Куда пропал весь "панк" из Cyberpunk 2077

Давайте сразу к делу: кажется, Cyberpunk 2077 оставил весь свой "панк" на входе.

Очевидно, что CD Projekt Red потратила много времени и денег на эту игру — естественно ее не станут продвигать через обветшалый придорожный ларек с неряшливой надписью CYBERPUNK 2077, где буквы E и N написаны задом наперед из побуждений бунтарской неграмотности. Но чем больше превью и игровых видеороликов показывают разработчики, тем больше укрепляется ощущение, что классического киберпанка будет не так уж и много. Недавно это чувство достигло пика и переросло из "ага, это не похоже на панк" в "это буквально противоположность киберпанку".

Оригинал публикации: PCGamesN

Панк — это нонконформизм и антиавторитаризм, описываемый слоганом DIY (Do It Yourself — "сделай сам"). Это антипотребительство, противостояние корпоративной алчности. Принципы "прямое действие" и "не продаваться". Киберпанк закручивает эти идеалистические взгляды вокруг футуристического антиутопического сеттинга, в котором индивидуальность проявляется не в крутости, а в противостоянии государственным репрессиям. Насколько игра AAA-класса по-настоящему способна уловить суть всего этого, особенно, когда самореклама и привлечение массового рынка идут вразрез с самим духом панка. Но на сегодняшнем этапе игра и способы ее продвижения отходят от всего, что заложено в одноименный жанр.

Есть много других примеров того, как киберпанк-произведения не соответствуют идеалам жанра. Мейнстримный киберпанк регулярно использует азиатские темы, при этом едва ли фокусируется на азиатских историях. Популярный киберпанк далеко не так разнообразен и внимателен к меньшинствам, как оригинальный "панк". Не говоря о том, как глобальные корпорации регулярно используют характерные черты стиля для продвижения своих товаров по ценам, едва доступным обычному панку.

Однако, CD Pojekt RED назвала свою игру в честь одноименного жанра (хоть название и было получено из настольной игры, идея остается прежней). Студия не просто указала нам "мы вдохновлены образами киберпанка"; она буквально прямым текстом сказала: "Мы — киберпанк". Благодаря огромной доле рынка, которую эта игра непременно получит, многие люди будут расценивать ее как однозначный образ киберпанка. Другие могут разочароваться игрой, в которой киберпанк рассматривается как простое сочетание слов, а не идея!

CDPR сожгла антипотребительские мосты, продавая дорогие куртки, кепки и наушники, а также привлекая к продвижению своих товаров стримеров и персоналий. Безусловно, было бы наивно полагать, что студия не хочет получить отдачу от своих огромных инвестиций... но как только официальный твиттер игры стал лучшим другом Илона Маска, студия окончательно отказалась и от любых понятий антикорпоративности.

А как же нонконформизм? Каждая версия персонажа Ви, представленная сейчас — заурядный человек будущего. Понятно, что некоторые пункты в редакторе персонажа носят поверхностный характер. В то время как большинство игр используют бинарную гендерную систему, предоставляя на выбор персонажа женского или мужского пола, в Cyberpunk 2077 можно будет смешивать и сопоставлять типично гендерные черты и особенности — голоса, части тела, в частности, гениталии. Сама по себе, подобная перетасовка — правильное направление. Но оправдает ли оно свой потенциал?

Использовав всю многогранность истинного панка, можно было бы сделать редактор создания персонажей, выходящий за рамка поверхностного, усиливающий восприятие гендерной изменчивости. Современные игры хорошо играют с нашими эмоциями, особенно гневом, страхом или болью. И талантливая команда CD Projekt RED может исследовать вопрос гендера на более глубоком уровне. Сделать так, чтобы игроки рассматривали пол и гениталии не как аксессуары, а как что-то, влияющее на повествование, на то, как персонаж видит этот мир, и как мир воспринимает его. Нечто подобное позволило бы бросить реальный вызов условностям, сделать серьезное заявление о том, как мы формируем свою личность и образ, какими себя видим как человека. Это был бы настоящий киберпанк.

В частности, увиденные к этому моменту кадры игрового процесса показывают, что Ви выражает свой гнев в отношении коррумпированного полицейского государства, охотясь на банально покосившихся на него людей. Панк — это не просто злость. Это гнев, направленный на перемены. Опасения усугубляются недавним заявлением CDPR о том, что отличия не должны приводить к конфликтам, и Кремниевая долина — идеальный пример терпимости. А ведь это место не просто печально известно отсутствием какого-то разнообразия, но еще и в меньшей степени отражает культуру панка. Странный выбор для студии, которая якобы создает истинную "панк-игру".

Научная фантастика всегда была жестоким жанром для меньшинств. Жанром, переносящим текущие отношения к чему-либо в будущее, вырисовывая мрачную реальность для всех, кто в нее не вписывается. Мы зачастую видим женских персонажей, которые ведут себя наивно, по-детски, но сексуализируются через дизайн. Два самых ярких примера из киноиндустрии — "Трон: Наследие" и "Пятый элемент". Также зачастую присутствует и расизм, проявляющийся через вытеснение инопланетных рас. Трансгендеры, если они вообще есть, обычно поглощены идеей "трансгуманизма", вроде имплантации кошачьих глаз или новой кибернетической руки. Это приравнивается к гендерному переходу.

Жанр киберпанка в целом страдает от проблем идентичности, хотя в последнее врем мы видели появление позитивных произведений, вроде Escapology и Provenance. Иронично, что сейчас Cyberpunk 2077 больше похоже на устаревшую форму научной фантастики, которая поверхностным образом затрагивает суть, опасаясь делать шаг глубже. Как косплееры, которые заинтересованы в передаче образа чудака, но не пытаются понять и объяснить этих чудаков.

В конечном счете, Cyberpunk 2077 представляется игрой, которая знает, как выглядит киберпанк, но не понимает его сути. Гитара разлетелась вдребезги… но почему?

Все вышесказанное ни в коем случае не означает, что игра не станет очередным шедевром CDPR. Давайте смотреть правде в глаза: "The Witcher будущего вперемешку с элементами GTA" — отличный плацдарм, на котором есть где развернуться. И крупную студию сложно винить в попытках продвижения своего проекта или желании получить прибыль. Но нельзя закрыть глаза на то, как киберпанк становится лишь очередной концепцией для получения прибылей.

Панк? Да нет, это скорее пранк.

Больше статей на Shazoo
Тэги:
Источники: