Фэнтези и фантастика — эволюция жанров и причины популярности
Помните Скайрим, момент, когда просыпаешься в повозке по пути на казнь? Или обнаженное тело Геральта в ванной. А может быть камеру стазиса, где приходит в себя Линк?
Это вступления одних из самых популярных игр десятилетия. Но помимо признания и любви геймеров, у них есть еще кое-что общее.
Речь идет о сеттинге. Эти игры представляют нам одни из самых богатых фэнтезийных миров. Они полных волшебства, изящных мечей, загадок и монстров, сокровищ и заговоров. Приключения в своем темпе и по своим правилам, с беспрецедентным уровнем свободы и креативности.
И это только верхушка айсберга фэнтези, который за последние тридцать лет уверенно превосходит научную фантастику в популярности.
Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть в плеере ниже или на этой страничке.
Формального состязания между двумя жанрами не существует, даже если истоки уходят к началу девятнадцатого века, когда литература вступила в новую эпоху и авторы конкурировали за внимание читателей.
В первые годы становления, фэнтези и научная фантастика не походили на то, что мы воображаем сегодня. Та же история маленькой русалочки или монстра Франкенштейна? Они бесконечно далеки от одиссеи Геральта и галактических приключений Шепарда, как сюжетом, так и взаимодействием с аудиторией.
Сменялись поколения, возникали новые направления, а достижения человека в области науки и техники влияли на искусство и интересы. Оглядываясь на вторую половину прошлого века, можно без труда выделить самый влиятельный жанр из рассматриваемых. Это научная фантастика. Отражающая оптимизм, ослепляющая инновациями и обещая сделать нашу жизнь лучше — жанр по праву называли надеждой человечества. Только научная фантастика уверенно предполагала наличие этого будущего.
Продуманные технологии смешивались с драмой взаимодействия человека и машины. Романы Айзека Азимова, антиутопия Оруэлла, эпичная "Дюна" Герберта и предостережения Рэя Бредбери. Мейнстримный кинематограф взялся за фантастику с опозданием, но подарил нам "Космическую одиссею", "Звездные войны", "Бегущего по лезвию" и десятки других картин, ставших классикой.
Начиная с клипов на MTV, заканчивая первыми видеоиграми — индустрия была заворожена возможностями новых достижений. Практические эффекты, способы монтажа и первые компьютеры оказались живым доказательством пророческих взглядов фантастов.
На фоне прогресса с телевидением, радиоприемниками, портативными плеерами, VHS-кассетами и компьютерами, даже такому титану фэнтези, как "Властелин колец" потребовались долгие годы для популяризации жанра. А в случае с кино большая часть фэнтези представляла собой анимационные фильмы, экранизирующие классические сказки или адаптации. Семидесятые и восьмидесятые подарили нам "Лабиринт", "Бесконечную история" и "Конана" но если взглянуть на количество фэнтезийных премьер, то Голливуд взялся за массовое развитие фэнтези только после эпохальной экранизации Питера Джексона.
Интерактивные развлечения на персональных компьютерах и ТВ-приставках развивались быстрее, чем любая индустрия и жанр фэнтези не обошли стороной. Один только релиз Dungeons & Dragons в 1974 привел к созданию десятков культовых игр. От серий Ultima, Wizardry, Dungeon Master, The Legend of Zelda и Bard’s Tale, до первых релизов Final Fantasy и Might and Magic. В свою очередь, все эти игры про волшебные миры, подземелья и приключения стали основой для множества современных авторов направления.
Пройдет еще десятилетие и фэнтези станет одной из самых популярных тем среди ролевых игр: Baldur’s Gate, серия Elder Scrolls, Planescape и множество других.
Параллельно с этим мир начала захватывать глобальная паутина. Интернет предоставил возможность общаться, находить группы по интересам, окончательно цементируя фэнтези как одного из лидеров художественного направления. В то же время научная фантастика столкнулась с кризисом человечности.
Наука, которая воспринималась как решение всех наших проблем, способ достижения звезд и реализации потенциала человечества, начала терять свой шарм. Жанр научной фантастики больше не олицетворял надежду, а угнетал будущим "Бегущего по лезвию". Вместо решения проблем, наука предстала их началом, оружием, уничтожившим Землю в сотнях и тысячах воображаемых вселенных.
Источник вдохновения для дизайнеров, физиков, инженеров, архитекторов и художников, обернулся ядовитым кубком. Энергия атома больше не инструмент освоения космоса, а экологический кошмар и глобальная угроза. Интернет больше не чудо для всех сфер жизни, а минное поле, где социальные сети вытягивают силы и случайная ссылка может привести к цифровому заражению. Мы добровольно отдаемся в рабство смартфонам, а маячащий на горизонте искусственный интеллект пробуждает апокалиптические образы "Терминатора".
Будущее наступило. Мы живем во времена, которые описывали научные фантасты прошлого века. Если для них это было странно и удивительно ... то для нас просто самый обычный день.
Окружив себя обыденными чудесами научной фантастики, сегодня мы тянемся к историям, которые помогают разобраться с нашей человеческой натурой. С эмоциями и отношениями. Мы ищем ответы на ошеломляющие концепции и пытаемся понять — а кто мы такие и как вообще работают люди?
На первый взгляд научная фантастика и фэнтези идентичны, они представляют эскапизм, погружают в миры, едва похожие на наш. Но главную мысль в жанрах сравнить невозможно. Если научная фантастика ставит глубокие социальные вопросы в форме повествования, то фэнтези изучает метафизическое понимание жизни, отражает реальные проблемы абстрактными и мистическими тропами.
Столкновение героя со злым тираном и его армией также реально, как трудный разговор с боссом на работе. Мы не способны прыгнуть в пещеру дракона, отрубить ему голову и выйти на свет в золоте. Но нам по силам окунуться в свое сознание, бросить вызов демонам и принять себя в процессе.
Возможно, "Ведьмак" и "Игра престолов" не раскрывают в нас новые стороны, но духовный и символический смысл фэнтези обеспечивает надежное укрытие в мире, где наука больше не гарантирует безопасность и светлое будущее.
Там, где Mass Effect очерчивает галактическую угрозу, Dragon Age увлекает приземленной авантюрой. Где "Дикая Охота" позволяет сделать глубокий вдох, там Deus Ex наступает на грудь и лишает свободы. Где TESO дарит бесконечные путешествия в красочном Тамриэле, Fallout напоминает о вечных грехах человечества.
Наука не смогла сделать нашу жизнь лучше, значит пора найти спасение в магических мирах. Но придет время, и маятник качнется в другую сторону.
Иллюстрации: KyuYong Eom, Geirrod Van Dyke, Amir Zand, LIGANG ZHENGPRO
- Режиссер "Бамблби" экранизирует роман "Пиранези" Сюзанны Кларк
- Фильм "Милосердие" Тимура Бекмамбетова с Крисом Праттом выйдет в 2025 году
- Дженнифер Лопес ищет робота-отступника в трейлере sci-fi фильма "Атлас" от Netflix