DOOM Eternal

Дробовик как лекарство

Терапевтический эффект Doom Eternal

kartosh

Последняя гильза упала на землю. Все было кончено? Нет, все только начиналось — я подбежал к чудовищу и одним взмахом пилы разобрал его надвое. На полу лежали патроны, я схватил их и снова ринулся в бой. Это было невероятное чувство: смесь удовлетворения, чистой ярости и адреналина. Такими должны быть шутеры? Да. В 2016 году компания Bethesda выпустила DOOM — шутер старой школы, скроенный по новым правилам, перевернул игру. Пробудившись ото сна в криокапсуле Думгай брал в руки планшет, откуда напитывали скучную инструкцию с заданием. Ещё мгновение, и компьютер лежит на полу, разбитый и растоптанный, а герой с пушкой наперевес бросаетсяв бой, жар от которого можно почувствовать даже после финальных титров.

Это был уникальный опыт, в котором разработчикам удалось сделать не просто хороший шутер, но классный антидепрессант. В мире давно ходят споры о вреде и пользе видеоигр, пришла пора и нам поговорить об этом в свете сегодняшнего релиза Doom Eternal, которая не только продолжает историю своей предшественницы, но и снова помогает снять напряжение после тяжелого дня, расслабиться и ненадолго забыть о насущных проблемах.

Doom Eternal типичный сиквел в самом лучше смысле этого слова: больше и разнообразнее. Игровой процесс из горизонтальной плоскости перешёл на вертикаль, а каждая ситуация требует перестраиваться, менять оружие и тактику на ходу, быть ловким, дерзким и точным. Для этого шутер оснащен всеми возможностями. В нашем обзоре мы подробно рассказывали об игре. Кроме того вы можете взглянуть на запись стрима

Для каждого игрока Doom Eternal откроется по-своему, но сегодня речь не о том, что вы можете сделать с демонами, а что демоны могут сделать для вас?

Взглянуть страху в глаза

Видеоигры могут быть великолепной заместительной терапией. В детстве я очень боялся собак. Помню, как играл в Dendy — бессмертная Contra позволяла мне чувствовать себя сильным и я, тогда еще ребенок, представлял, как вместо врагов побеждаю свой страх. В те времена были простенькие двухмерные платформеры, а сейчас условное “лечение” гораздо богаче. Видеоигры как никогда похожи на кино. В случае с Doom Eternal эффект удваивается: демоны и прочие исчадия ада подходят для борьбы с фобиями разных мастей и калибров. В помощь тут широкий арсенал: двустволка, плазма-винтовка, пулемет, штурмовая винтовка, BFG, баллиста, гранатомет. Несколько ракет, выпущенных друг за другом в лицо вашим тревогам помогут закрыть гештальт, главное правильно сформулировать для себя задачу.

Снизить уровень стресса

Возрастные маркировки международной организации PEGI (Pan European Game Information — европейская рейтинговая система) существуют не просто так. Я верю, что видеоигры, содержащие сцены насилия и отмеченные рейтингом 18+, не должны попадать в руки к маленьким детям. Детская психика весьма гибка и подвержена влиянию, а потому требует особого внимания и родителям стоит внимательно смотреть на контент, которые потребляют их чада. Для взрослых, сформированных и психических здоровых людей видеоигры могут стать безопасным способом снять уровень стресса.

У Doom Eternal для этого есть сразу два ключевых элемента. Первый опирается на ураганный экшен, в котором ты, словно тасманский дьявол, стремительно перемещается по уровню, истребляя врагов. Каждый убитый противник — маленькая победа, небольшая доза дофамина и адреналина. Второй элемент подходит для геймеров с педантичным взглядом на вещи — Doom Eternal дает возможность досконально изучить арсенал и покопаться в нем, собрать коллекционные предметы и разгадать секреты, которые здесь раскиданы повсюду. Это рай для манчкина и зануды вроде меня. В оригинальной DOOM 2016 года идея жила в качестве приятного бонуса, а в сиквеле обросла жирком — мы можем не только возвращаться к любой ключевой точке пройденного уровня для сбора секрета, но и любоваться собранными сокровищами при посещении брутальной базы Палача.

Игровой процесс располагает к тактическому разнообразию и динамической смене средств огневой мощи. Несколько выстрелов из дробовика успокоят толпу импов, ракета для противника покрупнее, выпустил на бегу и перепрыгнул на соседнюю платформу. Краем глаза заметил, что какодемон открыл пасть — пусть ловит гранату. Команда id Software возвела эту формулу в абсолют. На высоких уровнях сложности даже особо опасные локации после нескольких неудачных попыток разрываешь в смертельном танце. После тяжелого рабочего дня от таких упражнений становится легче.

Мы с вами живем в интересное время. Согласно официальным данным ФБР и американского министерства юстиции, в США уже более двух десятков лет отмечается стабильное снижение уровня преступности. Существует убедительная теория о взаимосвязи между преобладанием насильственных видеоигр и динамикой преступности в реальном мире. Проще говоря возможность отстрелить чудовищу голову в жестокой видеоигре помогает людям выражать накопившуюся агрессию и напряжение без приченения вреда окружающим. Разве не круто!? Ученые тщательно проанализировали собранные за несколько лет данные об объемах еженедельных продаж среди наиболее популярных игр с насилием. А затем по календарю сравнивали эти цифры с еженедельными сводками о преступлениях с применением насилия из базы данных NIBRS, Национальной системы отчетности о происшествиях в США (National Incident Based Reporting System).

Как видно из графиков выше, количество криминальных происшествий, регистрируемых правоохранительными органами, реально уменьшается в отчетливой взаимосвязи с продажами видеоигр, замешанных на жестком насилии. Если десяток убитых кем-то демонов сохранит хотя бы одну жизнь реального человека — все было не зря.

Тренировать внимание и почувствовать контроль над ситуацией

Этот пункт напрямую вытекает из предыдущего. Благодаря грамотно построенному ритму Doom Eternal вводит геймера в состояние полета мысли. Когда врываешься на очередную локацию важно быть максимально сосредоточенным: подметить ключевые точки, на ходу спланировать атаку и прощупать почву. Поначалу будет тяжело, особенно на сложности “ультра-жестокость”. В плане отношения к игроку DOOM Eternal гораздо более требовательна предшественницы. Сближение без подготовки чревато неминуемой смертью, необдуманный шаг будет стоить драгоценных очков здоровья, у рассеянного геймера патроны уйдут “в молоко”.

Амуниция не бесконечна, и это заставляет учитывать разбросанные ящики с патронами, пока бежишь и поливаешь огнем демонических тварей. На ранних этапах разработки у геймеров было много вопросов к яркому интерфейсу, DOOM Eternal даже сравнивали с RAGE 2 и Borderlands 3, в которых такая кислотность в цветах оправдана. Чаще сравнения шли не в пользу первой, но это напрасно. Сиквел включает широкие настройки отображения всего и вся, но яркие опознавательные знаки в разгар боя помогают рассчитывать следующие шаги.

Когда все вокруг залито огнем и ты скачешь как ужаленный, сложно отрицать, что DOOM Eternal тренирует внимание. В голове держишь сразу несколько переменных: от платформ для прыжков и перекладин до боезапаса и эффективной дистанции зверского убийства. В таком ключе каждая победа ощущается острее. Когда ты с третьей попытки филигранно зачищаешь локацию без единой ошибки, сразу чувствуешь, как взял ситуацию под свой контроль. Это классное чувство.

Серия Doom с нами почти 30 лет. За долгие годы и различные проявления она росла, менялась и развивалась. Были в этой истории хорошие дни, а бывали не слишком удачные эксперименты. Сейчас шутер переживает практически золотой век: вслед за ярким перезапуском в 2016 году студия id Software выпустила DOOM Eternal — гармоничное и правильное развитие идей, совмещающих современные технологии, эволюцию геймдизайна и классические особенности. Больше, лучше, сильнее.

О достоинствах новой игры можно рассуждать долго, но гораздо важнее понять, что суть неизменна. DOOM это история про чистое удовольствие, про эскапизм и нестандартную терапию, а дробовик, направленный в лицо дьявола — приятное лекарство.