PC-гейминг в Китае: все, что нужно знать о крупнейшем в мире рынке ПК-игр

PC-гейминг в Китае: все, что нужно знать о крупнейшем в мире рынке ПК-игр

Китайская индустрия PC-игр — самая большая в мире. Однако до недавнего времени — перед ростом гигантских корпораций, таких как Tencent, и популяризации Steam среди китайских геймеров — китайский PC-гейминг был загадкой для запада.

С ежегодным ростом влияния Китая на PC-гейминг понимание нюансов устройства китайской игровой индустрии становится все более ценным. Поэтому давайте окунемся в краткий обзор проблем, с которыми сталкивается китайский рынок PC-игр.

Оригинал публикации: PCGamer

Насколько же крупная индустрия PC-гейминга в Китае?

По оценкам компании по исследованию азиатского рынка игр Niko Partners, в 2018 году в Китае насчитывалось 312.4 миллионов PC-геймеров, генерирующих доход на сумму $15.21 миллиардов. По прогнозам Niko Partners, к 2023 году число PC-геймеров составит 354 миллиона — больше, чем население США — и будет приносить доход в $16 миллиардов. Для сравнения, в мире около 90 стран, у которых ВВП ниже.

Китайская игровая индустрия крупнейшая в мире, причем с большим отрывом. Вся игровая индустрия США, включая PC, мобильные и консольные игры в 2018 году принесла доход в $30,4 миллиардов — одна только китайская сцена PC-гейминга равна половине этой суммы.

Большую часть доходов приходится на киберспорт, что не удивительно, если вы знакомы с тем, насколько популярны в Китае соревновательные игры, такие как League of Legends и Starcraft 2. Доход от киберспорта составляет около $6.3 миллиардов (около 41.4% от доходов PC).

Какие PC-игры самые крупные в Китае?

Несмотря на эти цифры, затруднительно назвать даже одну китайскую PC-игру. Отчасти, так как около 60% из этих $15.21 миллиардов приходится на иностранные игры, такие как PUBG и корейские ММО, вроде Dungeon Fighter Online. Несмотря на количество PC-игроков, китайская сцена сосредоточена на free-to-play онлайн тайтлах, которые редко локализуются на английский и не пользуются популярностью за пределами Азии.

Вот некоторые из более крупных PC-игр, сделанных в Китае:

  • Fantasy Westward Journey и Westward Journey 2 — две популярные китайские ММО, вдохновленные классикой китайской литературы "Путешествие на Запад". Любопытно, что обе игры имеют тот же движок и много тех же функций, но различаются в визуальных стилях, рассчитанных на разные аудитории.
  • Ring of Elysium — это разработанный Tencent баттл-рояль, который входит сейчас в число 50 самых популярных игр в Steam.
  • Perfect World — успешная китайская MMO, которая помогла разработчикам Perfect World (да, у них одно и то же название) стать глобальным издателем таких MMO, как Star Trek Online, Neverwinter и многих других.

Это не учитывая популярные в Китае игры, разработанные соседними южнокорейскими компаниями или компаниями из других мест, принадлежащими китайским корпорациям. Такие игры, как Crossfire, Dungeon Fighter Online и League of Legends — безумно успешны в Китае и одни из самых прибыльных игр всех времен.

Почему онлайновые free-to-play PC-игры так популярны в Китае?

Успех free-to-play игр в Китае — отличный пример того, как компании учатся приспосабливаться к уникальным социально-экономическим условиям. Еще в 2000 году Государственный совет Китая запретил продажу консолей и консольных игр, опасаясь того, что они могут сделать с молодежью Китая. По какой-то причине PC-игры были упущены из этого запрета, поэтому у геймеров не было выбора, кроме как играть на PC.

Однако была одна проблема: владеть PC и покупать игры тогда было слишком дорого для среднестатистического китайского геймера. Имейте в виду, что Китай стал экономическим гигантом только в последние двадцать лет. Хоть и не идеальное измерение стандартов жизни, особенно с учетом огромного разрыва в уровне благосостояния обеих стран, ВВП Китая на душу населения в то время составляло менее $3000, а ВВП США на душу населения составлял $36000.

"Сложилось так, что было много пиратства и контрафактной продукции", говорит Лиза Космас Хэнсон, основатель и управляющий партнер Niko Partners. Чтобы выжить, азиатские разработчики придумали новую систему, использующую китайскую интернет-инфраструктуру, так и родилась идея free-to-play игр с микротранзакциями. Это было беспроигрышным вариантом для обеих сторон, поскольку китайские геймеры могли играть в игры по приемлемой цене, а китайские разработчики все еще могли получать прибыль, избегая пиратства.

Почему PC-игры в Китае подвергаются цензуре?

Каждая игра, официально продающаяся в Китае, должна получить одобрение соответствующей правительственной организации. Цензура игр в Китае принимает две формы. Во-первых, игры исследуются на предмет соответствия длинному списку правил. Во-вторых, free-to-play игры и онлайн-игры проверяются на предмет соответствия законам по борьбе с зависимостью и азартными играми, которые включают правила, запрещающие детям играть дольше пары часов в день.

Эти правила и их определения часто меняются, и в настоящее время в Китае нет универсального рейтингового совета, такого как ESRB или PEGI. Каждая игра должна быть подходящей для любой аудитории.

В результате получается список правил, которые иногда легко понять, например, запрещающие насилие и "изображения трупов или луж крови", а иногда ужасно расплывчатые. Например, "все, что нарушает конституцию Китая" и "все, что наносит ущерб общественной этике или культуре и традициям Китая", запрещено.

Почему эти правила применяются, сложный вопрос. Во многом это связано с устаревшими взглядами китайского правительства на видеоигры и все еще распространенным убеждением, что воздействие игр может привить к насилию или характеристикам, препятствующим быть добропорядочным гражданином. Китайское правительство также обвиняет видеоигры в близорукости и других проблемах, связанных со здоровьем.

Помимо видеоигр, коммунистическое правительство Китая изощряется, контролируя поток информации в страну и из страны. Существует файрвол, не позволяющий гражданам Китая получать доступ к веб-сайтам, которые правительство считает плохими, включая Facebook, Twitch и многие другие. Доступ к ним можно получить с помощью VPN, однако пользуется этой возможностью не многие. Контроль содержания видеоигр и их соответствия ценностям правительства (какими бы произвольными они ни казались) — естественное продолжение этого процесса.

Как же тогда в Китае работает Steam?

Это хороший вопрос, на который ни у кого нет ответа (кроме китайского правительства и Valve, разумеется). В течение многих лет Steam представлял огромную дыру в китайском файрволе, позволяя геймерам получать доступ к играм, официально не регулируемым правительством. Для многих китайских геймеров Steam — бесценный портал в мир игр, которые никогда бы не продавались Китае, такие как Grand Theft Auto 5 и Ark: Survival Evolved. Что странно, некоторые функции Steam, такие как сообщества и порнографические игры отключены файрволом. Но практически все остальное разрешено, и никто не может объяснить, почему.

Возможно, китайское правительство согласилось пока не трогать Steam, потому что Valve заключила соглашение с китайской компанией Perfect World, чтобы создать версию Steam специально для Китая. Эта версия, называемая Steam China, будет соответствовать цензуре, что, вероятно, приведет к удалению большинства игр, доступных на ее рынке. Китайские геймеры, естественно, не хотят, чтобы это произошло. Они обеспокоены тем, что, когда выйдет "очищенная" версия Steam China, международная версия Steam со всеми играми будет заблокирована файрволом Китая.

Как обстояли дела с заморозкой лицензирования?

В прошлом году правительство Китая инициировало масштабную реформу своих регулирующих органов, чтобы адаптироваться к быстрому росту индустрии видеоигр. Долгая война между двумя главными в то время регуляторами, Государственной администрацией прессы и публикаций для радио, кино и телевидения (SAPPRFT) и Министерством культуры (MOC), вызывала много напряженности и путаницы. Правительство вмешалось и создало новый регулирующий орган, Государственное управление прессы и публикаций (SAPP), с исключительным контролем над процессом утверждения.

Эта реформа и создание нового регулирующего органа заняли около года, и на это время правительство приостановило утверждение новых игр для продажи. Впервые с 2001 года игровая индустрия Китая сократилась в размерах, и Tencent жаловалась, что потеряла $190 миллиардов рыночной стоимости из-за невозможности продавать новые игры.

К счастью, в начале этого года SAPP начала утверждать игры. С декабря 2018 года SAPP одобрила более 1000 новых игр, и, согласно прогнозам, индустрия PC-игр в Китае восстановится и продолжит расти.

Что насчет инди-игр Китая?

Сцена независимых игр в Китае маленькая и трудная, но скоро это может измениться. Заморозка утверждений 2018 года было потенциально катастрофической для инди-разработчиков, полагающихся на продажи новой игры для оплаты счетов, а процесс утверждения сам по себе является дорогостоящим и длительным.

Поскольку большая часть игровой индустрии Китая завалена киберспортивными и free-to-play онлайн-играми, инди-играм трудно быть замеченными и воспринимаемыми всерьез. Однако это начинает сильно меняться. Такие организации, как China Indie Game Alliance (CiGA), организуют ориентированную на инди выставку WePlay Expo, наряду с другими инициативами в поддержку инди-разработчиков в Китае. В то же время, популярность Steam среди китайских геймеров открывает для них множество игр, в которые они никогда не сыграли бы в ином случае.

Подобно взрыву инди-сцены в 2008 году, инди-игры Китая могут находится на грани собственного возрождения. В последние два года такие инди-игры, как Chinese Parents и Scroll of Taiwu возглавили список лидеров продаж, тогда как кооперативный экшн-игры, такие как Lost Castle оспорили убеждения о том, какие какие игры могут быть успешными в Китае. Подобно тому, как инди-игры произвели революцию в том, как мы играем, покупаем и думаем об играх, индустрия Китая может быть близка к тому же откровению. Но в связи с тем, что Steam вскоре попадет под китайскую цензуру, будущее инди-игр в Китае все еще остается неопределенным. 

Фото в шапке: Annie Spratt 

28 Комментариев

  • Читал у соседей. Познавательная статья.

    2
  • @Galactrix, когда одна страна по масштабу, как половина всей игровой индустрии — становится жутковато

    9
  • @Cohen, страшно когда ты понимаешь, что это касается не только игр

    2
  • @Rainspistols, да, я когда начинаю думать о том, что Китай – это по сути как целый огромный регион производства и сбыта, то осознаю, что такое "самодостаточность".

    4
  • @Rainspistols, Страшно от того что там любят гринд MMO с кучей доната...

    15
  • @Cohen, 99% китайцев никогда ничего не увидят кроме Китая. Но там есть на что смотреть десятками лет даже Китайцам. Я был удивлен, мягко сказанно, когда был в Китае

    @MAX207, там не то что любят его, он как и везде - есть. Просто к играм относятся по другому. Там в игры играют все. Технички, школьницы, богатые люди.

    1
  • @Rainspistols, да и они сейчас очень активно вкладывают во внутренний туризм, инфраструктуру. Китай сейчас покупает больше самолетов, чем кто-либо.

    То что наши власти там бряцают своими достижениями - смешно в сравнении с Китаем

    3
  • Жутко то, как влияют китайские деньги на остальной мир. В War Thunder вышло обновление, содержащее новую игровую нацию - китай. Эта нация включает технику Тайваня. Толком не знаю, какие у них отношения, но из-за бугурта флаг Тайваня был вырезан из игры (игра про историчность против истории). Также из-за Китая разработчики отменили рассказы японских пилотов времен ВМВ (с игровыми ивентами, вроде). Но танк Героя Советского Союза Т-62 №545 в крайне оскорбительной и унизительной для постсоветского народа форме сделали премиумным символом нации в игре и извиняться перед русскоязычной аудиторией никто не собирался. На реддите по тегам есть популярные обсуждения.
    И это только одна игра. Тут вроде писали про всемирную версию Overwatch и т.д.

    1
  • @Digent, и че. Куча игр где в угоду того кто делает или того кто покупает меняются какие-либо вещи.

    @MAX207, практика показывает что это нравится большинству обывателей в мире. Так что не будем разглагольствовать.

    0
  • @ManaBanana, Нравиться, по этому в Британии признали Лутбоксы азартной игрой и будут ограничивать ?? Это не нравиться, лутбоксы и донат это манипулятивная механика, расчитаная на людей среднего возраста и желании выделиться...это не желание игроков, это манипулирование.

    1
  • @ManaBanana, меняются вещи, переписывается история из-за того, что деньги одной группы людей важнее, чем остальной мир.

    Про гринд: в азиатской (особенно китайской) принято доминировать над остальными, неважно в чем. Отсюда огромные уровни через донат/гринд и всякие читы. Жанр ММО идеально подходит для достижения вершины боевых искусств, ой

    0
  • Такое ощущение, что китай - это эксперимент над миллиардом человек "а что будет, если.."
    Тупо одна-восьмая населения планеты с абсолютно другим восприятием мира и отношением к нему

    1
  • @MAX207, эммм..я не говорил про лутбоксы. Микротранзакции бывают разными и они весьма востребованы. Лутбоксы это не основной доход. Манипулирование чем? Может на мерчей пожалуешься из-за того что они манипулируют человеческим выбором в супермаркетах тогда?

    @Digent, всю историю человечества что-то меняется в угоду кого-то. Принимать это или нет - выбор каждого.

    0
  • @Digent, ну в тунде есть много трофейных премов, типа шермана за СССР, американцы тоже должны бугуртить с этого?

    0
  • @Rainspistols, Ты давно в Эрмитаже был?Там их стада просто,и если не в курсе,то китайский тур поток выходит на первые места
    И да,ждусь не дождусь когда выидет стим чаина,ибо китайские игроки по большей части-раковая опухоль.Читаки поголовно почти все

    1
  • @Dendy,

    Такое ощущение, что китай - это эксперимент над миллиардом человек "а что будет, если.."

    Такой же как когда то ссср
    @Mdaos, @Mdaos, стоит учесть что не сам достиг, а с западной накачкой

    0
  • есть серия передач "Открытие Китая" очень понравилась, удивительно но экономического первенства во многих отраслях Китай достиг буквально за 30 - 70 лет...

    0
  • @Noivellet, забей просто. На форуме с этими фанатиками куча споров была и судя по всему им что-то доказывать бесполезно. Оскорбились из-за кучки пикселей, как обычно убеждаешься, что снежинками не только сжв бывают.

    0
  • @ManaBanana, Расскажи это доходам EA у которых 30% это монетизация FIFA...30% дохода компании монетизация в игре за фуллпрайс...не бывает хорошей монетизации в платных играх.
    А уж по типу Runescape моентизация, где продают игровое преимущество временное, где люди тратят по 60.000 $...это манипулирование.
    Мерч чё то не берут да на миллиарды ??

    0
  • @Rainspistols, стереотип. Проживая в Таиланде, общался с дайв мастером, который там живёт уже десять лет.
    Его жена работает в туристическом магазинчике. Который в том числе обслуживает китайцев. Десять лет назад в этот магазин раз в неделю приезжал автобус с китайцами и китайцы оставляли там около тысячи долларов на автобус. Теперь же каждый день приезжает по три четыре автобуса китайцев. И где-то десять- пятнадцать китайцев в день оставляет в магазине по 5-6 килобаксов. Каждый по 5-6 килобаксов. А это только один магазин в Таиланде. В магазине они покупают в первую очередь эти ласточкины гнезда или как их там.

    Китайское экономическое чудо. И это только за 20 лет. Что будет ещё через 20 - страшно подумать.

    0
  • Страна подарившая миру шапки, и лутбоксы.

    0
  • Государственный совет Китая запретил продажу консолей и консольных игр, опасаясь того, что они могут сделать с молодежью Китая. По какой-то причине PC-игры были упущены из этого запрета, поэтому у геймеров не было выбора, кроме как играть на PC.

    В Тайланде и СНГ не запрещена консоль, но народ массово играет на PC, особенно Тайланд.
    Так что нет, Китай и почти вся Азия = PC.

    1
  • Perfect World

    до сих пор тошнит от этого названия, хотя прошло уже 4 года

    0
  • @Windo, вот про Эрмитаж прям по больному)) Я когда этим летом навещал Питер, ходил 2 дня по Эрмитажу. Было ощущение, будто пришёл заценить выставку китайцев...

    @Rainspistols,

    99% китайцев никогда ничего не увидят кроме Китая.

    Значит я видел 1% от всего их населения в Эрмитаже)) А если серьёзно, то вот

    0
  • По сравнению с пк рынком проданные консоли те же 100 лямов как капля в море вообше не о чем ,кот плачет больше какие то вшивые 100 милионов

    0
  • @sss77, ну так весь этот океан и погряз во фритуплейной фигне)

    0
  • @Reym, думаешь не придумай они, другие бы не додумались? просто у них раньше всего наступил такой момент.

    0
  • Да, каждый день мучаюсь с китайским интернетом, стим работает на половину - магазин грузится и качает игры, но профиль и активность заблокированы (только с впн работает)

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.