Фэнтези и фантастика — эволюция жанров и причины популярности

Фэнтези и фантастика — эволюция жанров и причины популярности

Помните Скайрим, момент, когда просыпаешься в повозке по пути на казнь? Или обнаженное тело Геральта в ванной. А может быть камеру стазиса, где приходит в себя Линк?

Это вступления одних из самых популярных игр десятилетия. Но помимо признания и любви геймеров, у них есть еще кое-что общее.

Речь идет о сеттинге. Эти игры представляют нам одни из самых богатых фэнтезийных миров. Они полных волшебства, изящных мечей, загадок и монстров, сокровищ и заговоров. Приключения в своем темпе и по своим правилам, с беспрецедентным уровнем свободы и креативности.

И это только верхушка айсберга фэнтези, который за последние тридцать лет уверенно превосходит научную фантастику в популярности.

Это текстовая версия видео, которое можно посмотреть в плеере ниже или на этой страничке.

Формального состязания между двумя жанрами не существует, даже если истоки уходят к началу девятнадцатого века, когда литература вступила в новую эпоху и авторы конкурировали за внимание читателей.

В первые годы становления, фэнтези и научная фантастика не походили на то, что мы воображаем сегодня. Та же история маленькой русалочки или монстра Франкенштейна? Они бесконечно далеки от одиссеи Геральта и галактических приключений Шепарда, как сюжетом, так и взаимодействием с аудиторией.

Сменялись поколения, возникали новые направления, а достижения человека в области науки и техники влияли на искусство и интересы. Оглядываясь на вторую половину прошлого века, можно без труда выделить самый влиятельный жанр из рассматриваемых. Это научная фантастика. Отражающая оптимизм, ослепляющая инновациями и обещая сделать нашу жизнь лучше — жанр по праву называли надеждой человечества. Только научная фантастика уверенно предполагала наличие этого будущего.

Продуманные технологии смешивались с драмой взаимодействия человека и машины. Романы Айзека Азимова, антиутопия Оруэлла, эпичная "Дюна" Герберта и предостережения Рэя Бредбери. Мейнстримный кинематограф взялся за фантастику с опозданием, но подарил нам "Космическую одиссею", "Звездные войны", "Бегущего по лезвию" и десятки других картин, ставших классикой.

Начиная с клипов на MTV, заканчивая первыми видеоиграми — индустрия была заворожена возможностями новых достижений. Практические эффекты, способы монтажа и первые компьютеры оказались живым доказательством пророческих взглядов фантастов.

На фоне прогресса с телевидением, радиоприемниками, портативными плеерами, VHS-кассетами и компьютерами, даже такому титану фэнтези, как "Властелин колец" потребовались долгие годы для популяризации жанра. А в случае с кино большая часть фэнтези представляла собой анимационные фильмы, экранизирующие классические сказки или адаптации. Семидесятые и восьмидесятые подарили нам "Лабиринт", "Бесконечную история" и "Конана" но если взглянуть на количество фэнтезийных премьер, то Голливуд взялся за массовое развитие фэнтези только после эпохальной экранизации Питера Джексона.

Интерактивные развлечения на персональных компьютерах и ТВ-приставках развивались быстрее, чем любая индустрия и жанр фэнтези не обошли стороной. Один только релиз Dungeons & Dragons в 1974 привел к созданию десятков культовых игр. От серий Ultima, Wizardry, Dungeon Master, The Legend of Zelda и Bard’s Tale, до первых релизов Final Fantasy и Might and Magic. В свою очередь, все эти игры про волшебные миры, подземелья и приключения стали основой для множества современных авторов направления.

Пройдет еще десятилетие и фэнтези станет одной из самых популярных тем среди ролевых игр: Baldur’s Gate, серия Elder Scrolls, Planescape и множество других.

Параллельно с этим мир начала захватывать глобальная паутина. Интернет предоставил возможность общаться, находить группы по интересам, окончательно цементируя фэнтези как одного из лидеров художественного направления. В то же время научная фантастика столкнулась с кризисом человечности.

Наука, которая воспринималась как решение всех наших проблем, способ достижения звезд и реализации потенциала человечества, начала терять свой шарм. Жанр научной фантастики больше не олицетворял надежду, а угнетал будущим "Бегущего по лезвию". Вместо решения проблем, наука предстала их началом, оружием, уничтожившим Землю в сотнях и тысячах воображаемых вселенных.

