Визуальный стиль вселенной Fallout — больше, чем ретрофутуризм

Некоторые стили невозможно спутать ни с чем. Достаточно взгляда на вещи, интерьеры и общий дизайн, чтобы понять, куда мы попали. В мир застывшей атомной эры. В кристаллизованную ностальгию по временам, когда технологии ассоциировались с оптимизмом. В Fallout.

История вселенной Fallout хорошо описана и разобрана на составные части. При желании, можно найти даже первую точку, где началось движение в альтернативном направлении. Но мы не будем говорить о событиях и личностях, вместо этого остановимся на другом ключевом элементе, без которого невозможно существование любимого нами постапокалипсиса. На визуальном образе — как и когда возник культовый стиль Fallout. А также на причинах, почему он перестал развиваться с тех пор.

Дизайн мира Fallout чаще всего связывают с ретрофутуризмом, хотя это креативное движение также эффективно описывает стиль, как если назвать яблоко фруктом.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть ниже или по этой ссылке. А также подписывайтесь на наш канал — новые видео каждую неделю.

Ретрофутуризм отражает то, как люди из прошлого представляли себе будущее. Это не определенная эпоха, и не самобытное направление. Впервые термин использовали еще в 1983 году для описания внешнего вида ювелирных изделий, но то же можно сказать и об образах начала 20-го века. Наше современное представление будущего через десятилетия тоже станет восприниматься, как ретрофутуризм.

В видео на тему фэнтези и фантастики мы упоминали, что взлет популярности технологий и космоса был связан с верой в прогресс. Люди считали, что вот он, предел совершенства. Что еще шаг или два и наступит утопия.

К сожалению, реальность оказалась гораздо банальнее. Мирный атом не подарил нам джетпаки, летающие города и колонии на соседних планетах. Пришлось придумывать что-то другое. Миниатюризация стала ответом, проложив путь для витка информации. Возможно, через сто лет сегодняшнее время будет известно как эпоха борьбы за экологию, а может мы на пороге эры ИИ. Но в отличие от нашего мира, Fallout забуксовал.

Чтобы лучше понять, почему вселенная Fallout не обратилась к миниатюризации, достаточно вспомнить, что первые паровые двигатели могли быть созданы еще в начале нашей эры. Представьте, каким бы стал мир, если бы паровозы появились почти две тысячи лет назад. Похожая ситуация сложилась с Fallout, где вакуумные трубки стали стандартом на многие годы вперед.

Невозможность уменьшения транзисторов для производства новых компьютеров стала слабым звеном. Цепь развития технологий оборвалась — не были созданы дисплеи на жидких кристаллах, портативные чипы, хранилища данных, смартфоны и интернет. Прогресс замер, а вместе с ним в сон погрузился и образ Америки. Зачем перекрашивать стены и менять мебель, если пациент находится в коме. Так дизайн атомной и космической эры стал дефолтом для мира Fallout.

Если давать какое-то общее обозначение дизайна Fallout, то лучше всего подходит термин "Атомпанк", который охватывает период с 45 по 75 год прошлого века. Отрезок включает несколько подразделов в искусстве, культуре, дизайне и архитектуре. Среди них модернизм, атомная, реактивная и космическая эры, антикоммунизм и паранойя. Также черты можно найти в эстетике лучевой готики и популюксе.

Последняя расшифровывается, как популярная роскошь. Стиль должен был вызывать своим видом ощущение дороговизны у повседневных вещей. Для этого применялся пластик пастельных тонов, сглаженные и угловатые формы, обработка под хром. Сформированное в 50-ые годы направление подпитывалось взрывным экономическим ростом в послевоенной Америке. Люди с легкостью могли позволить себе автомобили, дома, современную технику и прочие блага цивилизации. В таких условиях не удивительно, что сложилось желание видеть роскошь даже у самых обычных предметов, вроде радио или тостеров.

Отражение стиля можно увидеть в различных локациях из разных игр Fallout, но четвертая часть и Fallout 76 включают самые яркие примеры. Среди них бензоколонка "Красная ракета", множество интерьеров и экстерьеров, девайсы и приспособления, кухонная утварь и предметы одежды.

Тут же можно найти и элементы Гуги — футуристического стиля, сформированного в южной калифорнии конца 40-ых годов. Этот дизайн рассчитывался на молодежь, включая никель, неон и изогнутые формы. Классические характеристики представлены в Аппалачии — буквы в геометрии, необычные формы крыш, смелое использование стекла. Сюда же проникли и элементы космической эры: летающие блюдца, бумеранги, атомарные структуры и параболы.

Лучевая готика, а точнее готика лучевого оружия, относится к периоду с 20 по 60 годы, отличаясь смелыми формами и цветами, которые легли в основу космической эры. Одна из ключевых особенностей в том, чтобы при помощи дизайна отразить суть внеземного качества. Например, пинап-модель с постера Нюка-Колы лучше всего отражает характер движения.

Большая часть этого визуального языка начала проявляться в играх Fallout от команды Bethesda. Главная причина в том, что серия перешла из фиксированного изометрического вида в трехмерный, открыв дизайнерам возможность развивать фактуру, заложенную в оригинальных ролевых играх, а также тактическом спин-оффе.

В первых двух играх Fallout можно найти черты перечисленных направлений — в оружии, авто, архитектуре и предметах. Но общий образ скорее ближе к ламповому и атомному олдскулу. Он представлен в устройстве пип-боя и терминалов, в оформлении убежищ и военных баз. Многие элементы интерфейса также соответствуют стилю.

Таким образом, игры серии Fallout нельзя относить только к одному четко выделенному стилю или эпохе. Даже New Vegas включает собственные черты, которые помогли формированию общей вселенной. Обобщая, можно сказать, что образ виртуальной америки основан на послевоенном 25-летнем периоде. Оптимизм, позитивный взгляд в будущее и развитие технологий оставили свой след в истории, но закрепиться на век, как в Fallout, им не удалось. На смену пришли бушующие 80-ые и пограничные 90ы-е. А в нашу эпоху глобальной сети, подобные периоды уже не имеют никакого значения. Главную роль играет индивидуализм, как бы он не проявлялся.

Остается один важный вопрос. Почему появление портативных ядерных ячеек в 2060-ые годы не способствовало формированию новых визуальных концепций?

На самом деле, это произошло. К сожалению для населения альтернативной америки, выход из застоя потребовал полного уничтожения общества. Только после падения бомб в октябре 2077 года остатки человечества смогли сделать шаг вперед.

По мере развития Братство Стали сформировало милитаристский подход с элементами утилитаризма. Анклав сделал попытку, пусть и не оставившую глубоких следов. Больше всего отличился Институт, чей комплекс кардинально отличается от общей вселенной Fallout. Настолько, что к нему еще стоит вернуться.

А какой у вас любимый предмет атомной эры Fallout?

Больше статей на Shazoo
Тэги: