В России подходит к концу срок службы магистральной оптоволоконной инфраструктуры

Более половины волоконно-оптической инфраструктуры на направлении запад–восток в России исчерпает гарантийный срок службы в 2025 году. Об этом заявил директор по продажам телекомкомпании "Атлас" Павел Колочкин. По оценкам экспертов, речь идёт о 50–70% доступной инфраструктуры.

Загрузка магистральных сетей от Москвы до Улан-Удэ приближается к критическому пределу в 60–70%. Исполнительный директор J'son & Partners Consulting Сергей Шавкунов пояснил, что 70% считается максимальным показателем комфортной эксплуатации волоконно-оптических линий связи, так как часть ёмкости необходимо держать в резерве на случай обрыва кабеля на параллельных направлениях. Эти оценки подтвердил менеджер по техническим решениям VPG Laserone Станислав Шестов.

Магистральная волоконно-оптическая линия связи представляет собой кабель, состоящий из сотни оптических волокон, и обеспечивает передачу данных на больших расстояниях – международных, междугородных и городских. По данным J'son & Partners Consulting, на конец 2020 года протяжённость магистральных ВОЛС крупных операторов достигла около 700 000 км.

Аналитическая компания оценивает, что в период с 2020 по 2030 год в России потребуется заменить более 400 000 км волоконно-оптического кабеля со сроком службы свыше 20 лет. При этом модернизация затронет не только операторов сетей связи общего назначения, но и владельцев ведомственных сетей – железных дорог, энергетики и нефтегазовой отрасли.

Пик строительства магистральной оптоволоконной инфраструктуры пришёлся на начало 2000-х годов, и стандартный срок службы кабеля в 20–25 лет действительно подходит к концу, подтверждает директор по развитию и эксплуатации услуг связи "Телеком биржи" Анастасия Биджелова. Например, "Ростелеком" завершил строительство линии связи Москва–Хабаровск в 1999 году, а "Транстелеком" запустил ВОЛС запад–восток протяжённостью 45 000 км в 2001 году. В 2007–2009 годах началась региональная прокладка ВОЛС федеральными операторами – МТС, "Мегафоном" и "Билайном" – на фоне распространения широкополосного доступа в интернет.

После истечения срока службы стекловолокно начинает мутнеть, его передающие способности ухудшаются. Независимый аналитик Алексей Бойко предупреждает о прогрессирующем затемнении волокна, что вызывает затухание сигнала и негативно сказывается на пропускной способности систем магистральной связи. Кроме того, за 25 лет волокно морально устарело – старые кабели могут не работать с современными системами.

Биджелова отмечает, что окончание срока гарантийного обслуживания кабеля не означает мгновенного массового выхода из строя, но ведёт к учащению локальных повреждений и росту затрат на поддержание сети.

В среднем стоимость строительства 1 км магистральной ВОЛС составляет 1 млн рублей, оценивает генеральный директор ComNews Group Леонид Коник. Однако препятствия вроде переходов через крупные реки могут увеличивать стоимость строительства таких участков в разы. Таким образом, полная замена кабелей может обойтись в сотни миллиардов рублей.

В России есть единственный производитель оптоволокна – саранский завод "Оптиковолоконные системы", кабель из волокна производят более десятка российских компаний. Однако гендиректор ОВС Андрей Николаев сообщал ComNews, что российское оптоволокно не выдерживает конкуренции с китайскими производителями. Доля ОВС на отечественном рынке сократилась с 30% в 2021 году до 25% на конец 2024 года, тогда как китайские поставщики нарастили долю с 6 до 75%. Рост продаж китайского оптоволокна в России он объяснил демпинговыми ценами производителей из Китая и господдержкой правительства КНР.

С 2022 года потребление оптоволокна на российском рынке ежегодно сокращается – в 2024 году оно упало на 20% до 4,5 млн км. Загрузка кабельных заводов в России составила около 30–40% мощности.

"Мегафон" и "Билайн" регулярно проводят диагностику и мониторинг магистрального кабеля, что позволяет по необходимости выполнять точечную замену без влияния на клиентов.

МТС компенсирует дефицит пропускной способности оптических волокон переходом на более высокие канальные скорости, использует дополнительные волокна на существующих трассах и новых маршрутах ВОЛС. Компания разделяет маршруты пропуска зарубежного трафика через восток и запад, а также строит собственные дата-центры для замыкания объёмов трафика на уровне регионов для оптимального использования загруженных участков магистральных DWDM-сетей.

Биджелова рекомендует переход с DWDM-систем с пропускной способностью 8 Тбит/с на более современное оборудование с 16 Тбит/с и выше, что позволит многократно увеличить пропускную способность без прокладки новых волокон. Для рядовых абонентов эта модернизация останется незаметной, но станет фундаментом для будущего роста скорости, стабильности и развития цифровых сервисов в стране, предотвратив потенциальные пробки на магистральных сетях.

Больше статей на Shazoo
Тэги: