Фанаты TES обсудили, какая угроза была опаснее для Тамриэля – Кризис Обливиона или возвращение Алдуина

Недавнее обсуждение в фанатском сообществе The Elder Scrolls вновь подняло вопрос о том, какое событие представляло большую опасность для континента Тамриэль – Кризис Обливиона из The Elder Scrolls IV: Oblivion или возвращение Пожирателя миров Алдуина в The Elder Scrolls V: Skyrim. У каждого давнего поклонника серии есть собственное мнение, часто – что справедливо, так как разработчики, по крайней мере пока, не давали верных лору выводов.

Масштаб разрушений Кризиса Обливиона

Кризис Обливиона, также известный как Великая Мука, представлял собой тотальную войну между ордами даэдра Меруна Дагона и населением Тамриэля. Событие началось с убийства Уриэля Септима VII и всех его наследников в 433 году Третьей эры руками фанатичного культа Мифического Рассвета. Вскоре после этого врата Обливиона в Мёртвые земли начали открываться по всему континенту, высвобождая даэдра.

Масштаб катастрофы был беспрецедентным – врата открылись во всех провинциях Тамриэля одновременно (по крайней мере предположительно). Даэдра осадили Скайрим и опустошили Старые Владения. В Морровинде пал город Алд'рун (как следствие Кризиса), несмотря на возрождение Императорского краба и другие факторв. Квотч был полностью уничтожен, став символом разрушительной мощи вторжения.

С каждыми открывшимися вратами барьер между Нирном и Обливионом слабел. Это явление, сравнимое с трещинами, постепенно развивающимися в Небесном своде, в конечном итоге привело бы к полному разрушению барьеров между мирами и слиянию Нирна и Обливиона. Широкомасштабные разрушения и жертвы охватили целые провинции.

Единственной провинцией, которая не только выдержала натиск, но и контратаковала, стали Чёрные топи. Аргониане были предупреждены деревьями Хист о надвигающейся опасности и собрались в массовом порядке. Согласно популярной легенде лора, они были настолько хорошо подготовлены, что не просто отразили даэдра, но и в большом количестве вошли во врата Обливиона, заставив лейтенантов Меруна Дагона самих закрыть врата, чтобы предотвратить вторжение аргониан в их собственные "земли".

Впрочем, как отмечают некоторые фанаты лора, эта информация исходит от известной ультранационалистической фракции аргониан, так что её достоверность остаётся под вопросом.

Кризис Обливиона возродил страх перед даэдра, тёмной магией и магией в целом, особенно в сильно пострадавших регионах вроде Скайрима. В ответ на события был основан Дозор Стендарра с целью охоты на любых даэдра или практикующих Тёмные искусства. А культ Мифического Рассвета был безжалостно искоренён.

Смерть Мартина Септима ознаменовала конец династии Септимов и Третьей эры. Хотя Мерун Дагон не смог завоевать Тамриэль, ущерб континенту значительно ослабил Империю. Большинство провинций уже были беспокойны до начала Кризиса, и без явного наследника престола сепаратистские настроения выросли ещё больше.

Кризис помог маргинализированным Талмору с Летних островов обрести новую известность, так как они смогли присвоить большую часть заслуг за оборону островов. Талмор в конечном итоге добился отделения от Империи в 22 году Четвёртой эры и захватил Валенвуд, реформировав Альдмерский Доминион. Это привело к Великой войне и гражданской войне в Скайриме спустя 200 лет.

Алдуин – Пожиратель миров

Алдуин, также известный как Пожиратель миров, представлял собой совершенно иной тип угрозы. Согласно нордским легендам, он появился ещё до создания Нирна и уничтожил старый мир, чтобы создать новый. Его имя на драконьем языке – Al-Du-In – переводится как "Разрушитель-Пожиратель-Властелин".

Алдуин поклонялись как богу-королю древние норды через Культ драконов. Он считался источником нордского пантеона, а также предвестником апокалипсиса. В лоре он описан как первенец Акатоша, бога времени, и обладает способностью пожирать души мёртвых для увеличения своей силы.

Критически важный момент, который подчёркивают многие фанаты – Алдуин в Skyrim отклонился от своей истинной роли. Его предназначение состояло в том, чтобы уничтожить мир и начать новую Кальпу (цикл времени), но вместо этого он стремился править как тиран. Тысячи лет назад Алдуин и Культ драконов были свергнуты Языками, а сам Пожиратель миров был изгнан Древними свитками сквозь время и пространство.

Когда Алдуин вернулся в 201 году Четвёртой эры, он не уничтожал мир согласно пророчеству – вместо этого он путешествовал по Скайриму, воскрешая своих старых драконьих лейтенантов и пробуждая своих древних слуг в курганах – драконьих жрецов и драугров. Он собирал "команду" для повторного завоевания Скайрима.

Как объяснил один из знатоков под ником Beacon2001:

Последний Довакин был послан Акатошем, отцом Алдуина, чтобы убить эту идиотскую версию Алдуина. Он Пожиратель миров, а не тиран. Его работа – уничтожить текущий мир, чтобы мог быть создан следующий, а не стать богом-королём. Вся история Skyrim – это Акатош, посылающий своего младшего сына отшлёпать старшего, который переживает фазу вместо того, чтобы выполнять свою работу.

Сравнение масштабов

Когда дело доходит до фактического ущерба, Кризис Обливиона явно лидирует. Врата открылись по всему Тамриэлю – в Сиродииле, Морровинде, на Летних островах, в Скайриме, Хаммерфелле и других провинциях. Были уничтожены целые города, погибли тысячи людей, а политическая карта континента изменилась навсегда.

В сравнении, возвращение Алдуина было локализовано по большей части Скайримом. Его самым значительным достижением стало разрушение Хелгена – небольшого приграничного поселения. При этом нет подтверждённых данных о том, что драконы распространились за пределы Скайрима и Солстхейма. Как отмечают некоторые – хотя Алдуин должен был быть Пожирателем миров, но он не пожрал ни единого здания.

Однако многие фанаты справедливо отмечают разницу между потенциальной опасностью и реализованным ущербом. С точки зрения потенциала Алдуин представлял экзистенциальную угрозу всему существованию. Если бы он выполнил своё истинное предназначение как Пожиратель миров, это привело бы к концу текущей Кальпы и началу новой.

Если бы Дагон преуспел, Тамриэль всё равно существовал бы, но фактически стал бы ещё одним планом Обливиона. Если бы Алдуин преуспел, наступило бы небытие.

Впрочем, тут важно учесть, что Алдуин должен был уничтожить мир и перезапустить его, а не просто стереть из существования.

Проблема в том, что Последний Довакин остановил Алдуина до того, как он смог причинить существенный ущерб.

Особенности угроз

Важно понимать природу обеих угроз. Кризис Обливиона можно было остановить обычными смертными – героям не обязательно было быть избранными. Да, требовалась значительная военная сила для закрытия врат, но теоретически любой достаточно храбрый и умелый воин мог войти во врата и закрыть их изнутри. Главное было доставить Амулет королей Мартину Септиму.

С Алдуином ситуация совершенно иная. Обычные воины могли убивать драконов, но только Довакин мог поглощать их души и предотвращать воскрешение Алдуином. Без Довакина драконы были бы практически бессмертны – их можно было бы временно убить, но Алдуин мог их воскресить. Более того, для победы над самим Алдуином требовалось изучить Крик драконьей погибели – древний крик, созданный первыми нордскими героями специально для борьбы с Пожирателем миров.

Каков вердикт?

Подавляющее большинство геймеров согласны, что с точки зрения реального ущерба Кризис Обливиона был значительно опаснее. Как отмечают некоторые – самая опасная угроза Тамриэлю – это "мерзкий Талмор", имея в виду долгосрочные последствия Кризиса, которые привели к возвышению Талмора.

Впрочем, важно понимать, что сравнение не совсем справедливо. Алдуин был потенциально способен уничтожить весь мир в нынешнем виде, но Довакин остановил его слишком быстро. Кризис Обливиона, напротив, успел нанести колоссальный ущерб до того, как был остановлен. А последствия откликались еще долгое время.

Если говорить о реализации, то в Oblivion врата действительно ощущаются как серьёзная проблема – они появлялись повсюду, их закрытие требует времени и усилий, а финальная битва за защиту Имперского города оказывается эпичной.

В Skyrim же драконы часто воспринимаются скорее как неудобство, чем экзистенциальная угроза. Их можно убить за несколько секунд, а на лёгком уровне сложности они не представляли особой проблемы. Более того, драконы даже не появляются до начала основного квеста, что снижает ощущение угрозы.

С исторической точки зрения, последствия Кризиса Обливиона также ощущались на протяжении следующих 200 лет. События привели к:

  • Концу династии Септимов

  • Возвышению Талмора и реформированию Альдмерского Доминиона

  • Великой войне между Империей и Доминионом

  • Гражданской войне в Скайриме

  • Почти полному уничтожению Клинков

  • Ослаблению Империи и потере нескольких провинций

О долгосрочных последствиях возвращения Алдуина мы пока не знаем. The Elder Scrolls VI, вероятно, прольёт свет на то, как события Skyrim повлияли на Тамриэль. Возможно, некоторые драконы выжили и распространились по континенту, но без способности Алдуина воскрешать их, угроза драконов стала управляемой.

Примечательно, что после поражения в Совнгарде душа Алдуина не была поглощена Довакином, в отличие от других драконов. Когда Арнгейра задали вопрос об этой аномалии, он предположил, что Алдуин может быть не уничтожен навсегда и однажды вернётся, чтобы выполнить своё предназначение как Пожиратель миров. Партурнакс добавил:

Возможно, вы лишь балансируете силы, которые работают над ускорением конца этого мира.

Это означает, что Довакин не убил Алдуина в полном смысле – скорее, отправил его обратно во времени или в другое состояние существования. Алдуин вернётся, когда придёт настоящее время для конца текущей Кальпы. Как выразился один из геймеров на эту тему:

В основном мы отправили Алдуина обратно к папочке, чтобы тот поставил его в угол.

Так что если подводить финальный итог, то кризис Обливиона был катастрофой, которая изменила Тамриэль навсегда. Возвращение Алдуина было предвестником будущего конца света, который лишь временно отложили, но наступление которого неизбежно.

Обе угрозы по-своему значительны, но если судить по реальному ущербу и последствиям, Кризис Обливиона явно превосходит события Skyrim. Однако сам факт существования Алдуина как неизбежной космической силы делает его угрозу вечной – он вернётся, и когда это произойдёт, остановить его может быть невозможно.

Больше статей на Shazoo
Тэги: