написанным иероглифами или клинописью. Особенно часто такая форма искусства применялась в виде фресок и барельефов в храмах и дворцовых комплексах.
Дальнейшее развитие "рассказов в картинках" получили в XVI и XVII века, когда рисованными иллюстрациями и гравюрами украшались тексты на библейскую тематику и описывающие жития святых. Печатались такие пересказы на листках цветной бумаги, называющимися "аллилуйями" из - за религиозной направленности.
Пасхальная Агада середины XIV века
В ХIХ веке наблюдался расцвет рассказов в картинках, подталкиваемый такими техническими новшествами, как цинкография и позднее – фототипия (отпечаток). Но в этих рассказах текст и картинки были все еще отделены друг от друга. С художественной точки зрения рассказы - картинки достигли своего апогея при швейцарце Родольфе Тёпфере (нем. Rodolphe Töpffer) и англичанине Томасе Роулендсоне (англ. Thomas Rowlandson).
Приключения господина Жабо и господина Крепена
Тёпфер первый создавал короткие истории из нескольких панелей и помещал текст под ними. Роулендсон в свою очередь стал отцом (так его называют) газетного комикса, так как именно в газетах с 1812 по 1821 год публиковались его истории о докторе Синтаксисе, которые после смерти автора были собраны в один том.
Вместе с развитием технологий развивались и комиксы. Так с появлением новой полиграфической техники и технологий, а именно цветной печати, появляются и первые цветные комиксы. Считается, что первый цветной комиксы был опубликован в самом конце XIX века Джозефом Пулитцером (англ. Joseph Pulitze). Раскрашенные картинки пришлись читателям по душе больше чёрно - белых. Чтобы привлечь ещё больше внимания читателей, Пулитцер увеличил количество разноцветных полос и иллюстраций, включая и комиксы. Это привело к появлению произведения Ричарда Аутколта «Желтый малыш» (англ. Yellow Kid).
Обложка первого выпуска второго номера "Жёлтый малыш"
Впервые он появился на газетной полосе принадлежащего Пулитцеру издания в 1895 году – в качестве второстепенного героя, но быстро полюбился публике, и не только стал главные героем произведений, но и самым известным постоянным персонажем серии комиксов.
Благодаря этим цветным сериям газеты Херста и Пулицера стали называть «желтой прессой.
— Жорж Садуль
В конце XIX - начале XX века комиксы стали приобретать знакомые всем очертания, и приняла ту форму, которую сейчас принято называть современным комиксом. Золотой век в рамках развития комиксов стал, пожалуй, самым продуктивным. Именно в это время появились такие издательства, как National Allied Publications и Timely Publications, которые позже будут переименованы в DC Comics и Marvel Comics соответственно.
В июне 1938 года в США, на страницах первого номера Action Comics впервые появляется значимый герой, наделённый сверхспособностями - Супермен (англ. Superman), имя которого впоследствии стало нарицательным во всём мире. Образ этого супергероя был создан Джерри Сигелом (англ. Jerry Siegel) и Джозефом Шустером (англ. Joseph Shuster).
В феврале 2010 года оригинальный выпуск Action Comics #1 был продан на аукционе за $1.000.000
Появление Супермена было настолько удачным и ошеломительным, что привело к появление множества других сверхлюдей на страже справедливости. Увидев успех Action Comics и Супермена в частности издательство сделало запрос Бобу Кейну (англ. Bob Kane), ответом на который стало появление ещё одного супергероя. В 1939 году в номере Detective Comic #27 появляется Бэтмен (англ. Batman).
Обложка первого #27 выпуска Detective Comic
В автобиографии Кейн поделился подробностями создания персонажа:
Однажды я позвонил Биллу [Фингеру] и сказал, что у меня есть новый персонаж Бэт-мен, но он несколько сырой, с несложными набросками, и я хотел бы, чтобы он посмотрел на них. Он пришёл, и я показал ему рисунки. В то время у персонажа была только небольшая маска, такая, которую позже носил Робин. Билл предложил: «Почему бы не сделать его более похожим на летучую мышь, сделать глухую маску, оставив только прорези для глаз, чтобы он был более таинственным?» На том этапе Бэт-мен носил красный костюм, а крылья и маска были чёрными. Я думал, что комбинация с красным цветом будет подходящей. Билл сказал, что костюм слишком яркий: «Сделаем его тёмно-серым, чтобы он выглядел более зловещим». У костюма были жёсткие крылья, прикреплённые к рукам. Мы с Биллом решили, что они будут выглядеть громоздко при движении Бэт-мена, и превратили их в плащ, который был похож на крылья летучей мыши, когда он дрался или спускался вниз по верёвке. Кроме того, у него не было никаких перчаток, и мы добавили их, чтобы он не оставлял отпечатков пальцев.
Бэтмен быстро стал популярным, будучи более реалистичным и близким читателю персонажем. Не обладая сверхспособностями, не являясь полубогом или жителем другой планеты представлял собой архетипичный образ мстителя вроде Робин Гуда или Зорро.
В 1941 году издательством Marvel целенаправленно был создан персонаж Капитан Америка (англ. Captain America). Харизматичный, насквозь пропитанный патриотизмом "рыцарь без страха и упрёка". Капитан Америка, разукрашенный в цвета американского флага олицетворял в годы войны борьбу с нацизмом, что сделало его популярным в то время, но и сыграло злую шутку после. В послевоенное время о нём стали чаще забывать.
Многие персонажи, созданные в то время получили дальнейшее развитие. Некоторые быстро теряли популярность, забывались и к ним больше не возвращались. Тем не менее, именно Золотой век проявил новое и по сей день главное направление в комиксах - супергерои и новый миры.
В философии постмодернизма существует такое понятие, как нарратив (англ. и фр. — narrative) - изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов от завязки до финала. Одним из теоретиков, применившим данный принцип к комиксам стал Уилл Айснер (англ. Will Eisner), обозначив их понятием "sequential art" (русс. последовательное искусство). Такие истории представляют собой своего рода раскадровку, демонстрирующую в логичной последовательности часть сюжета.
Отрывок из арт - бука "Человек - муравей"
Не всякий комикс может обойтись немым повествованием. В настоящее время комиксы представляют из себя не просто рисунки на бумаге. Персонажи проявляют эмоции. Такие проявления раскрываются через ряд языковых средств выражения, таких как ирония, восклицания, эпитеты, метафоры, гиперболы, умолчания и многие другие. В некоторых случаях не исключён также жаргонизм и выражения из уличного сленга. Благодаря этому выполняется несколько функций:
- автор контролирует определённую динамику действий - в кульминационных моментах, герои используют восклицания и гиперболы, чтобы усилить эмоциональный накал, а в более спокойных частях сюжета применяется умолчания, делающие ход истории более спокойным;
- формируется индивидуальность главных героев, их характер и выразительность речи, что усиливает вовлечённость читателя в сюжет и его увлечение происходящими в комиксе событиями.
Языковыми средствами также можно считать выражения лиц героев. Порой выражение лица может сказать больше, чем, если человек заговорит.
Отрывок из комикса "Супермен/Бэтмен Ежегодник"
Как и в традиционной литературе (рассказы, новеллы, повести и т.д.) в комиксах присутствуют протагонисты, антагонисты, спутники героев, второстепенные персонажи и так далее, которые составляют сюжет и динамику повествования. В зависимости от конкретного произведения, внешний облик и личность действующих лиц могут быть прорисованы как схематично, так и подробно. Таким образом авторы расставляют акценты на тех или иных персонажах.
Содержательное делание графических новелл сходно с литературными. Существуют мистические, научно - фантастические, детективные, эротические, романтические и другие виды комиксов. Многие комиксы могут включать в себя сразу несколько жанров.
Речь о визуальной составляющей любого комикса. Комиксы - это, в первую очередь, картинки, поэтому форма и цвет играют важную роль. Традиционные супергеройские истории (и не только) насыщены красками, которые призваны формировать то или иное настроение. Например, классические комиксы про Супермена выполнены преимущественно с применением контрастных и ярких сочетаний синего, красного, белого, голубого и других оттенков. В то же время истории про Бетмена выполняются преимущественно в мрачной чёрно - серой гамме, что отражает сущность насквозь прогнившего Готэма и делает Бетмена более зловещим (об этом писал Боб Кейн). Создатели комикса "Город грехов" вовсе сделали своё творение монохромным, придав ему нуарный характер.
Средством выражении экспрессии в комиксах является начертание текста и надписей - мощное средство воздействия на читателя. Выше я писал о языковых средствах, которые призваны подчеркнуть эмоцию героев. То, как будет стилизовано надпись, отвечающая за эмоцию зависит от художника. В ход идёт всё: форма, цвет шрифта, размер буквы и интервал между ними. Если художник хочет подчеркнуть эмоциональность сцены, он часто выделяет отдельные реплики персонажей ярким цветом, броским и увеличенным начертанием. В нейтральных сценах, напротив, текст сдержанный, маловыразительный, не отвлекающий от смыслового содержания.
Отрывок из комикса "Хищные птицы"
Быть объектом насмешек - судьба всех новых форм искусства. Сегодня нелегко в это поверить, но в своё время итальянскую оперу называли - "какофонией", а кинематограф - "искусством для пьяниц". И посмотрите где сейчас кино и как восхищаются оперой.
Над комиксами насмехались дольше и громче, но в начале 70 - х комиксы заставили себя принять как неопровержимый культурный факт. Сегодня значение комиксов как вид искусства в западной культуре, а также в Японии не подвергается сомнению. Комиксы продолжают оставаться одним из любимых видом развлечения детей и взрослых по всему миру.
- Valve подтвердила продолжение официального комикса Team Fortress 2
- Amazon отказался от сериала про супергероиню Шелк во вселенной Человека-паука
- СМИ: "Барбареллу" с Сидни Суини может снять Эдгар Райт