Nostalgia #12: как полюбить аниме или хотя бы перестать его ненавидеть
Не будем спорить с тем, что есть в этом мире люди, которые не любят аниме. Дескать, сильно уж его много развелось. Мол, почти все моментально вызывает разрыв глазных яблок и ушное кровотечение. Что же, подобные упреки совсем не беспочвенны, а недовольство даже многим оправдано, однако в одном они схожи - преувеличениях, причем размером с грудь главных героинь мейнстримовых работ последних лет, по которым, к сожалению того же Akira Отомо, кое-кто и судит весь жанр.
Не нужно быть японцем, чтобы видеть в аниме далеко не оскорбление, наказание, домашнее видео Сатаны. Это просто вещь под конкретное настроение, конкретно годный материал, конкретных людей, готовых отбросить стереотипы и предубеждения насчет несуразности оного, после чего трезво принять, наверное, наипростейшую данность - по скорлупе ореха вкус его плода не судят. Так закручено потому, что если стену непонимания все же пробить, то скорее вы больше получите от этого, чем она. Но истину, как водится, понимает не каждый, потому-то "Покемоны", из-за того "Сейлар Мун".
Честно признаться, автор этих строк не считает себя хорошим знатоком подобных тем, однако и он нашел для себя в них нормальное количество мехов, еще большее - киберпанка, ну и вообще громаднее некуда - психов разной степени поехавшести. Да и как бы там ни было, а пишет он совсем не об аниме, как главной вечеринке месяца. Звуки синтезатора, дополняемые видеорядом последнего - shut up and take my money нашей сегодняшней беседы, поэтому если вы до сих пор не заинтересовались...
Ну, за количество просмотров этой статьи ему не платят, сам он тоже не горит желанием видеть в поле комментариев кучу предсмертных стонов о том, что зачем кто-то там данную вакханалию прочитал, а засим - белый крестик на красном фоне в верхнем правом углу экран ждет вас. То есть, не как Света Сережу из армии или Таня Юру из медицинского, а вполне верно и, хм, с надеждой.
Но не будем о просто грустном и перейдем к еще более грустному... нарративно, атмосферно, беспокойствами.
Akira — хай-тек драма с мощным смысловым подтекстом на уровне метафор, аллегорий, символизма двадцатого века, где между строк читается не меньше умного, чем показывается на экране зрелищного. Кроме того, целиком и полностью посвященная сакральности гуманизма, что человек несет ответственность за свои поступки, тем более если они напрямую изменяют его суть, как таковую.
Произведение настолько же содержательное и откровенное, насколько и недосказанное да с тайной в себе, побуждающей зрителя долго размышлять над увиденным, попутно даря оному возможность разными путями интерпретировать рассказанную ему историю, иногда и вовсе пуская ту на самотек или кое-где завершая открытым финалом, который, как всем мы знаем, только начало... Здесь уж свободу широты ваших взглядов никто не ограничит. Главное, не переборщить, а то так в палате с белыми стенами и питанием за счет государства закончить недолго, ибо SOMETHING VERY DANGERES IN THE FUTURE AND WE ALL DIE!
Картина про глубокие размышления, красивый город и сильнейшую притчу о том, что яркий неон главных улиц не может ослепить всю грязь их закоулков; что трудно не стать богом, а быть им; что лишь несовершенство может быть совершенно, по крайней мере с точки зрения гармонии между живым и мертвым, когда последнее не столько мертвое, сколько неживое, разница в чем едва ли заметна, но чрезвычайно существенна.
В конце концов, работа, притягивающая своим отталкивающим всякую природность естеством, когда неважно - генетической инженерией или просто бесплатной доставкой свинца в головы, то бишь умы, несогласных.
В любом случае, бога из машины не получится, потому что если из оливье убрать майонез, тем самым лишив салат вкуса, то лучше, если хотите - идеальнее в плане ощущений, он от этого не станет, ибо польза блюда изначально не в подобном. Слышал гневные отзывы, что даже наоборот, но попробовать не решился. Не мужик, короче. Сам же человек в принципе такой участи не выдержит. В смысле, участи бога, хотя те, кто подумал об оливье - держите highfive, ребят. Тоже потеря, тоже боль, тоже достаточно философский вопрос, ведь если в Америке картошку фри дополняют кетчупом, то Европа предлагает под нее аналогично майонез.
Собственно, занятная тема пошла, не находите. Впрочем, красный байк, красная куртка, неожиданно красная кровь и спасибо, что не ее лазурный заменитель. Еще очеловеченных роботов тут не хватало, для полного и безвозвратного выноса мозга на распродажу монументальности когда-либо снятых вещей. Это снова было об Akira и на этом все о нем же от меня же для вас же сегодня же.
Ограбления, похищения, убийства, несчастный ребенок... Прямо "Следствие вели... с Леонидом Каневским" делай. А если серьезно, то Riding Bean. А если еще серьезнее, то аниме действительно так называется, но не впадайте в предпросмотровое разочарование, потому что это именно тот случай, когда название картины не менее нелепо, чем шикарно само ее содержание. Бывают в жизни когнитивные диссонансы, чего уж.
