Как раскрывался принцип "меньшего зла" в трилогии игр The Witcher

Как раскрывался принцип "меньшего зла" в трилогии игр The Witcher

Если вы знакомы с "Ведьмаком" только благодаря сериалу Netflix или оригинальным книгам, то обязательно сталкивались с понятием "меньшего зла".

Эту фразу Геральт слышит при входе в Блавикен, где развернулся конфликт между разбойниками под руководством княжны Ренфри и скрывающимся чародеем Стрегобором. Обе противоборствующие стороны пытаются нанять ведьмака, чтобы тот прикончил оппонента, и при этом используют один и тот же аргумент: помогая им, Геральт идет на меньшее зло. Тем не менее, ведьмак не знает, что ему делать, поэтому решает не вмешиваться. Однако за свою неуверенность ему придется заплатить большую цену, что приведет к инциденту, после которого он получит прозвище "Мясник из Блавикена".

Оригинал публикации: PCGamesN

Эта история служит основой для размышлений о морали во вселенной The Witcher: Геральт пытается оставаться беспристрастным в мире, который зачастую выкручивает ему руки. Несмотря на то, что в The Witcher упор делается на классические сказки, моральный выбор никогда не делится на черное и белое. Такой подход не ограничивается сериалами и книгами, поскольку играет ключевую роль в дизайне игровой трилогии CD Projekt RED.

Один из самых интересных примеров такого принципа — событие на окраине Вызимы в первой части The Witcher. Геральту рассказывают историю о таинственной адской гончей, которая изводит деревушку неподалеку, а местные жители в ее появлении винят ведьму Абигайл. Поначалу герой пытается сохранять нейтралитет. Но когда появляется толпа, пытающаяся казнить девушку, игрок может принять окончательное решение — вмешаться или остаться в стороне.

Как и в первоисточнике, здесь нет единственно верного или ошибочного решения. Есть достаточно доказательств, позволяющих сделать кое-какие выводы и понять, что виновной можно назвать любую сторону.

Например, Одо, богатый купец и один из наиболее влиятельных людей из толпы, обвиняет Абигайл в смерти его брата, утверждая, что та его околдовала. Но ведь это не объясняет, как именно Одо смог одолеть своего брата, который был намного сильнее его. Или то, что в его саду растут эхинопсы (плотоядное растение, которое в соответствии с бестиарием произрастает только в тех местах, где были совершены ужасные преступления).

В The Witcher 2: Assassins of Kings эта тема развивается еще глубже. Игра начинается с того, что Геральт с неохотой поступает на работу к королю Фольтесту, которого он спас от таинственного убийцы в конце первой части. Впрочем, когда группа ассасинов, нанятых Нильфгаардом, все-таки убивает Фольтеста, то в преступлении обвиняют самого Геральта. Чтобы очистить свое имя, ему приходится самостоятельно расследовать убийство. И вновь гроза монстров оказывается в неловкой ситуации. Несмотря на то, что он действует из своих интересов, его решения окажут огромное влияние на остальной мир. Он может оказать помощь правителям северных королевств и избежать последствий заговора Нильфгаарда, пытающегося подорвать порядок в регионе.

Возможно, лучше всего это отражается во второй главе по пути Вернона Роше. Игрок должен решить, позволить ли Роше убить короля Хенсельта, виновного в смерти людей Вернона.

Если Геральт позволит этому произойти, то он будет причастен к беспорядкам, которые произойдут в Каэдвен, чем могут воспользоваться остальные королевства. Но если он пощадит Хенсельта, есть вероятность, что ему удастся избежать наказания, после чего тот совершит куда более жестокие и дестабилизирующие действия. Как именно вы отреагируете на это, зависит от вашего мировоззрения. Ничего не скажете и закроете глаза на акт цареубийства? Или вмешаетесь и возьмите на себя груз ответственности за более жестокие действия?

Во многом благодаря необходимости принятия подобных моральных решений игры The Witcher получаются столь увлекательными. И The Witcher 3: Wild Hunt — не исключение. Квесты третьей части зачастую ставят игроков в ситуации, из которых невозможно выйти победителем, в которых нейтралитет попросту невозможен, но "меньшее зло" по-прежнему имеет далеко идущие последствия для всех участников конфликта.

Например, на локации Шепчущий Холм вы встретите духа, который попал в ловушку древнего дерева. Местный охотник просит вас убить его, обвиняя в нескольких смертях в деревне Штейгеры. Но оказывается, что дух — противник ведьм с Кривоуховых болот. Он заявляет, что если вы его убьете, то больше никто не сможет спасти невинных детей от Хозяек леса. Независимо от принятого решения будут ужасные последствия: Геральту попросту не удастся всех спасти, и ему придется взвесить все за и против.

События книг предрасполагают к тому, что Геральт должен быть бесстрастным убийцей с каменным лицом, что связано с предполагаемым побочным эффектом мутаций ведьмака, через которые он прошел в детстве. Но еще никогда этого не было видно. Он постоянно вмешивается в конфликты и вынужден принимать невыносимые решения.

Вопросы морали очаровывали философов на протяжении тысячелетий. Сегодня те же самые вопросы побуждают вступать в дебаты поклонников Ведьмака. 

Кажется, пора снова установить The Witcher 3.

Скриншот в шапке: Cloud27021988

50 Комментариев

  • Комментарий скрыт. Показать

    Одна из главных причин, почему серия игр стала культовой.

    14
  • chaotic_neutral
    Комментарий скрыт. Показать

    Как я люблю описывать игры ведьмака для ньюфагов: "Тут редко бывает выбор между хорошим и плохим. Почти всегда выбираешь между говном и говном." (с)
    Была такая хрень с квестом где из башни можно вынести потроха. Я и повёлся(

    10
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @chaotic_neutral, хорошее описание, подходит и для жизни :)

      11
    • chaotic_neutral
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen, только в жизни нельзя загрузить сейв и поменять выбор)

      0
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @chaotic_neutral, ведьмак учит нас что люди чаще бывают монстрами, а жизнь учит принимать последствия решений без возможности загрузиться :)

      1
    • chaotic_neutral
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen,
      - Серебряный для монстров. Стальной для людей?
      - Оба для монстров.
      (с)

      10
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen,
      На самом деле нет.
      Жизнь бьёт всеми цветами радуги.
      Она АБСОЛЮТНО не серая. В ведьмаке3, одна из причин почему мне не нравятся квесты, это именно то что разрабы почему-то решили сделать всё однотонно серым, поэтому и весь смысл пропадает в идеалогии, т.к. спрошная серость, какой бы ты вариант не взял.

      0
    • VoVaNag
      Комментарий скрыт. Показать

      @Cohen, я бы добавил (из собственного опыта игры в ведьмака), что выбор не всегда важен и первое решение принятое - самое верное. Перезагружая сохранения и пробуя что-то другое, желая лучшей концовки - видел что хорошего не больше чем в первом варианте.
      К удивлению, прошел игру где в конце Цири стала ведьмачкой. Хотя я полагал, что стать императрицей Нильфгаарда для нее лучшая участь, чем скитаться всю жизнь ведьмаком. А потом оказалось что это считается самой лучше концовкой.

      Кстати, из-за подобных подходов Редов жду Киберпанк 2077. Хотя тематика киберпанка и не нравится, сама игра от студии и то, что они туда преподнесут мне кажется уникальным.

      1
    • Flame225
      Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, на самом деле да.
      Попробуй смешать все цвета радуги или их комбинации. Получится серый или приближённый к белому цвет. Можно получить вообще чёрный. Аддитивный и субтрактивный способы смешения. А что же у нас между белым (аддитивный) и чёрным (субтрактивный) цветом? :) Конечно же серый!
      Поэтому комментарий про серость абсолютно справедлив, ибо в теории он может сочетать в себе все цвета "жизни", в этом и есть смысл - принятое тобой решение может быть хорошо для тебя, но плохо для другого, всегда с плюсом есть минус, и так далее.

      1
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina,

      В ведьмаке3, одна из причин почему мне не нравятся квесты, это именно то что разрабы почему-то решили сделать всё однотонно серым, поэтому и весь смысл пропадает в идеалогии, т.к. спрошная серость, какой бы ты вариант не взял.

