Астрономы в реальном времени наблюдают, как сверхновая потенциально рождает черную дыру

Команда астрономов недавно запечатлела серию изображений далекой звезды в момент ее перехода к сверхновой, предоставив замечательную пошаговую съемку фееричнй гибели звезды и, возможно, рождения черной дыры.

Сверхновые — это невероятно яркие взрывы, которые происходят, когда умирают массивные звезды. Эти события иногда оставляют после себя туманности, нейтронные звезды или даже черные дыры. Сроки вспышек сверхновых трудно предсказать, обычно оставляя астрономам только возможность фиксировать их последствия.

Однако недавней команде удалось поймать сверхновую в действии, всего в 22 миллионах световых лет от Земли (что не так уж далеко, если говорить о галактиках). Анализ этого космического события, проведенный командой, был опубликован в журнале Nature.

Авишай Галь-Ям, астроном Института науки Вейцмана и соавтор статьи, сказал:

Очень редко, будучи ученым, приходится действовать так быстро. Большинство научных проектов не происходят посреди ночи, но возможность представилась, и у нас не было другого выбора, кроме как действовать соответствующим образом.

Сверхновая, названная SN 2023ixf, произошла, когда красный сверхгигант в галактике Messier 101, также известной как галактика Водоворот, погиб. Команда наблюдала за сверхновой с помощью космического телескопа Хаббл и обсерватории Кека на Мауна-Кеа и других аппаратов. Ранее Хаббл использовался для наблюдения этой области Вселенной, что означало, что у команды были исторические данные из этого региона — до того, как красная звезда-сверхгигант встретила свой конец.

Команда рассчитала количество материала, выброшенного сверхновой, а также массу и плотность звезды до ее взрыва. Но цифры не сходились, что привело команду к неожиданному выводу.

Расчеты околозвездного вещества, выброшенного при взрыве, а также плотности и массы этого вещества до и после сверхновой, создают несоответствие, которое может означать, что недостающая масса оказалась в черной дыре, образовавшейся после взрыва — что обычно очень трудно определить.

сказал соавтор исследования Идо Ирани

В будущем, возможно, удастся точно выяснить, сколько материала выбросила SN 2023ixf и распределение этого материала, так как команда все еще анализирует данные о взрыве.