ShaToon Shorts

Вперед, товарищи!

Идеология… Такое страшное слово. На протяжении всей истории идеологии похоронили миллионы людей в бесконечных войнах и конфликтах. Но нельзя судить о чем либо с высокой колокольни, обращая внимание лишь на что-то одно. Идея сама по себе безобидна, более того, даже самая деструктивная оная по сути является созидательной, так как вокруг неё формируется круг добровольцев, братство товарищей по мысли, которые готовы бок о бок отстаивать свою мечту. Идея — это топливо для людской души, которая позволяет человеку освободить голову от лишних мыслей и полететь куда-то далеко... Именно поэтому идеология не злая изначально, но так в истории получалось, что сильные мира сего подменивали понятия и меняли факторы развития, дурачили народ, тем самым заводили его куда-то не туда.

Советский Союз из Red Alert является отличным примером того, как идеология может выглядеть прекрасно даже с литературной, художественной точки зрения. Ну представьте себе: объединенное общество с едиными идеалами стремится к фундаментальной перестройке человеческой природы. И при этом же мы видим, как верхушка искажает первоначальную идею, пытаясь выстроить свою вертикальную иерархию власти.

«Вперед, товарищи!» — это мультипликационное воплощение идеологии как таковой. Действие происходит в районе 1991 года, когда Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое недолгое, но определенно яркое существование. Государственный социализм пал, капитализм еще не наступил, взрослые в панике и не поспевают за переменами. А вот цветы жизни, дети… Они, как и всегда, видят больше, чем старшие. Главная героиня в один момент поняла, что её мама, как и все люди в принципе, предали идеалы, которые они и их отцы чтили много лет. Девочка убегает из города и возвращается домой, в богом забытую хибару на границе цивилизации. И там она находит свое счастье…

Короткометражка является дипломной работой китайского студента в Пекине, и сказать, что создатель вложил в неё душу — это ничего не сказать. Шикарный стиль и приятное исполнение рисовки, великолепная музыка — все это создает мультфильму глубокую погружающую атмосферу. Именно поэтому не надо верить во что-то, не надо чтить какую-то идею, чтобы понять эмоции девочки. Наоборот, после просмотра появляется понимание того, что, если всю люди перестанут быть циниками и эгоистами, и выпустят на волю наивного ребенка внутри себя, то мир определенно станет лучшим местом для жизни.

Вперед, товарищи… Так мало слов, так много смысла.

 

EXORDIUM

Человеческий род с самых бородатых времен задается вопросами из серии: «Что такое жизнь?» и «Что такое человек?». Отчаянно веря в то, что все происходит не зря, люди начали возводить в абсолют природные чудеса, давая им имена – так появились боги. Религия настолько сильно вклинилась в людские умы, что даже в наш просвещенный век интернета и общедоступных знаний люди не теряют веру, наоборот, её положение в обществе только усиливается.

Не зря философия является самое древней наукой — в той же Античной Греции все учения считались ответвлениями философии. Но из-за специфики этой самой науки, человечество ни на йоту не приблизилось к ответам, так что спустя тысячелетия актуальность вопросов на спадает.

В знаменитой книге «Автостопом по галактике» можно найти не менее знаменитый ответ на тот самый вопрос о «смысле жизни, вселенной и всего такого» - сорок два. Сначала ответ может показаться абсурдным, странным, несерьёзным. Но если подумать, то ответ становится до ужаса глубоким и смешным одновременно.

В мультфильме племена северян отправились на край света, убегая от вечных войн и страданий, задаваясь всего одним вопросом: «Зачем все это?». В этом плане EXORDIUM является своеобразным продолжением идеи Автостопом. Это становится ясно в конце, когда герой спрашивает у умершего бога, а затем сам же отвечает: «What is life? What is man? Nothing…» («Что такое жизнь? Что такое человек? Пустое место…»). Вот только мультфильм является куда более депрессивным, чем «Автостопом по галактике».

Отдельно стоит выделить уникальный графический стиль автора. Количество деталей зашкаливает: редко увидишь настолько хорошо прорисованные зубы, шутки в сторону. При этом непонятно, почему некоторые моменты авторы нарисовал с фанатичным минимализмом. Возможно, у него было недостаточно опыта, и он не знал, как нормально нарисовать кое-какие детали. К тому же у него, видимо, не было нормального микрофона для записи озвучки, из-за чего голоса персонажей напоминают старые-добрые 80-ые с их помехами, мощными искажениями голоса и ностальгическими слезами слушателя. Хотя музыка неплохая, стоит признать.

 

EL EMPLEO / THE EMPLOYMENT

Как говорится в одной песне Ляписа Трубецкого: «Титаны куют железо, / Драконы воруют детей. / Ждать перемен бесполезно, / Люди жуют людей». И правда, человечество воюет друг с другом испокон веков: то племена корову не поделили, то феодалы сражаются за титулы, то еще какая-то чушь. Даже в наше время не редкостью является такие случаи, когда цена человеческой жизни меньше, чем стоимость бутыля воды или, что еще печальней, водки. И еще на основе этого «права сильного» человечество сформировала систему иерархии, которая гласно или негласно включено в любой социум. Порой начинаешь задумываться, а как изменилось отношение человека к человеку в будущих столетиях? Насколько далеко абсурд иерархии может зайти? Что станет с моралью и с тем самым человеческим желанием делать вещи «правильно»?

Создатели как бы хотят ответить на все эти абстрактные вопросы, при этом замешав в свой волшебный мультяшный котел современные реалии и современные человеческие отношения, приправив специей сорта «Что такое человек?». В итоге вышло блюдо, достойное всякого гурмана.

Суть капиталистической системы хорошо объясняется знаменитой фразой, сказанной Томасом Гоббсом: «Человек человеку волк». Но дело не в ненавистии не в хаосе, выходящий из неё. В мире мультфильма волки в людском обличии достигли "небес и" решили перестроить человеческую иерархию под свой лад, установить свой порядок. Социальное дно общества заняли место стульев, на которых сидят достойные, или места вешалок в шкафчиках. Но у главного героя положение получше: он работает в солидной компании ковриком перед кабинетом начальника.

Понятное дело, что все это лишь фантазия, но она неплохо визуализирует отношение человека к человеку и в наше время. Не редкостью является то, что люди смотрят друг на друга лишь с точки зрения выгоды, потенциальных возможностей, как на вещь. Судить людей за это является сомнительным занятием, так как мы с вами живем в таком безумном водовороте времени и событий, что если мы будем обращать внимание абсолютно на все, то так и до психушки недалеко.

Но все же... Вы когда-либо задумывались о том, что кресло, на котором вы сидите, вполне вероятно, было сделано китайским рабочим в самых рабских условиях, который при этом убивает собственное здоровье, чтобы прокормить собственную семью? А думали ли вы о том, как живется таксисту, который везет вас на какую-то встречу? Может быть, он иммигрант, еле-еле сводящий концы с концами? А замечаете ли вы многочисленных попрошаек на улице? Я могу ответить за вас - нет, мы все это игнорируем. Ну или, по крайне мере, большинство из нас.

Мир жесток и несправедлив, потому сохранение той самой мифической, далекой и непонятной «человечности» является самым лучшим достижением для любого из нас. Для всех нас.

 

Больше статей на Shazoo
Тэги: