A Show To Go: Игра лучше — мнение о первом сезоне The Last of Us
Вчера в эфир вышел финальный эпизод первого сезона The Last of Us — адаптации одноименной игры студии Naughty Dog. Джоэл и Элли закончили первую главу своего путешествия также, как это было в оригинале — так что повод подвести итоги.
Сделаем это в нестандартном формате и, само собой, со спойлерами.
Довольны ли вы развитием повествования и его темпом?
Я большой фанат игры, с удовольствие несколько раз прошел первую, пару раз — вторую, и с нетерпением ждал того, каким будет шоу. Оно меня ни капли не разочаровало, но все же назвать его потрясающим я не могу. Отношения Элли и Джоэла развиваются рывками, нет той химии, которая вырабатывалась в процессе прохождения, не за что зацепиться. Сближение через боль — это давно проверенный прием, и потеря Тесс, смерть Сэма, каннибалы работают в нужном направлении, в диалогах персонажи открываются друг другу, но чего-то все равно не хватает. Возможно, Элли недостаточное количество раз был под прямой угрозой. Возможно, тех небольших разговоров, которыми сопровождалось пересечение любой локации в игре.
А может, Крейг Мейзин слишком торопился? После девятого эпизода я понял, что все было слишком быстро. Сериал пролетел стремительно, уложив события 12-15 часовой игры в 8 часов. При этом есть чудесный часовой третий эпизод, который помогает понять мотивы Джоэла, расширил лор, объяснил много и дал толчок для продолжения шоу, и седьмой эпизод, который не двигает сюжет никуда, лишь охватывает важный эпизод с укусом. С одной стороны, он показывает, почему Элли решила бороться за Джоэла, а с другой — на это ушло 50 минут. Да, в финале мы узнаем одну важную деталь того, что случилось с Элли и Райли, но к тому моменту это просто фраза из диалога. Так что половину заброшенной территории США герои прошли за эфирные шесть часов. Мало.
Зараженных мало. Или нет?
Топляку выделили на экране пару минут и эффектную сцену, напоминающую о том, что он делал с Джоэлом, если тот подходил близко. У щелкунов была атмосферная сцена в музее, и все. Обычных зараженных тоже было не сильно много — поэтому и ощущения постоянной угрозы для Элли и Джоэла нет. Были шикарные моменты перед смертью Тэсс, с "подземной грибной сигнализацией" и в деревне с щелкуном-девочкой, когда ты ощущал весь ужас от зараженных, но этого оказалось недостаточно.
Вспомните, сколько раз Джоэл противостоял им в игре? Или как Элли отбивалась от щелкунов с Дэвидом перед тем, как попасть к нему в плен? Этого очень не хватало как для атмосферы, так и для поддержания нужного накала, потому что угрозы очень часто не было.
Мейзин говорил, что The Last of Us это шоу про людей, но не до такой же степени.
Как погрузить зрителя в мир постапокалипсиса?
Шоу началось с важного флэшбека, в котором рассказали про угрозу грибков. Потом был такой же эпизод с ученой и понимание, что миру приходит конец. Еще была сцена с грибами-зараженными на солцне, а потом — как отрезало. Крейг Мейзин не дал погрузиться в этот большой интересный мир, сосредоточив внимание на маленьких людях. Декорации есть, но они слишком размыты.
Вспомните хотя бы "Ходячих мертвецов" или "Черное лето". Там тоже про людей, но зараженные — важная часть лора, без которого многое не работало бы. А здесь этого как будто нет.
И еще важный момент. Мир The Last of Us — жестокий, не прощающий ошибок, но в сериале это совсем не ощущается. Джоэл с Элли просто едут по пустнынному миру, в котором иногда происходят случайные встречи, не всегда хорошие. Но ставки в них минимальны. Удивительно еще и то, что эпизод с Биллом давал про мир сериала больше информации, чем все остальные.
Вам понравилась Элли? А Джоэл?
Давайте только сразу уберем акцент на касте. Белла Рамзи совсем не похожа на ту Элли, что вы видели в игре, но это выбор Крейга Мейзина. К финалу я так и не привык к этому образу, но игра актрисы мне понравилась — в самых важных сценах она была убедительна.
