PC-гейминг в Китае: все, что нужно знать о крупнейшем в мире рынке ПК-игр

Китайская индустрия PC-игр — самая большая в мире. Однако до недавнего времени — перед ростом гигантских корпораций, таких как Tencent, и популяризации Steam среди китайских геймеров — китайский PC-гейминг был загадкой для запада.

С ежегодным ростом влияния Китая на PC-гейминг понимание нюансов устройства китайской игровой индустрии становится все более ценным. Поэтому давайте окунемся в краткий обзор проблем, с которыми сталкивается китайский рынок PC-игр.

Оригинал публикации: PCGamer

Насколько же крупная индустрия PC-гейминга в Китае?

По оценкам компании по исследованию азиатского рынка игр Niko Partners, в 2018 году в Китае насчитывалось 312.4 миллионов PC-геймеров, генерирующих доход на сумму $15.21 миллиардов. По прогнозам Niko Partners, к 2023 году число PC-геймеров составит 354 миллиона — больше, чем население США — и будет приносить доход в $16 миллиардов. Для сравнения, в мире около 90 стран, у которых ВВП ниже.

Китайская игровая индустрия крупнейшая в мире, причем с большим отрывом. Вся игровая индустрия США, включая PC, мобильные и консольные игры в 2018 году принесла доход в $30,4 миллиардов — одна только китайская сцена PC-гейминга равна половине этой суммы.

Большую часть доходов приходится на киберспорт, что не удивительно, если вы знакомы с тем, насколько популярны в Китае соревновательные игры, такие как League of Legends и Starcraft 2. Доход от киберспорта составляет около $6.3 миллиардов (около 41.4% от доходов PC).

Какие PC-игры самые крупные в Китае?

Несмотря на эти цифры, затруднительно назвать даже одну китайскую PC-игру. Отчасти, так как около 60% из этих $15.21 миллиардов приходится на иностранные игры, такие как PUBG и корейские ММО, вроде Dungeon Fighter Online. Несмотря на количество PC-игроков, китайская сцена сосредоточена на free-to-play онлайн тайтлах, которые редко локализуются на английский и не пользуются популярностью за пределами Азии.

Вот некоторые из более крупных PC-игр, сделанных в Китае:

  • Fantasy Westward Journey и Westward Journey 2 — две популярные китайские ММО, вдохновленные классикой китайской литературы "Путешествие на Запад". Любопытно, что обе игры имеют тот же движок и много тех же функций, но различаются в визуальных стилях, рассчитанных на разные аудитории.
  • Ring of Elysium — это разработанный Tencent баттл-рояль, который входит сейчас в число 50 самых популярных игр в Steam.
  • Perfect World — успешная китайская MMO, которая помогла разработчикам Perfect World (да, у них одно и то же название) стать глобальным издателем таких MMO, как Star Trek Online, Neverwinter и многих других.

Это не учитывая популярные в Китае игры, разработанные соседними южнокорейскими компаниями или компаниями из других мест, принадлежащими китайским корпорациям. Такие игры, как Crossfire, Dungeon Fighter Online и League of Legends — безумно успешны в Китае и одни из самых прибыльных игр всех времен.

Почему онлайновые free-to-play PC-игры так популярны в Китае?

Успех free-to-play игр в Китае — отличный пример того, как компании учатся приспосабливаться к уникальным социально-экономическим условиям. Еще в 2000 году Государственный совет Китая запретил продажу консолей и консольных игр, опасаясь того, что они могут сделать с молодежью Китая. По какой-то причине PC-игры были упущены из этого запрета, поэтому у геймеров не было выбора, кроме как играть на PC.

Однако была одна проблема: владеть PC и покупать игры тогда было слишком дорого для среднестатистического китайского геймера. Имейте в виду, что Китай стал экономическим гигантом только в последние двадцать лет. Хоть и не идеальное измерение стандартов жизни, особенно с учетом огромного разрыва в уровне благосостояния обеих стран, ВВП Китая на душу населения в то время составляло менее $3000, а ВВП США на душу населения составлял $36000.

"Сложилось так, что было много пиратства и контрафактной продукции", говорит Лиза Космас Хэнсон, основатель и управляющий партнер Niko Partners. Чтобы выжить, азиатские разработчики придумали новую систему, использующую китайскую интернет-инфраструктуру, так и родилась идея free-to-play игр с микротранзакциями. Это было беспроигрышным вариантом для обеих сторон, поскольку китайские геймеры могли играть в игры по приемлемой цене, а китайские разработчики все еще могли получать прибыль, избегая пиратства.

Почему PC-игры в Китае подвергаются цензуре?

Каждая игра, официально продающаяся в Китае, должна получить одобрение соответствующей правительственной организации. Цензура игр в Китае принимает две формы. Во-первых, игры исследуются на предмет соответствия длинному списку правил. Во-вторых, free-to-play игры и онлайн-игры проверяются на предмет соответствия законам по борьбе с зависимостью и азартными играми, которые включают правила, запрещающие детям играть дольше пары часов в день.