      Ты просто невнимательно играл. Там все варианты есть. Часть квестов с выбором между злом и еще большим злом. Часть с выбором между "жили долго и счастливо", "в целом нормально" и "все плохо". И просто линейные мини-квесты. Даже концовки истории Геральта из Ривии различаются со множеством вариаций состояния окружающего мира. А вот в книгах да, там окончание цикла - одно большое разочарование. Единственный недостаток The Witcher 3 (сугубо мое субъективное мнение) - одинаковые лица второстепенных/вспомогательных NPC, хотелось бы разнообразнее (а не так, что они все как близнецы-братья). Ну и открытый мир, чтобы был более живой, как в Red Dead Redemption 2. Надеюсь, когда-нибудь CDPR выпустят Ведьмак 4 с новым героем или сюжеты книг перенесут в игры (т.к. история Геральта логично завершена) с учетом исправлений недочетов предыдущих частей. Чтобы вышла еще более шедевральная игра.

      1
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @H3BO3,
      Там есть варианты. Есть плохо и хорошо.
      Но Там просто очень много серости. Квест Барона не однозначен, Квест в котором решается судьба севера не одназначен , квест о спасении магов не однозначен.
      Однозначно где есть норм выбор, это связано с Цири, Керис Ан Крайт, с Кейрой Мец.
      Насчёт же одинаковых лиц, ну, это терпимо, т.к. во многих играх больших это есть.
      Ведьмак-4 или в той вселенной мне интересно токо игра о Цири . У неё просто там огромный задел на будущее с её способностью перемещаться между мирами.
      Но тут надо чтобы Киберпанк 2077 был финансово успешным, надеюсь у них получится.

      0
  • Armageddon
    Комментарий скрыт. Показать

    Спасибо, установил. В этот раз на свич

    2
  • Комментарий скрыт. Показать

    На отсутствии подобных моментов прогорел Масс Эффект 3, где можно просто тыкать в верхнюю реплику и наступает солнце, кролики и радуга.
    Отпускаете террористов? Они ничего плохого не делают, приходят на помощь в войне.
    Излечиваете кроганов, что прославились своей агрессией и невероятными масштабами насилия? Начинают отстраивать цивилизацию.
    Ну и чтоб пост не тянуть, таким же образом решаются проблемы рахни, гетов с кварианцами.

    3
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Heavius,
      Неа, не наступает, Кролики и радуга.
      Ты просто наверное не играл в МЕ-3.

      1
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, трижды прошёл. Как иначе я бы знал об итогах квестов?
      Батарианцы с х-95 попросту перестают быть террористами и приносят больше очков готовности.
      Живой Рекс (с уцелевшим лекарством) разворачивает историю и культуру кроганов на 180.
      Геты мирятся с кварианцами и дают больше очков, чем возвращение кварианцам их планеты/истребление последних гетами.
      Рахни выжили? Больше очков готовности и никого они не съедят, внезапно становятся мирными.
      И ладно, очки очками, вдруг хоть сцены в конце игры что-то негативное подразумевают? Нет, все дружно берутся за руки и живут счастливо.

      1
    • diN
      Комментарий скрыт. Показать

      @Heavius, Но при этом есть куча моментов где ни чего не сделать, чтобы спасти персонажа. Я уж молчу про перемирие кварианцев и гетов. Там вообще супер не очевидно что нажимать и не в стиле правого переднего диалога. Вроде жмешь запуск чего-то там, один раз продолжаешь, а потом говоришь остановить, какой-то такой бред.

      Я первый раз когда проходил у меня кварианцев обиделись и в супер тильте сидел ибо так тупо вышло, что ты не как не мог их померить(как мне казалось, пока я не перезагрузился кучу раз и не нашел этот способ).

      1
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Heavius,
      Если ты не спас Рекса, не спас Результаты исследований подопечного Мордина, то Хорошего абсолютно финала в данной ветке не будет.
      Так же и с Гетами и Кварианцами, если ты их не помирил во второй части, то не будет хорошего в 3-й.
      И так далее и т.д. и т.п. .
      В ведьмаке же, ну по крайней мере у меня, настоко задрала эта серость, шо я тыркал наугад реплики уже с середины прохождения игры.

      1
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, все эти спасения - нажать вправо-вверх два раза. Моя мысль в том и была, что все эти счастливые концовки вытекают из пары парагонских решений, а ничего негативного никогда не происходит. Ренегату же достаются максимально скверные последствия, порой совсем из ниоткуда. По итогу игрок бездумно долбит вправо-вверх три игры подряд без доли сомнений, а это для рпг - гроб. Первый и второй ME реагировали на решения интересно, а третий становится абсолютно чёрно-белым.

      1
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Heavius,
      Ну вот просто пример Кроганско-Турианской Арки.
      Ты можеш сделать всё тип-топ , т.е. Рекс жив, Ева жива, генофаг побеждён, Кроганы выберут путь скорее всего благородных воинов, с регулирование численности рождаемости , но печалька в том Что Мордин Умерает
      Другая ветка, Рекс мертв, Ева мертва, Урднов Рив, упоротый мелитарист, скорее всего создаст очередные войны кроганские.
      Другая ветка Рекс мёртв, Ева жива, Мордин Мйртв, Ева попытается его усмирить
      Другая ветка, Рекс Мёртв, Ева Мертва , Мордин жив, его удалось убалтать шоб он сделал диверсию, не сильно увеличив рождаемость.
      Поэтому ты наверное просто не в курсе этого и вариативности) Есть там всё, и розовые облака, и серость и темнота.

      2
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, как наличие этих вариантов противоречит моему высказыванию о том, что самый лучший итог достигается кликом вправо-вверх пару раз?
      В курсе, я для чего игру столько раз проходил? Как раз смотрел, чего можно достигнуть разными способами. Получается, что выбор парагона в 99.9% случаев приводит к счастливому концу, а это скучно.

      1
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Heavius,
      Тем что кликать вверх, не всегда поможет, если не соблюдены условия первых двух частей.
      Ну и самое главное, ну его нафиг о глубине диалоговой системы Ведьмака-3 если практически во всей игре почти везде 2 варианта ответа.

      1
    • Комментарий скрыт. Показать

      @Scotina, и эти условия - делать парагонские выборы и в первых двух играх. Игрока как собаку Павлова приучивают к единственному верному решению.
      Ведьмак хоть и не самая вариативная игра, зато когда эти самые варианты есть, над ними приходится думать, взвешивать "за" и "против". Так что если ставить трилогию МЕ против Ведьмака, у меня Ведьмак перевесил бы при всех своих проблемах и недостатках. Если отдельные игры, то МЕ1 > В1, МЕ2 < В2, МЕ3 <<< В3.

      1
    • Scotina
      Комментарий скрыт. Показать

      @Heavius,
      Да нет, не к чему не приучают.
      Это просто система парагон-Ренегат.
      Её специально Биовар придумала к жанру экшен РПГ.

      1
    • Flame225
      Комментарий скрыт. Показать

      @Heavius, да, с этого колеса выборов в своё время знатно хихикали люди. Ошибка не сценаристов, а скорее дизайнеров, уж слишком легко вычислить самый светлый и хороший вариант в ME. Не пойму, зачем они отказались от привычного дизайна для диалоговой системы, например как в Ведьмаке, как в KotOR, как в DA:O в конце концов, где можно и больше двух реплик основных вставить, и расстановка "хороший/плохой" там не считается никогда, потому что текст надо читать. Помню ещё в противоречивой Dragon Age: Inquisition пытались эту дизайнерскую проблему решить, добавили больше вариантов, но там всё испортила другая фигня из DA2, где некоторые важные варианты прямо подсвечиваются конкретными эмоциями xD

      2
  • scandall
    Комментарий скрыт. Показать

    Хочу пройти уже до конца третью часть с DLC, но без этой унылой боевкой, что есть в оригинальной игре. Ребят, какой из множества модов делает игру реально интересной в части боёв/механик игры, но при этом не превращает в дрочильню выживальщика, не подскажете ?

