Платные моды Steam: Качество, монополия Valve, кража модов и другие аспекты
Платные моды Steam – это настоящее месиво, банка с червями, которая внезапно оказалась перед нашими носами. Несмотря на то, что Valve готовила нас к этому последние пару лет никто этого не мог ожидать. И, тем более, судя по реакции, большинство против того, что представила компания Гейба Ньюэлла.
Рассмотреть вопрос платных модов можно элементарным способом – взвесить все за и против, плюсы и минусы, что позволит примерно понимать то, насколько нынешняя система продажи модов через Steam имеет право на существование.
Плюсы продажи модов через Steam
Качество модов
Очевидно, что если вы хотите заработать хоть что-то за свое творение, то оно должно иметь адекватное качество, иначе его просто никто не будет покупать. Кроме того, возможность зарабатывать на творениях позволит моддерам уделять больше внимания разработке и привлекать других разработчиков, иллюстраторов, музыкантов и актеров для озвучки, создавая контент на высоком уровне.
Законченные моды
Вы знаете сколько крупных модов для Skyrim заброшены потому что разработчики не могут уделить им время? Десятки – все потому, что моддинг не оплачивает счета моддеров. Если они будут иметь финансовую мотивацию, то это позволит заканчивать моды.
Новые горизонты
Вы не забыли, что DOTA и Counter-Strike когда-то тоже начинали в виде модов? Кто знает, что могут создать моддеры имея поддержку в виде возможности продавать свою разработку.
Достойное вознаграждение
Что бы кто ни говорил, но любая работа – в том числе и моддерская, должна иметь вознаграждение.
Плевать на то, что мы привыкли к бесплатным модам – причина того лишь в том, что раньше моддеры не могли продавать свои моды по причине авторских прав. Теперь создатели могут смело работать и ожидать, что их труд принесет им материальное вознаграждение.
Минусы продажи модов через Steam
Valve – монополист
Компания Гейба Ньюэлла – Valve, которая и создала Steam, без того является практически монополистом на рынке цифрового распространения игр для PC. Да, есть Origin, GOG, магазин Ubisoft и ряд других ретейлеров, но их реальная доля на рынке значительно ниже той, которой владеет Valve. Они были первыми и сейчас многие буквально вынуждены продавать свои игры через Steam, потому что подавляющее большинство геймеров пользуются Steam. Теперь же Valve решила пойти на типичный шаг монополиста – упасть всем своим весом и попытаться подмять под себя целый рынок, подталкивая моддеров переходить на платную модель – потому что это выгодно и модно. Моддеры абсолютно точно должны иметь право на оплату труда. Но монополизм ведет к удушению конкуренции, что ведет к стагнации и затуханию.
Создатели модов получают крохи
Авторы модов, которые потратили свое время, силы и навыки, получают лишь 25% от той цены, за которую продаются моды в Steam Workshop. Valve забирает себе 75%, после чего делится с разработчиками самой игры. Хотя это можно объяснить тем, что Valve предоставляет площадку и возможность зарабатывать без головной боли, очень сложно оправдать тот факт, что компания, которая играет роль посредника, забирает себе львиную долю дохода. Сколько будут получать владельцы авторских прав, та же Bethesda – не ясно.
Кража модов и продажа их в Steam Workshop + другие финансы
Это уже началось. Кто-то начал красть моды с Nexus и публиковать их в Steam Workshop с ценником. Учитывая, что Valve и Bethesda не намерены курировать рынок модов Steam Workshop, это вызывает вопрос – а кто же будет выступать регулятором, этой вашей радостной экономики для заработка ни на чем? Как определить законного автора мода? Как достойно распределять доход между всеми создателями мода если их более одного?
Сломанные платные моды
У вас было такое, что после патча игры мод перестает работать? Конечно же было. Кто вернет вам деньги, учитывая, что срок возврата всего 24 часа с покупки? Кто будет отвечать за его работоспособность и совместимость с другими модами? Valve признается в FAQ, что иногда моды просто не работают, поэтому стоит "вежливо написать на страничке о проблеме". При этом ни где не указано, что моддер несет ответственность за качество и поддержку мода.
Авторские права
Хорошо-хорошо, допустим других вопросов нет. Но что если моддер решит сделать мод на основе Властелина Колец. Или Гарри Поттера. Что если он начнет продавать этот мод. Вскоре, и это гарантированно, моддеру придет письмо о том, что мод должен быть удален, так как он нарушает авторские права на вселенную, образы, музыку и все что угодно. Как в таком случае быть геймеру, который приобрел мод и лишился его так как автор был вынужден удалить его. Может быть система возврата средств – но сколько это займет времени?
Что в итоге
Платные моды безусловно имеют огромный потенциал. В то же время, в подходе Valve скрывается масса дыр и ям, которые могут скорее навредить, чем принести пользу. Возможно Valve стоило бы представить что-то похожее на систему Patreon, где люди могут подписываться на создателей контента и платить им небольшие суммы за контент. Однако такой подход добровольный и является мотивацией для создателей. Да, Steam включает систему "плати сколько хочешь", однако там есть минимальная сумма, да и это едва ли решает перечисленные выше проблемы.
- Внутренняя переписка показала, что Valve — самая эффективная компания в мире
- Steam-чарт: Предзаказ Dragon's Dogma 2 ворвался в тройку
- В Steam новый рекорд — 35 миллионов одновременных пользователей