Эти правила и их определения часто меняются, и в настоящее время в Китае нет универсального рейтингового совета, такого как ESRB или PEGI. Каждая игра должна быть подходящей для любой аудитории.

В результате получается список правил, которые иногда легко понять, например, запрещающие насилие и "изображения трупов или луж крови", а иногда ужасно расплывчатые. Например, "все, что нарушает конституцию Китая" и "все, что наносит ущерб общественной этике или культуре и традициям Китая", запрещено.

Почему эти правила применяются, сложный вопрос. Во многом это связано с устаревшими взглядами китайского правительства на видеоигры и все еще распространенным убеждением, что воздействие игр может привить к насилию или характеристикам, препятствующим быть добропорядочным гражданином. Китайское правительство также обвиняет видеоигры в близорукости и других проблемах, связанных со здоровьем.

Помимо видеоигр, коммунистическое правительство Китая изощряется, контролируя поток информации в страну и из страны. Существует файрвол, не позволяющий гражданам Китая получать доступ к веб-сайтам, которые правительство считает плохими, включая Facebook, Twitch и многие другие. Доступ к ним можно получить с помощью VPN, однако пользуется этой возможностью не многие. Контроль содержания видеоигр и их соответствия ценностям правительства (какими бы произвольными они ни казались) — естественное продолжение этого процесса.

Как же тогда в Китае работает Steam?

Это хороший вопрос, на который ни у кого нет ответа (кроме китайского правительства и Valve, разумеется). В течение многих лет Steam представлял огромную дыру в китайском файрволе, позволяя геймерам получать доступ к играм, официально не регулируемым правительством. Для многих китайских геймеров Steam — бесценный портал в мир игр, которые никогда бы не продавались Китае, такие как Grand Theft Auto 5 и Ark: Survival Evolved. Что странно, некоторые функции Steam, такие как сообщества и порнографические игры отключены файрволом. Но практически все остальное разрешено, и никто не может объяснить, почему.

Возможно, китайское правительство согласилось пока не трогать Steam, потому что Valve заключила соглашение с китайской компанией Perfect World, чтобы создать версию Steam специально для Китая. Эта версия, называемая Steam China, будет соответствовать цензуре, что, вероятно, приведет к удалению большинства игр, доступных на ее рынке. Китайские геймеры, естественно, не хотят, чтобы это произошло. Они обеспокоены тем, что, когда выйдет "очищенная" версия Steam China, международная версия Steam со всеми играми будет заблокирована файрволом Китая.

Как обстояли дела с заморозкой лицензирования?

В прошлом году правительство Китая инициировало масштабную реформу своих регулирующих органов, чтобы адаптироваться к быстрому росту индустрии видеоигр. Долгая война между двумя главными в то время регуляторами, Государственной администрацией прессы и публикаций для радио, кино и телевидения (SAPPRFT) и Министерством культуры (MOC), вызывала много напряженности и путаницы. Правительство вмешалось и создало новый регулирующий орган, Государственное управление прессы и публикаций (SAPP), с исключительным контролем над процессом утверждения.

Эта реформа и создание нового регулирующего органа заняли около года, и на это время правительство приостановило утверждение новых игр для продажи. Впервые с 2001 года игровая индустрия Китая сократилась в размерах, и Tencent жаловалась, что потеряла $190 миллиардов рыночной стоимости из-за невозможности продавать новые игры.

К счастью, в начале этого года SAPP начала утверждать игры. С декабря 2018 года SAPP одобрила более 1000 новых игр, и, согласно прогнозам, индустрия PC-игр в Китае восстановится и продолжит расти.

Что насчет инди-игр Китая?

Сцена независимых игр в Китае маленькая и трудная, но скоро это может измениться. Заморозка утверждений 2018 года было потенциально катастрофической для инди-разработчиков, полагающихся на продажи новой игры для оплаты счетов, а процесс утверждения сам по себе является дорогостоящим и длительным.

Поскольку большая часть игровой индустрии Китая завалена киберспортивными и free-to-play онлайн-играми, инди-играм трудно быть замеченными и воспринимаемыми всерьез. Однако это начинает сильно меняться. Такие организации, как China Indie Game Alliance (CiGA), организуют ориентированную на инди выставку WePlay Expo, наряду с другими инициативами в поддержку инди-разработчиков в Китае. В то же время, популярность Steam среди китайских геймеров открывает для них множество игр, в которые они никогда не сыграли бы в ином случае.

Подобно взрыву инди-сцены в 2008 году, инди-игры Китая могут находится на грани собственного возрождения. В последние два года такие инди-игры, как Chinese Parents и Scroll of Taiwu возглавили список лидеров продаж, тогда как кооперативный экшн-игры, такие как Lost Castle оспорили убеждения о том, какие какие игры могут быть успешными в Китае. Подобно тому, как инди-игры произвели революцию в том, как мы играем, покупаем и думаем об играх, индустрия Китая может быть близка к тому же откровению. Но в связи с тем, что Steam вскоре попадет под китайскую цензуру, будущее инди-игр в Китае все еще остается неопределенным. 

Фото в шапке: Annie Spratt 

Больше статей на Shazoo
Тэги: