Почему в японском хентае и порно замазывают гениталии

Вчера мы писали новость о том, что в Японии задержали мужчину, который использовал технологию дипфейка для снятия цензуры из порно. Любой, кто хоть раз интересовался японской порнографией точно видел примеры цензуры в стране — там не просто замазывают половые акты, вместо этого размытие, пикселирование или черные боксы закрывают только половые органы. Учитывая то, сколько разнообразия и смелых идей в японском порно всех форматов, возникает справедливый вопрос — а почему в Японии есть цензура порнографии и почему она ограничивается только половыми органами? 

Действительно, зачем превращать гениталии в пикселированных монстров, если все остальное очень даже хорошо видно и такая цензура никак не мешает работе фантазии? Будучи любителем японии и японского, я решил изучить эту тему в полной мере, чтобы рассказать вам об истинных причинах такой необычной цензуры. 

Спойлер: все связано с культурой, законами и хитрой интерпретацией.

Японская порнография в законе 

Согласно статье 175 уголовного кодекса Японии, распространение "непристойных материалов" расценивается как преступление. Если бы этот закон работал в общем порядке, то Япония была бы одной из немногих стран, где полностью отсутствует порнография. Однако по количеству БДСМ и тентаклевого порно, не скажешь, что в Японии наблюдается нехватка откровенной "литературы". 

Дело в том, что авторы порнографии нашли лазейку — они стали замазывать или размывать только гениталии, уповая на то, что только эти части человеческого тела могут рассматриваться как "непристойные". Ну и что, если огромный черный прямоугольник вонзается в не черный ромб, расположенный между девичьих ног — ведь тут дело личного восприятия и фантазии.

Как бы забавно это не звучало, но за годы с введения закона цензура превратилась в своего рода искусство — какой вариант цензуры использовать, как располагать, оставлять ли части на виду — все это имеет большое значение в Японии.

С чего началась цензура японской порнографии

Статья 175 уголовного кодекса Японии действует уже много десятилетий, но в 2004 году ее впервые использовали против художника Сува Юдзи — создателя хентай манги Мисситсу. Юдзи был признан виновным в распространении "непристойного и откровенного" материала, изображенного на его работах. Тогда ему назначили штраф в 500 тысяч йен, к счастью он сумел избежать тюремного заключения признав вину.

Однако художник решил не оставлять своего дела и обратился в верховный суд Японии. Юдзи настаивал, что его иллюстрации были вовсе не такими откровенными, как масса другого материала, публикуемого в интернете. Увы, решение суда было не в пользу художника, апелляцию отклонили и увеличили размер штрафа до полутора миллионов йен.

После дела Юдзи в уголовной системе Японии больше не проходило похожих ситуаций, так как художники, издатели, производители и распространители взялись самостоятельно заниматься цензурой — так, чтобы все было ясно, но без повода для разбирательства.

История порнографии и секса в Японии

Справедливо полагать, что законы каждой конкретной страны отражают мораль той или иной нации, однако необходимо понимать, что мораль — это не свод жестких законов, она развивается вместе с людьми. Задолго до введения статьи против откровенного контента Япония была гораздо более прогрессивной страной в плане секса и порнографии, но потом приплыли Европейцы.

С прибытием западной культуры на острова, которые многие века были изолированы от значительной части мира, страна начала стремительно меняться. В Японию пришла не только индустриализация, капитализм и глобальная торговля — в высших эшелонах власти и общества начала закрепляться западная мораль, постепенно вытесняя традиционные практики. То, что когда-то считалось нормальным и обычным, стало признаком грубости, отсталости и бескультурья. Японцы хотели выглядеть такими же цивилизованными, как и прибывшие в страну гости.

И одной из жертв культурной эволюции стала сюнга — традиционная японская эротика. Некогда считавшаяся одним из жанров изобразительного искусства, сюнга была официально запрещена сёгунатом в 1722 году, но всерьез с ней начали бороться только после открытия портов для западного мира.

Классическую сюнга продавали в виде отдельных свитков, но чаще всего в виде сборников энпонов — небольших "книжек под подушку", иллюстрации в которых производились при помощи классического метода деревянных блоков. В большинстве своем иллюстрации представляли совокупляющиеся гетеросексуальные пары с намеренно преувеличенными гениталиями. Несмотря на запрет, были обнаружены иллюстрации, изображающие и европейцев... а также разных существ.

Хотя официальный запрет действует уже почти три сотни лет, сюнга оставила глубокий след в культуре Японии и ее влияние видно даже в современном хентае и эротической манге. Более того, происхождение вышеупомянутого тентаклевого порно вовсе связывают с работой Хокусай "Сон Жены Рыбака". Тот же художник создал одну из самых известных японских иллюстраций — "Большая волна в Канагава".

А почему женскую грудь не цензурят в Японии?

Так как уголовный кодекс описывает запрет непристойных материалов, то почему в японском хентае, эро-манге и прочей порнографии не замазывают женскую грудь? Причина кроется в той же сюнга — на классических иллюстрациях женская грудь не столь выделена и в некоторых случаях ее можно было бы спутать с мужской. 

В отличие от современных стандартов красоты, где доминирует крупная грудь, традиционные иллюстрации никогда не были сфокусированы на этой части тела. Словно женская грудь даже не рассматривалась с эротической точки зрения. Более того — в Японии средних веков женщины из определенных классов могли ходить с обнаженной грудью.

В подавляющем большинстве сюнга люди изображены в одежде и лишь их интимные части открыты. Одежда служила указателем на пол и социальный статус человека. А так как в Японии многие поколения были распространены общественные бани — впервые бани со смешанным доступом появились в конце 13 века. Лишь в конце 19 века сёгунат Токугава начал требовать половое разграничение для бань, настаивая о важности общественной морали. Но причина заключалась не только в наготе, но и в попытках борьбы с проституцией, так как сотрудницы бань могли оказывать дополнительные сексуальные услуги вне официальных часов работы. Запрет привел к укреплению районов красных фонарей, оставшихся и по сей день.

В заключение

Запреты запретами, а порнографию вывести из человека крайне сложно. Даже в самых консервативных обществах есть место порнографии, пусть и подпольной. Потому что человек — это сексуальное существо и как бы мораль не менялась, какие бы законы не появлялись, эротика никуда не денется.

Иллюстрация: Heri Irawan 

Больше статей на Shazoo
Тэги: