Как DayZ породил новый жанр: незавершенные выживалки
Первой игрой, которую я купил в раннем доступе Steam, была песочница-выживалка под названием Under the Ocean. Я заплатил за неё 7 долларов в июне 2013 года, поиграл, получил удовольствие и попробовал новые альфа-версии по мере их выхода в течение следующих нескольких месяцев. Но со временем общение разработчиков замедлилось до капли, а мультиплеер отправили на полку.
3 февраля 2015 года разработчик Пол Харт сообщил, что программист Under The Ocean уволился. Харт сказал, что всё ещё хочет закончить игру, хоть и не знает, когда или как это может произойти, поскольку ему "придётся перезапустить проект с нуля". Возврат средств был невозможен — деньги от продаж раннего доступа кончились. Харт продолжал работать в одиночку, хоть и говорил, что не может уделять этому много времени. Восьмая альфа до сих пор существует в библиотеках тех, кто её купил, однако игра больше недоступна в Steam.
Когда мы представляем себе азартные игры, на ум сразу приходят лутбоксы, но нет ничего более рискованного, чем ранний доступ. Игроки отдают деньги, думая, что покупают игру, но это не так. Они делают ставку. У них нет способа узнать, выиграют ли они или даже что именно они выиграют. Часто всё проходит гладко и разработчики, и клиенты остаются довольны. В других случаях игроки ждут годами, а в итоге получают игру, которая им не нравится или сильно отличается от той, за которую они заплатили. Иногда вообще без игры. А порой они остаются лишь с древней альфа-версией, пылящейся в библиотеке.
Это перевод статьи Кристофера Ливингстона с PCGamer
Первые игры в раннем доступе
Steam Early Access заработал в марте 2013 года всего с 12 играми. Некоторые довольно быстро покинули ранний доступ, включая ArmA 3, Kerbal Space Program и Prison Architect. Другим потребовалось намного больше времени, как Kenshi, вышедшей только в 2018 году. Несколько из тех первых 12 так и не вышли, вроде Under the Ocean.
Ещё одна из первых 12, космический симулятор Kinetic Void, покинула ранний доступ в 2014 году с крайне негативными отзывами, в основном потому, что многие игроки посчитали, что она скорее брошена, нежели выпущена. Выживалка Starforge вышла из раннего доступа в 2015 году с преимущественно негативной оценкой, а разработчики полностью удалили её из Steam в 2017 году.
Однако ранний доступ быстро стал большим хитом среди разработчиков, особенно соло-разработчиков, небольших команд и студий (хотя его использовали и крупные компании), потому что это позволяло зарабатывать на незаконченных играх и использовать средства для финансирования оставшейся разработки. Это был успех и среди игроков, поскольку они могли раньше начать играть в проекты, выход которых пришлось бы ждать годами. Обычно можно было заплатить меньше полной цены релиза, но получить завершённую версию по окончании разработки.
Было также обещание участия в создании игры посредством отзывов и общения с разработчиками — привлекательный крючок для самых преданных энтузиастов. Почему просто играть в игру, когда можно помочь сформировать её? По крайней мере в теории.
В раннем доступе Steam можно увидеть игры всех жанров, но сурвайвалы особенно сильно на него опирались, в основном благодаря DayZ от Bohemia Interactive. После трёх лет в качестве чрезвычайно популярного мода, созданного Дином Холлом для ArmA, отдельная версия DayZ попала в ранний доступ в декабре 2013 года. За неделю было продано 400 000 копий.
Извините за беспорядок
После того, как DayZ стала бестселлером и оглушительным успехом даже в недоделанном виде, Steam быстро наполнился незаконченными сурвайвалами. Многие были просто каркасами: открытый мир и пара базовых систем выживания, чтобы игроки были заняты, пока разработчики продолжали работать над другими аспектами. Игроки могли собирать снаряжение и припасы, есть и пить, чтобы поддерживать состояние, заниматься базовым крафтом и иметь дело с какой-то угрозой: зомби, дикими животными и зачастую другими игроками. Родился новый жанр: не просто выживалки, а выживалки в раннем доступе.
Я люблю игры про выживание и сам купил кучу таких проектов в раннем доступе, многие из которых сейчас едва помню. Я покупал Starforge, Reign of Kings (от разработчиков Starforge), The Long Dark, Rust, Ark: Survival Evolved, Subnautica, Just Survive (H1Z1 на тот момент), Unveil, Miscreated, Empyrion, Frozen State, Hurtworld, Grav, Better Late than Dead, Three Days, The Solus Project, The Forest и Sons of the Forest — и это далеко не всё.
Некоторые из этих игр в раннем доступе в конце концов были завершены. Немногие оказались отличными и стали хитами, в то время как другие споткнулись, упали и исчезли, как Under the Ocean. По крайней мере на каком-то этапе большинство вызвали гнев игроков в раннем доступе, разочаровавшихся в плохой коммуникации разработчиков, редких обновлениях и невыпущенных или отрезанных фиункциях — нормальная ситуация для закрытой разработки, но непростая для объяснения тысячам людей, уже заплативших за игру и играющих в неё.
Цикл обратной связи
А ещё всё это ожидание. По мере того, как всё больше игр пропускали этапы и дедлайны, пересматривая планы на месяцы и даже годы после изначально запланированного выхода из раннего доступа, игроки становились всё более скептичны к самой системе. Многие начали чувствовать себя скорее тестировщиками, вынужденными платить за привилегию находить и сообщать о багах, нежели участниками разработки игры. Им досталось ровно то, о чём они просили: прозрачный взгляд на трудности и реалии разработки игр.
Однако популярность выживалок в раннем доступ продолжала расти. Ark: Survival Evolved продала миллионы копий и стала одной из самых популярных игр в Steam. The Long Dark несколько раз переносила выход из раннего доступа, но это отличная игра, добившаяся огромного успеха. Rust покинула ранний доступ в 2018 году, но в "альфа"-состоянии, как заявил её создатель Гарри Ньюман. Сейчас она входит в топ самых играемых проектов Steam. А Sons of the Forest вышла в ранний доступ и за первые сутки продала 2 миллиона копий.
А ещё есть The Stomping Land — сурвайвал с динозаврами, собравший на Kickstarter более 100 000 долларов до выхода в ранний доступ. Она задерживалась, а затем была брошена, из-за чего бэкеры не смогли вернуть деньги, а некоторые художники, работавшие над проектом, якобы не получили оплату. У Just Survive появился популярный баттл-рояль King of the Kill, однако сам режим выживания прозябал годами, а затем и вовсе закрылся, так и не будучи законченным.
И вот теперь есть The Day Before, которая взлетела на вершину желаемых после впечатляющего трейлера пару лет назад, лишь для того, чтобы выйти в ранний доступ с одними из худших оценок за всю историю Steam, а её разработчик Fntastic закрылся через четыре дня после релиза. Сама игра пока работает (вряд ли это продлится долго), но её больше нельзя купить, и обновлений не будет. По крайней мере игрокам не придётся ждать годами, пока проект еле движется. Похоже, она явно мертва.
Тем временем DayZ наконец покинула ранний доступ в конце 2018 года, через пять лет после того, как задала тренд, и даже после всего этого времени так и не содержала всех изначально запланированных функций. Однако Bohemia Interactive продолжает обновлять её, и в ноябре DayZ даже побила собственный рекорд по игрокам, спустя столько лет после релиза.
В том же году, что и выход 1.0 DayZ, ещё один пост под названием "Последнее обновление" появился на странице сообщества Under The Ocean в Steam со словами, что игра по сути мертва. Сейчас если вы попытаетесь открыть последнюю опубликованную дорожную карту в Google Docs, появляется сообщение, что "Файл в корзине владельца".
Разработчик пообещал предоставить бесплатный ключ на любые свои будущие (и пока не названные) проекты покупателям Under The Ocean, предоставившим чек. Но рассчитывать на возрождение сурвайвала все же не стоит.
- DayZ Frostline выйдет осенью — DLC добавит зимнюю карту и новые механики выживания
- Песочница Soulmask с онлайном до 70 игроков выйдет в раннем доступе летом
- Зимнюю карту DayZ представят 9 мая