    1
    • Комментарий скрыт. Показать

      @scandall, единственный мод - School of roach, другие не припомню.Там не только боевка, но почти каждый аспект игры переделан

      1
    • Комментарий скрыт. Показать

      @scandall, Witcher 3 - Enchanced Edition. Убирает уровни у мобов, предметов и самого Геральта. Прокачка умений как в Скайриме - использованием, можно выучить абсолютно все перки и работать они будут одновременно. Делает игру всяко интересней, но сложный до скрежета зубов, да.

      1
    • scandall
      Комментарий скрыт. Показать

      @Heavius, @hajbik, спасибо,ребят. Буду читать.

      0
  • Galactrix
    Комментарий скрыт. Показать

    Есть одна вещь, которую я не прощу Редам. Это слив концовки второго ведьмака за Вольный Верген. Эту концовку раскрывают в дурацком комиксе, который признан каноном. В нем ведьмак просто уходит. Т.е. потеряна сама суть Геральта. Да он вилами в живот в итоге получает именно потому, что не может "просто" уйти. Такие дела.

    3
    • Flame225
      Комментарий скрыт. Показать

      @Galactrix, там же в основном поясняют за Йорвета и Саскию, как у них сложилось, ведь в том же В3 о них информации с гулькин нос. Концовка в игре вполне завершена.

      1
  • Комментарий скрыт. Показать

    то вы обязательно сталкивались с понятием "меньшего зла"

    "Меньшее зло" - это и в реале постоянно присутствует (выбор из 2 зол).

    Кажется, пора снова установить The Witcher 3

    А я The Witcher 3 и не удалял. Так и лежит на жестком диске после 3 прохождений. Вообще серия игр Ведьмак - одна из лучших, в которые я когда-либо играл. Приятных впечатлений масса на годы. В сочетании с книжной серией. Забыть бы это и заново все пройти, как в первый раз.

    1
  • Yndex2017
    Комментарий скрыт. Показать

    Мне кажется тут больше не о чем не пишут, только о Ведьмаке и СД проекте, уже скучно

    2
  • pokemon
    Комментарий скрыт. Показать

    Арканум лучше опишите, вот там и моральный выбор, и классовая ненависть, и дискриминация по половому признаку и все это в красивой элегантной обвертке. Играешь бабой - тебя не уважают, хотят трахнуть и общаются как с грязью, играешь орком - тебя боятся, ненавидят и общаются как с дауном, играешь эльфом - тебя ненавидят дварфы, играешь дварфом тебя ненавидят эльфы, играешь магом тебя ненавидят техники, играешь техником и тебя готовы убить маги за то что у них заклинания "барахлят", разговариваешь с персонажем как с джентельменом, а потом неудачно прожал ответ и уже разговор пошел по зоновским понятиям... и при всем при этом там так же и есть и адекватные добрые люди, и просто нейтральные жители без злого умысла

    7
    • Noozie
      Комментарий скрыт. Показать

      @pokemon, арканум - одна из великих рпг, на ровне с плэнскейп:тормент, фоллаут 1-2, врат балдура. Действительно, отыгрышей в арканум очень много.

      2
    • CohenCohen
      Комментарий скрыт. Показать

      @Noozie, арканум — трижды да! Одна из моих любимы RPG

      2
    • Комментарий скрыт. Показать

      @pokemon, вот только графика в играх типа Baldur's Gate устарела за годы. Там бы перезапуск не помешал и чтобы без изометрии, в нормальном 3D, как в The Witcher 3 или RDR2 было. Фантазирую конечно (ибо это невозможно), но было неплохо, если бы Rockstar, CDPR, From Software и другие студии, которые делают самые лучшие игры, когда-нибудь объединились и сделали бы самую совершенную игру в истории человечества с продвинутым открытым миром, крутой графикой, отличной музыкой, вариативным геймплеем, нелинейным повествованием, хорошо прописанными персонажами и офигенным сюжетом со множеством концовок. С другой стороны такая игра уже есть. "Жизнь" называется. Режим - только хардкор, сейвов нет)))

      1
    • pokemon
      Комментарий скрыт. Показать

      @H3BO3, Нет, такие игры нельзя переносить в богомерзкую 3D, спасибо уже поели фалаута. Графоний обновить это да, до уровня Дивинити ОС2

      0
    • Комментарий скрыт. Показать

      @pokemon, новые Fallout просто делали не те люди. CDPR бы вполне справились с перезапуском, но это опять же моя пустая фантазия.

      1
    • pokemon
      Комментарий скрыт. Показать

      @H3BO3, Вапше не факт... С таким же успехом можно сказать что и Рокстары могли бы перенести, Близы могли бы, ЕА(госпади нет), Биовары или еще кто. Каждая из игровых компаний не зря существует столько лет, просто современные правила поменялись, кто то постарел и ушел, да и игр в целом стало просто больше и удивить игрока все сложнее и сложнее(ну кроме нуфагов разве что(

      0
    • Комментарий скрыт. Показать

      @pokemon,
      EA сейчас делают одно говно.
      Биовары тоже скатились.
      Близы - что?
      Rockstar - в целом делают отличные игры, но до сюжетов CDPR они немного не дотягивают.
      Так, что да, я полагаю CDPR смогли бы (именно той командой, которая делала The Witcher 3).

      1
    • pokemon
      Комментарий скрыт. Показать

      @H3BO3,
      ЕА всегда шатало, то шедевр, то говно, то середнячок, то игра на десятилетия
      Биовары скатились... и да и нет, я не знаю кто у них там отвечает за разработку, но он какой то неадекват, то дать рискованный проект лучшим разработчикам, то отдать лучшую франшизу каким то ноунеймам
      Близы... близы это близы, это компания которая создает если не лучшие, то одни из лучших игровых вселенных, а не просто сюжет и хотя они не делали полноценных РПГ как те же Биовары, но сам жанр им близок и знаком
      Рокстары... крайне сомнительно что они могли бы выдать хороший продукт в жанре РПГ, выше среднего да, но прям супер нет, это не их специализация, это скорее был бы эксперимент
      CDPR тоже сомнительно, единственную РПГ которую они сделали это был первый Ведьмак, второй и третий это экшн-кинцо, сюжетно это хорише игры, РПешно это плохие игры, ниже уровня Андромеды

      Все эти вещи относительные, меняются люди, люди стареют, у людей пропадает запал, на людей давят иногда, развернутое творческое пространство сужается из года в год и т.д. и т.п. ничего вечно хорошего не бывает и всегда будут взлеты и падения у всех и вся... допустим мне кажется сейчас последняя надежда для РПГ жанра это команда Лариан студия и ноунеймы с кикстартеров

      0
    • Flame225
      Комментарий скрыт. Показать

      @H3BO3, сейчас выходит особое издание с топовыми сRPG, с обновлённой графикой: Beamdog Ultimate Collector's Pack, правда Arсanum туда не входит :(

      Что касается перезапуска, то нет, доверять сRPG From Software или RED'ам я бы не стал. Не потому, что они какие-то не такие разрабы, просто они специализируются на другой области RPG-игр, где уже зарекомендовали себя. Уж лучше пусть этим занимаются Larian или Obsidian, но тут кстати обратная ситуация, им бы я не доверял большие гибридные RPG, даже несмотря на то, что обе студии уже имеют опыт, но выходило у них так себе на мой взгляд (я искренне люблю серию Divinity II: Ego Draconis, но понимаю, что это середняк). Так что пусть каждый занимается своим делом, что RED'ы aсtion/RPG, что Larian жанром в изометрии, все они возрождают RPG (хотя зачем возрождать, если он и не умирал), все работают на одну общую цель.

      0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Что значит пора снова установить The Witcher 3, разве кто то удалял?

    3
  • Комментарий скрыт. Показать

    Момент из сериала вообще не в тему, в книгах всё нормально прописано, в сериале сплошные фейспалмы

    2
  • Craciun
    Комментарий скрыт. Показать

    Меня по смыслу про зло удивила миссия из дополнения Одиссеи. Когда ты стоишь у дерева с трупами. Тебе даётся время на ответы жителям.
    Оказывается, надо молчать.
    Было чувство стыда и зверства.

    0
  • freawertyhn
    Комментарий скрыт. Показать

    а в какой части была резя в Блавикене?

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.