В общем, есть некий Боб, рабочий день которого, скажем так, слегка не задался. И это не потому, что он встал не с той ноги, а просто вместо курьерской работы, пускай и предполагающей пособничество при совершении тех же ограблений, даром что ни в коем случае не с откровенным трешем из пуль, ему подкидывают квест поинтереснее - выкрасть, но как он сперва думает, что обычно перевезти с одного места в другое, маленькую девочку. Здесь-то и начинается свинцовый дождь, обычный дождь, дождь матерных выражений лично зрителя, который уже вроде как полюбил главного героя и теперь очень не хочет, чтобы оного поймала вся полиция города. Да что там поймала, ведь она не слишком желает говорить с ним посредством мегафона. Красная точка на лбу, простреленные шины и повальное полоумие копов недвусмысленно намекают нам, что стремление к идеалу ради добра, приводящему к наихудшей версии его обратной стороны - злу, и прочий словесный пафос есть такой же дикостью для происходящих здесь событий, как и нормальные фильмы по ТВ часов эдак в десять-одиннадцать вечера. Но это, кхм-кхм, уже совсем другая история.
Пестрящая красками палитра цветов, дно социальной пропасти, грезы о... Ладно-ладно, чай не на лекцию у Фромма и не на кофе у Фрейда собрались. С другой стороны, рассказывать-то больше и нечего, причем не потому, что лень, хотя это тоже, но и ведь какой смысл тогда будет аниме самому смотреть. Поэтому если что и выдавить из себя на прощальное напутствие, то лишь ту правду, что геометрии архитектурного совершенства нужна эмоциональная алгебра живущих в нем лю... Окей-окей, because it's broken.
Снимать качественное массовое кино, способное впечатлить интеллектуалов, куда труднее, чем создавать интеллектуальное кино, которому под силу зацепить массового зрителя. А делать это при помощи аниме... Ну, больно не комильфо, с протяжной "о" в конце.
Взвывающие своей бесконечностью и гладкостью к стробоскопическим скоростям хайвеи. Ничего не стоящие человеческие жизни и прочие радости антиутопического бытия, призванные как бы огорчить зрителя и показать ему, что его жизнь не так уж и плоха.
New Tokyo - пучина иллюзий, головоломка сомнений и бездна неизвестности, играющая с реальностью как и за пределами чего ему только вздумается. Новелла о том, как человеку мало знаком сам человек, и что тайн больше, чем не то, что ответов на них, а даже вопросов. Почти дом родной для любителей психоделических рассказов, но и они найдут в нем мало уюта. Основное правило, не пытаться понять картину со стороны академика, ревностно защищающего каноны подачи сюжета, иначе рискуете стать одним из тех бедняг, которые силились объективно объяснить Кафку, а в итоге закончили там же, где и он, но о них никто не знает... и вряд ли, собственно, знал.
Тем не менее, на структуру ее разобрать можно, рекомендуется, почему и нет, ведь там все в меру логично да, не без снобизма будет сказано, не так, как везде - по-другому, по-особенному, по-японскому. Начиная суровым и ставшим частью своего мотоцикла чемпионом по гонкам на выживание и заканчивая клоуном, который словно безумный Чеширский Кот Кэролла страны чудес теперь уже аж нескольких режиссеров New Tokyo рассказывает причудливые сказки о будущем пока еще нормальному ребенку. Может он и есть тем пресловутым Котом Шредингера, про которого все думают, что тот действительно кот, как знать. This is it, YEEEAH!
Cyber City Oedo 808 - произведение, в котором была создана реальность, более реальная, чем сама реальность; человек, более человечный, чем сам человек; задыхающееся смогом, раздираемое жестокостью и не принимающее эмоциональность в малейших ее проявлениях будущее, которое время от времени так похоже на наше настоящее, даром что здесь нет киборгов, бластеров, инферального this is the end. Легко, непринужденно, работа глазам и отдых, без скатывания в примитивность, мозгу.
Безысходно припирающего к стене мрака, после чего кричащего, хм, подавляйся мною, тут немного, зато каменные джунгли электрических кабелей, компьютерных микросхем и идеальности архитектурных форм с лихвой дополняются ненавязчивым показом череды абсолютно эпохальнейших перестрелок да лишений друг друга не одного чувства спокойствия, но и других - таки важных частей тела. А еще просторные стеклянные башни, будто нож масло яркостью своих острых верхушек разрезают темные тучи, тяжелым смогом уныния нависшие над едва дышащем и скорее хрипящим мегаполисом. Так и живем, за то и помним, хвалим, пересматриваем.
Golgo 13 - на охотника объявлена охота и теперь он жертва, невольно и волей случая ставшая на место тех, кого раньше персонально убирала без жалости, скидок на возраст или число вооруженных телохранителей. Это человек, живущий ради денег, причем не столько чтобы их тратить, сколько дабы мотивируясь оными убивать. Самоуверенный, алчный, циничный... Казалось бы, зачем такому сопереживать. Однако нет, герой располагает к себе, пускай мы и понимаем, что сочувствуем тому, кто этого, быть может, вовсе не заслуживает. Это же только на экране, хех.
Клетка сужается, градус напряженности возрастает, у гробовщиков становится все больше и больше работы. Классика той классики, которая стала классикой благодаря этой классике, вот и все.
- Look Back — фильм, от автора “Человека-бензопилы”, выйдет в Prime Video 7 ноября
- Осенний аниме сезон 2024
- Аниме "5 сантиметров в секунду" получит лайв-экшен