А вот к Джоэлу у меня претензий больше. Не к игре Педро Паскаля, нет. Он шикарно перенес образ на экран и к его касту нет никаких претензий. Другой вопрос к сценаристам — я удивлен тому, что сериальный Джоэл вообще дожил до момента встречи с Элли. И претензий тут несколько: в сцене в музее он оказался не способен убить щелкуна, нападение бандитов в городе он пережил только благодаря Элли, а о знакомом Джоэле напоминает только кровавое месиво, которое он устроил в больнице. Этот персонаж не выживальщик и чем дальше заходит сюжет, тем больше сомнений в Джоэле, как в опытном контрабандисте. Он слишком мягкий, слишком нежный и его душевная рана слишком свежа, что мешает ему быть эффективным, расчетливым и предусмотрительным.
Джоэл плохой. Это не вопрос.
После финала игры сообщество разделилось: А правильно ли поступил Джоэл, когда вытащил Элли с операционного стола? Единого мнения не было, и нет до сих пор. Но это игра, а с сериалом все совершенно по-другому. В нем FEDRA плохая и фашистская, "Цикады" — хорошие парни, а не террористы, они думают о светлом будущем и хотят спасти мир. А потом есть Джоэл, который все это рушит — потому что эгоист, а Элли вроде как уже решила пожертвовать собой ради спасения мира. Чего стоит только длинная сцена убийства всех, кто есть в больнице — драматичная музыка, крупные кадры убийств, каратель Джоэл.
И сериал не оставляет места для дискуссий — Джоэла показали плохим парнем.
Нет места для теорий про иммунитет Элли
Я очень рад, что Нил Дракманн и Крейг Мейзин нашли в первом сезоне место для актеров озвучки игры, но появление Эшли Джонсон в роли Анны, матери Элли, на мой взгляд, испортило лор. У фанатов не осталось места для того, чтобы самим придумать, откуда у Элли иммунитет, и есть ли другие такие дети. Упоминание персонажа в American Dreams и Left Behind не давало ответов на эти вопросы, а Мейзин показал все довольно прямолинейно.
Частичное изменение лора выглядит вполне естественным, потому что Мейзин адаптировал шоу, а не переносил его покадрово. Но если в случае с Биллом и Фрэнком оно сработало, то сюжетные арки с Сэмом и Анной были странными. А еще не мне хватило диалогов между Элли и Биллом — они были острыми и забавными, раскрывая характер девочки.
Подкаст — важная часть сериала
Не зря HBO сразу после выхода эпизода публиковал подкаст с Нилом Дракманном и Крейгом Мейзином. Я включал каждый выпуск сразу после финальных титров и понимаю, что очень многие моменты шоураннеры объясняли — и зачастую без этим объяснений картина не выглядела так, как она должна была выглядеть.
И вот тут у нас проблема — подкаст на английском, не всем потятен/удобен формат, не у всех есть время. Да и что это за сценарист, которому нужны пояснения, чтобы объяснит показанное?
Захотят ли зрители играть, если не играли?
Совсем скоро выходит PC-версия The Last of Us — и шоу было хорошей рекламой этой игры для новой аудитории. Но захочет ли она снова проходить этот путь? Будет ли сравнивать? Для меня игра вышла в разы сильнее — как с точки зрения драматургии, так и с точки зрения вовлеченности. Она работает лучше на эмоциональном уровне и на уровне погружения в этот выдуманный мир. Там есть и адреналин, и ощущение возможной потери всего, и (условные) ограничения по патронам,
Но захочет ли условный Зритель, который никогда не брал в руки геймпад, пройти игру, чтобы сравнить? Или погрузиться в обе части? Я не уверен.
Что делать со вторым сезоном?
Это очень важный вопрос будущего шоу. Если для геймеров причины смотреть были понятны, то многих внешних зрителей привлекли за счет участия Педро Паскаля. Его подавали звездой первой величины, ключевым актером сериала — а значит, что убить его в начале сезона не получится — на телевидении прием, который использовал Нил Дракманн, работать не будет, как и разделение геймплея за Эбби/Элли в рамках одного сериала.
Крейг Мейзин поставил себе сложную задачу, и мне очень интересно, как он с ней справится.
К чему точно нет претензий, так это к деталям. Нил Дракманн и Крейг Мейзин некоторые сцены перенесли покадрово, оставили пасхалки и дословные диалоги, так что у фанатов игры не может быть претензий к этой стороне адаптации. А вот со всеми остальными надо разбираться — и это можно сделать в комментариях.
Первый сезон The Last of Us доступен на HBO. Второй выйдет нескоро.
- Первый эпизод "Дюна: Пророчество" выйдет 14 ноября
- Представлен первый тизер-трейлер "Монстры-коммандос" — нового сериала во вселенной DC
- Второй тизер сериала "Дюна: Пророчество"