Источник вдохновения для дизайнеров, физиков, инженеров, архитекторов и художников, обернулся ядовитым кубком. Энергия атома больше не инструмент освоения космоса, а экологический кошмар и глобальная угроза. Интернет больше не чудо для всех сфер жизни, а минное поле, где социальные сети вытягивают силы и случайная ссылка может привести к цифровому заражению. Мы добровольно отдаемся в рабство смартфонам, а маячащий на горизонте искусственный интеллект пробуждает апокалиптические образы "Терминатора".

Будущее наступило. Мы живем во времена, которые описывали научные фантасты прошлого века. Если для них это было странно и удивительно ... то для нас просто самый обычный день.

Окружив себя обыденными чудесами научной фантастики, сегодня мы тянемся к историям, которые помогают разобраться с нашей человеческой натурой. С эмоциями и отношениями. Мы ищем ответы на ошеломляющие концепции и пытаемся понять — а кто мы такие и как вообще работают люди?

На первый взгляд научная фантастика и фэнтези идентичны, они представляют эскапизм, погружают в миры, едва похожие на наш. Но главную мысль в жанрах сравнить невозможно. Если научная фантастика ставит глубокие социальные вопросы в форме повествования, то фэнтези изучает метафизическое понимание жизни, отражает реальные проблемы абстрактными и мистическими тропами.

Столкновение героя со злым тираном и его армией также реально, как трудный разговор с боссом на работе. Мы не способны прыгнуть в пещеру дракона, отрубить ему голову и выйти на свет в золоте. Но нам по силам окунуться в свое сознание, бросить вызов демонам и принять себя в процессе.

Возможно, "Ведьмак" и "Игра престолов" не раскрывают в нас новые стороны, но духовный и символический смысл фэнтези обеспечивает надежное укрытие в мире, где наука больше не гарантирует безопасность и светлое будущее.

Там, где Mass Effect очерчивает галактическую угрозу, Dragon Age увлекает приземленной авантюрой. Где "Дикая Охота" позволяет сделать глубокий вдох, там Deus Ex наступает на грудь и лишает свободы. Где TESO дарит бесконечные путешествия в красочном Тамриэле, Fallout напоминает о вечных грехах человечества.

Наука не смогла сделать нашу жизнь лучше, значит пора найти спасение в магических мирах. Но придет время, и маятник качнется в другую сторону.

Иллюстрации: KyuYong EomGeirrod Van DykeAmir ZandLIGANG ZHENGPRO

45 Комментариев

  • Комментарий скрыт. Показать

    Помните Скайрим, помните Ведьмак... Помните Шепард в космосе погибал?

    15
  • GroMoGlas
    Комментарий скрыт. Показать

    Причина проста: реальность настолько дермова, что любая альтернатива, пусть даже выдуманная, кажется раем.

    10
    • orsa
      Комментарий скрыт. Показать

      @GroMoGlas, Неа, реальность совсем не дерьмова. А желать разнообразия впечатлений - это в природе человека.

      п.с. статью ниасилил

      7
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @GroMoGlas,
      Да нет реальность такова какая есть)
      Это просто человек , по своей сути, очень пресный)

      7
    • Rein0451
      Комментарий скрыт. Показать

      @GroMoGlas, у кого какая реальность. По мне так она вовсе не скучная, а полна загадок и интересных событий.
      Согласен с тем, что люди любят эскапизм.
      Еще пауэр фентези.

      2
    • GroMoGlas
      Комментарий скрыт. Показать

      @Rein0451, расскажите о себе, как вам удается видеть загадки мироздания в несовершенстве политического строя и острой классовой диссоциации?

      0
    • Rein0451
      Комментарий скрыт. Показать

      @GroMoGlas,
      у меня свой вид эскапизма, который проявляется в виде интереса к научной литературе.
      Вот недавно решил начать читать "Хаос" Глейка

      2
  • Scotina
    Комментарий скрыт. Показать

    Арты для любителей сай-фая)

    12
  • Beaten_pixel
    Комментарий скрыт. Показать

    Красный цвет против зеленого! Больница против милиции! Что лучше, туфли или кроссовки?

    Фентези и научная фантастика — разные обертки. Содержание может быть вообще любым, как и поднимаемые вопросы в каждом отдельном произведении. Как можно вообще пытаться их противопоставить?

    11
  • Комментарий скрыт. Показать

    Я прошу прощения, видео еще не смотрел.
    Вопрос: что происходило с этими жанрами после шестидесятых прошлого века?
    Просто кино и игры - я не уверен, что это развитие литературных жанров, это вторичные по отношению к тексту вещи.

    2
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @Abby, после 60-ых был значительный всплеск научной фантастики, благодаря космической гонке, сериалам вроде Звездного Пути, комиксам и в целом оптимистичному взгляду в будущее на фоне роста американской экономики, которая начала активно экспортировать свою культуру на остальной мир.

      У фэнтези дела тогда были хуже, Властелин колец еще не стал таким же культовым, DnD еще не сформировали фундамент для упрощенного создания фэнтезийных миров. Только ближе к 80-ым фэнтези стал значительно укрепляться

      1
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen, китайскую фантастику читали? Лю Цысинь, Кен Лю. Переводы на русский норм?

      0
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @Abby, Читал на английском, не мое. У китайцев очень специфическая фантастика со своими представлениями, которые мне просто не нравятся. А еще имена — я постоянно путаю имена персонажей :)

      0
    • Flame225
      Комментарий скрыт. Показать

      @Abby, в 60ые-70ые годы был расцвет жанра фэнтези. Ранее к этим годам выходили такие представители жанра как "Властелин колец", "Хроники Нарнии", "Конан". Например, когда выходила трилогия профессора Толкина, она сразу же создала вокруг себя довольно бурный ажиотаж, её раскупала как молодёжь, так и взрослые, издательства конкурировали между собой, чтобы продавать книги в богатых твёрдых обложках, в Америке были даже "пиратские" издания по 75 центов в мягкой обложке, что так же повлияло на рост аудитории фэнтези. В последствии, кстати, когда профессор обратил внимание на этих "пиратов" и попросил фанатов не покупать у них книги за 75 центов, а брать нормальное издание за 100, само издательство обратилось к Толкиену за лицензией, ибо "Властелин колец" продавался у них как горячие пирожки :) Всё это повлияло на жанр, позднее случился бум настольных ролевых игр, где фэнтези как сеттинг быстро обратил на себя внимание. На данный момент сила фэнтези в литературе имеет больше угасающий характер, влияние на жанр фэнтези мэтров литературы сохраняется, но прежнего бума популярности нет. В играх всё намного лучше.

      НФ в 60ые годы тоже успешно развивалась, как и написал @Cohen, на это во многом повлияло развитие науки и взглядов того времени, оптимистичный взгляд на будущее. В последствии, в 80ые годы, жанр быстро мутировал, я бы даже сказал эти мутации были доброкачественными для литературы, появляется и актуализируется большое количество поджанров, таких как киберпанк и антиутопия. Но, конечно, это связано с тем, что оптимистичный запал науки сошёл на нет, характеры героев НФ стали маргинализироваться, тон стал более мрачным и приближённым к реальности. И такие изменения можно наблюдать и сейчас, когда НФ снова взяла новый курс, например стало очень популярно течение повествующее об экспансии космоса и о взглядах куда-то за границы привычного. Всё ещё не так оптимистично, как в 60ые, но вернулся интерес к будущему, где возможна надежда. Во многом, конечно, на это повлияла наша современная жизнь с быстрыми технологиями и коммуникацией, НФ проще быть более актуальной, учитывая так же и то, что некоторые вещи, придуманные футурологами и фантастами, в некотором виде есть у нас сегодня.

      1
  • Комментарий скрыт. Показать

    Знает кто, есть ли возможность посмотреть всех художников с artstation по алфавиту?
    P.S. А то выкачал более 2000 авторов, хотелось бы увидеть всех, так как многих наверняка пропускаю.

    0
    • Sanchez
      Комментарий скрыт. Показать

      @prochika, на Artstation сотни тысяч пользователей с профилями. Все цифровые художники планеты, которые чего-то стоят и дети, которые просто в Пэйнете что-то калякают. Как вы собираетесь их всех просмотреть?) Там единственный вариант это только раздел Tranding и смотреть на кого подписаны топовые художники.

      1
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Sanchez, я сейчас так и делаю, смотря тех, на кого кто-то подписан. И встречается все меньше и меньше новых художников. Итого, кажется, что там в основном делают контент от силы тысяч 5 людей.

