Обратно в Новый Вегас: Социальный эксперимент и бесчеловечность
Патрисия Хернандез
Одна из самых потрясающих особенностей франчайза Fallout – это то, что у каждого Убежища есть собственная история. Прежде чем Соединенные Штаты были уничтожены огнем атомных бомб, правительство заказало корпорации Vault-Tec построить определенное количество подземных укрытий. Для публики эти убежища представили как способ защитить американскую нацию от исчезновения в атомном апокалипсисе.
Но, естественно, построено этих убежищ было далеко не на всех людей: не будем извинять действия Vault-Tec, однако строительство убежищ для населения всей страны – безумие. Вместо этого они построили всего 122 (по официальным данным) убежища – что явно лучше чем ничего. Однако проблема была не в самих убежищах, а в истиной причине их существования.
Вы наверное слышали о различных социальных экспериментах, которые из раза в раз подтверждают, что человечество вовсе не такое хорошее, каким может казаться? Помните знаменитый Стенфордский Тюремный эксперимент, где половину мужчин посадили за решетку, а другой половине сказали охранять их. Стоит заметить, что эксперимент проходил достаточно достоверно – заключенных «арестовывали», стражникам выдавали дубины, были смены и тому подобное. Прошло совсем немного времени, как все они забыли, что это был лишь эксперимент – а результаты оказались крайне тревожными. Стражники издевались над заключенными, заключенные устраивали беспорядки. Эксперимент был остановлен раньше времени, так как все это могло привести к серьезному насилию. Даже сами ученые говорили, что в какой-то момент стали частью эксперимента, выполняя роль вездесущих надсмотрщиков.
А ведь это лишь один из многих социальных экспериментов где людей тестируют на человечность – как долго мы можем причинять боль, сколько потребуется времени, чтобы мы оказали помощь (если вообще оказали бы) и тому подобное.
Кто-то может сказать, что социальные эксперименты сами по себе аморальны. Или, по крайне мере, мы будем думать, что если кто-то совершает такой эксперимент ради достижения аморальных результатов, то этот человек – сволочь. К чему это?
Когда мир Fallout погрузился в войну, Vault-Tec вышла на вершину – они фактически стали новой ветвью правительства. Как бы не клишированно это прозвучало, но их действительно развратила власть. Они начали экспериментировать с эволюцией при помощи вируса FEV, создавать крайне опасное оружие и технологии вызывающие множество вопросов.
В связи с этим, совсем не удивительно, что убежища служили совсем не целям защиты людей и сохранения нации. В действительности они были гигантским социальным экспериментом. Каждое убежище имело собственные условия, зачастую совершенно абсурдные. Однако большинство жителей убежищ никогда не узнали бы об этом, лишь надсмотрщик обладал этой информацией и делал все, чтобы эксперимент шел по плану. Целью таких экспериментов было выяснить то, как население будет реагировать на определенные условия, чтобы определить – как субъекты подойдут к вопросу репопуляции страны.
В Fallout 1 мы столкнулись с проблемой Убежища 13, которое было довольно обычным среди десятков других: дефективный водяной чип, который стал целью нашего путешествия в поисках замены. Ничего особенно безумного. В других убежищах были более забавные условия: все женщины, только один мужчина. В Fallout 3 частью Vault 112 стал Tranquility Lane, где жители были закрыты в виртуальной симуляции управляемой создателем GECK.
Fallout: New Vegas, как и все предыдущие части, включал убежища. Особенно стоит обратить внимание на два из них – 21 и 11. Если вы воображали, что убежище построенное в Вегасе обязательно должно включать штрих азартных игр, то так и есть: знакомьтесь – убежище 21.
Когда ты только приходишь в стрип, Убежище 21 кажется не более чем магазином мелочей управляемым Мистером Хаусом. Но когда погружаешься в его историю, то узнаешь, что первоначально убежище населяли люди зависимые от азартных игр. Идея заключалась в том, чтобы сделать убежище максимально «равным», и это значило, что абсолютно все в нем полагалось на шанс и удачу. В итоге тут остался один Мистер Хаус, который выиграл ставку против жителей Убежища 21, но их не особенно жалко – все они стали жителями Нового Вегаса, своей нирваны азарта.
Хотя 21-е само по себе доказывает то, что разработчики не упустили суть убежищ в New Vegas, тут есть кое-что еще. Убежище 11, которое будоражит сознание, когда узнаешь его историю. В этом убежище жителям было сказано жертвовать одного человека в год, иначе умрут вообще все. Но чего они не знали, так это того, что они должны были противостоять этому правилу, тогда им бы сказали, что они сделали правильную вещь. Угадайте чем это закончилось? Они поняли суть слишком поздно, когда почти все были мертвы.
История падения Убежища 11 крайне трагична. После того, как первые жители поняли, что надсмотрщик знал о скрытой возможности, они выбрали именно надсмотрщика в роли жертвы. Сумасшедшим образом, но убежище приняло это в качестве традиции, когда под конец срока надсмотрщика его приносят в жертву. Это иронично, и даже смешно в своем особом, искаженном виде, так как в выборах обычно участвуют те, кто больше всего хочет победить – но в данном случае люди устраивали кампании в пользу того, чтобы выбрали НЕ их на роль надсмотрщика – не зависимо от того, какая власть доступна главе.
Однажды, женщине по имени Кэтрин Стоун сказали, что если она не переспит с определенной группой людей, то ее мужа выберут в роли надсмотрщика. Она пошла на сделку, но в итоге оказалось, что ее мужа все равно собирались выбрать. Тогда она начала убивать людей. Таким образом она намеревалась меньшинства в голосовании за ее мужа. А если бы это не сработало, то она сама бы стала кандидатом. Когда она получила тайтл надсмотрщика, ее первыми действиями стала отмена выборов и определение жертвы случайным образом.
И конечно все это разозлило людей, в особенности тех кто считал, что действия Стоун дестабилизируют уже устоявшиеся особенности власти в убежище. В свою очередь это привело к подобию гражданской войны после которой осталась лишь небольшая горстка людей. Судьба жестока, и последние жители убежища вновь открыли секретный поворот в задании. Они настолько подавлены этим, что кончают жизни самоубийством... и даже эти последние моменты наполнены напряжением относительно того, что должно произойти. Единственными доказательствами случившегося являются аудио-логи, которые мы находим спустя много лет.
От всего этого появляется отчетливое подозрение, что подобные социальные эксперименты стали возможными потому что правительство в действительности не было заинтересовано в спасении обычных людей, и это только подтверждается тем, как Анклав относится к жителям пустошей – они для них что-то другое, низшее – недолюди. Однако не зависимо от всего этого, крайне сложно указать на что-то определенное, обвинить в чем-то конкретном, так как особенности экспериментов и делают их столь поразительными.
Не знаю когда выйдет новый Fallout, но мне будет очень интересно посмотреть на то, что придумают дизайнеры. Но так же будем надеяться, что в Fallout 4 появятся и смешные убежища, а не только те, от которых мурашки бегут по спине.
Возможно мы – люди, действительно ужасны... по крайне мере на это указывают социальные эксперименты. И даже если назвать Анклав, тех кто задал условия "игры", главными злодеями – именно мы – те, кто улыбается читая о результатах.
[via Kotaku]
- Starfield перешагнул отметку в 14 миллионов игроков, будет получать ежегодные сюжетные дополнения, а Shattered Space развернется на одной планете
- Новый скриншот Dragon Age: The Veilguard представил Доктаун
- Фанаты Fallout 4 умоляют Bethesda прекратить обновлять игру