      0
    • Sanchez
      Комментарий скрыт. Показать

      @prochika, да так примерно и есть. То есть вы хотите всех их добавить?) Ну могу искренне без сарказма пожелать удачи.

      0
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Sanchez, месяц и будет готово) А то я локти кусал, когда закрылся CGHub. Столько работ в закладках у меня было. Многие художники перенесли свои работы на другие площадки, но также многие начали свои страницы на deviantart и artstation с чистого листа. В итоге огромное количество работ были потеряны. Сейчас я такой ошибки не допущу)

      0
    • Sanchez
      Комментарий скрыт. Показать

      @prochika, хм, а можно внаглую попросить ссылку на ваш профиль на Artstation?

      0
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Sanchez, я не подписываюсь на художников. У меня просто куча скаченных папок с ником каждого из них. Просто добавляю ник в ссылку и вуаля)

      1
    • Sanchez
      Комментарий скрыт. Показать

      @prochika, понял, спасибо, потому что я подписан буквально только на десяток художников, которые занимаются обучением скульптингу.

      0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Видео посмотрел, с посылом согласен. Фантастика = антиутопия и всякий пессимизм. Фентези = эскапизм и поиск новых гуманистических идеалов.

    1
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Abby,
      Да нет.
      Фантастика, наоборот задаёт вопросы, глобальные, с предростережениями и прочим. Что кстати может многим не понравится.
      Фентази же это отдых , и в основном задаётся вопросами отношения людей и личностей.

      1
    • Flame225
      Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, отдыхать можно и читая НФ, так же она не обязана гнаться за глобальными проблемами. Может спокойно рассказывать личностные истории, например, как мгновенная коммуникация может повлиять на жизнь отдельного человека, или что делать, если твою работу отдали роботу, в таком духе. Обратное этому справедливо и фэнтези, там так же могут быть глобальные проблемы: от экологии до проблем с национальной памятью или неприятием других рас/существ/наций. Всё зависит от конкретного произведения, а не от жанра. Если уж и говорить о явных отличиях, то НФ лучше предсказывает будущее (хотя это сомнительное достижение), а фэнтези лучше погружает в эскапизм.

      0
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Flame225,
      Не ну это понятно, что фантастика бывает разная.
      И она даже не предсказывает будущее, а определяет логические векторы развития и проблем.

      0
    • Комментарий скрыт. Показать

      Мне вот думается, что виртуальные миры, кроме прочего, привлекают тем, что в них совершенно точно есть Творец. Это успокаивает.

      0
  • Scotina
    Комментарий скрыт. Показать

    А это для любителей фентази)
    И сравните одно и другое)

    0
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, ну ты выбрал ) в фэнтези мрачнухи и всяких хорроров тоже полно )

      интересно кстати, на какую тему больше артов

      2
    • Flame225
      Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, при чём тут SW и Nier?

      0
    • Sanchez
      Комментарий скрыт. Показать

      @Flame225, он совершенно точно считает, что Звёздные войны это фэнтАзи, видимо Nier туда же относит, а может просто не играл никогда и не знает что это такое. У него очень специфические вкусы и представления об играх.

      @Cohen, по моим субъективным наблюдениям, а я тоже очень часто посещаю Artstation и вообще люблю искать всевозможный арт, фэнтези арта больше. Это ведь и логично, что более востребовано, то и рисуют. Фэнтези игр больше - ммо больше, ролевых игр больше, все сверхпопулярные МОБЫ. И девушек в артах рисуют гораздо больше нежели мужчин. И на том спасибо.

      0
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Flame225,
      @Sanchez,
      Это больше фентази. Кто бы чего там не доказывал.
      Практически 90% японских игр, это фентази.
      Из известного можно выделить тока Резидент, он единственный на фантастику НП похож.

      0
    • Sanchez
      Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, Evangilion и какой-нибудь Hellsing, наверное тоже фэнтАзи, потому что аниме? Ну хоть Ghist in the Shell хотя бы не фэнтАзи?

      0
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen,
      Я часто лажу на АртСтейшене и могу сказать что Фентази разное но Дарк фентази или насилие, всё же не преобладает.
      Люди любят или красивые пейзажи или Персонажей красивых. В отжельную тему выделить конечно приходится Азиатов, они просто помешаны на сиська размера более 5.
      Фентази в основном подымает тему отношения людей и личностей и естественно если упор на что-то более положительное то мы имеем ЛОТР ,если упор на драму то имеем GoT.
      Чисто фантастики ,конечно меньше. Но там всего куча, не тока фантастики и фентази, очень много работ на игры и кино.
      @Sanchez,
      Я как бы про игры сказал. Ну а так да я ж сказал 90%. Есть ряд вещей с большим упором на НФ, Но их значительно меньше нежели этого специфического видения фентази у Японцев.
      Та же Ниир очень специфическая смесь фентастики и фентази.

      0
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, да, я тоже больше замечаю яркого фэнтези, мрачного хватает, но оно просто не так превалирует.
      Научная фантастика в этом смысле обычно делится на несколько базовых категорий – ландшафты, роботы/корабли/киборки, космос и "хрен знает что, но выглядит круто" )

      0
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen,
      Очень много реально классных Работ. Спарт, Лакоста, Паскаль Банше и ещё ряд людей. С очень крутыми работами.
      Фентази тоже люблю . Но я люблю качественное фентази, надеюсь после окончания ГоТ нас не заполонит куча трешового фентази чисто с задачей сруба бабла. Что в Кино что в игрострое.

      0
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, У Сида Мида были очень красочные, яркие и позитивные работы по фантастике, собственно, на него многие даже ровнялись в свое время

      0
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen,
      Ну Сид Мид это легенда.
      Да по нему многие равнялись.
      Я читал недавно статью артдиректора по МЕ Д. Уотса , он говорил что они очень сильно вдохновлялись им, Цитадель к примеру на базе его работ как и куча транспорта.
      Кстати его не нашел на Артстеёшоне. Хотя у него очень классные работы.

      0
  • Galactrix
    Комментарий скрыт. Показать

    Люблю и то и другое. :)

    0
  • Scotina
    Комментарий скрыт. Показать

    Самое главное надо понимать, что это скорее всего период такой, что сейчас фентази популярнее. И тут скорее всего заслуга с одной стороны шедевральной экранизации Властелина Колец, и потом не менее шедеврального GoT . Поэтому сейчас наверное и заполонило всё фентази, но тут скорее произойдёт то что происходит всегда, все попытаются набить на этом бабло, и заполонят рынок кучей фентази которое надоест людям)
    Поэтому не кто на фантастику не забивает и на горизонте видны, в первую очередь. "Дюна", "Аватар" (Очень советую не жалеть денег на посещение кинотеатра) , "Старфиелд" , и новый МЕ. ( С киберпанком 2077 пока не уверен, что они хотят сделать но надеюсь всё же с упором на фантастику ).

    0
  • -Al
    Комментарий скрыт. Показать

    Спасибо автору!!

    1
  • StrannikMirow
    Комментарий скрыт. Показать

    Спасибо. Отличная статья - отличное видео.

    0
  • CALLlA
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen, странно, что историю жанров и человечества в целом не упомянул.
    Проблема научной фантастики ещё и в том, что она вполне реальна. Описывает то, что теоретически может случиться. И главное - зарождалась тогда, когда человечество ещё не знало Первой и Второй мировых войн. У человечества был оптимизм, который пропитывает жанр научной фантастики. Но с двумя страшнейшими войнами, которые устроили ад на Земле, с осознанием того, что, например, напалм или ядерная бомба - это детище науки, оптимизма у человечества (и в частности у авторов фантастики) поуменьшилось. Какой-нибудь "Гиперболоид инженера Гарина" Беляева сейчас выглядит просто смешно (серьёзно, лазер - это страшное оружие? Не знал тогда автор о ядерном оружии и представить не мог =\ ).
    На фоне всего этого, классическая научная фантастика выглядит глупо, и сейчас гораздо логичнее смотрится естественная эволюция научной фантастики - мрачный киберпанк или вобще постапокалипсис.

    С фентези проще гораздо. Описываются события, которых не было и не смогут уже случиться. Никак. Даже в рамках одного произведения можно свободно прыгать из крайности в крайность, и глупо и наивно это смотреться не будет.
    И расцвело фентези тогда, когда многие уже решили для себя, что в прямом будущем чего то хорошего и интересного ждать врятли стоит, поэтому лучше смотреть либо назад, либо в параллельный плоскости.

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.