Критический взгляд: F2P и микротранзакции

Если определенная система может быть использована для обмана детей, чтобы те тратили тысячи долларов, то наверное это не самая этическая система.

Нет, сегодня мы не будем говорить о том, что микротранзакции это чистое зло. Мы даже не будем называть их необходимым злом. "Зло" – это в целом слишком громкое слово в данном случае. Клифф Блежински уже проделал хорошую работу защищая микротранзакции, что породило продолжительное обсуждение. Однако фремиум модель определенно не самая идеальная на данный момент, пример тому случай, когда пятилетний ребенок потратил $2500 с карточки родителей, чтобы играть в Zombies vs Ninja. И он такой не один, подобные случаи возникают с завидной регулярностью. Так, Apple пришлось договариваться о классовом иске поданном родителями, которые посчитали, что их детей эксплуатируют подобные игры.

Но кого же винить? Родителей, которые дают своим детям пароль от iTunes чтобы те могли играть в милые игрушки? Сомнительно и маловероятно.

Что если ребенку или даже подростку сложно контролировать свой импульс и ежеминутные желания? Результатом могут быть сотни долларов снятых с родительского счета для оплаты хлама в той или иной игре. Суть в том, что многие родители доверяют своим детям и дают им пластиковую карточку на экстренный случай. Виноваты ли родители в том, что они доверились своему ребенку? Что же им делать после того, как их чадо не удержалось и потратило пару сотен на виртуальные предметы... учитывая политику невозврата, родителям приходится проглотить эту горькую пилюлю и оплатить счет. В то же время, ребенок теряет доверие своих родителей.

Основа проблемы заключается в том, что очень многие игры создаются таким образом, что их вполне можно расценивать как машины эксплуатирующие импульс человека продолжить игру. Они привлекают вас бесплатной пробой, после чего затягивают в пучину микротранзакций, и в конце месяца вы получаете сумасшедшую задолженность по карте. Вам ничего это не напоминает? Да-да, старые добрые игровые автоматы.

Сегодня очень многие казуальные игроки помешаны на Candy Crush Saga. Это простенькая игра по подбору схожих элементов вроде Bejeweled, где перед игроком стоит цель варьирующаяся от уровня к уровню. Для нас, core-геймеров это тот еще трэш. Мы не видим в ней никакой ценности. Однако казуальные игроки тонут в ней как камни. К 30-40му пазлу игрок подсаживается на нее как на наркотик и начинает спускать деньги. В ней даже есть трюк, будто бы игрок получает буст силы... но когда вы пытаетесь использовать его, он требует оплаты. Многие останавливаются поняв, что это тупик, но в то же время всегда будет процент игроков, готовых спускать сотни долларов буквально на пару строк кода позволяющих вам не ждать полторы минуты и сразу начать новый уровень. Wikipedia описывает проблему азартных игр как "желание постоянно делать ставки несмотря на негативные последствия или желание остановится." Но когда вы играете в Candy Crush вы не чувствуете негативных последствий. Никто не снимает с вас часы и дорогой пиджак, никто не приставляет к вашей глотке нож. Если вспомнить тот факт, что далеко не у всех игроков есть самоконтроль (не говоря уж о хардкорных играх вроде Civ – это же машина времени), то проблема ставок и высасывания микротранзакций становится настоящей зависимостью.

Но что еще хуже – если азартные игры доступны только после совершеннолетия, то фремиум-тайтлы доступны детям любого возраста.

Система фремиум создается таким образом, чтобы эксплуатировать людей с определенными чертами характера, как уже мы выяснили – со слабым самоконтролем. У кого эта черта проявляется сильнее всего – конечно же у детей, особенно, когда все условия так идеально подобраны. А если вспомнить, что Zombies vs. Ninja – это очередная копия Plants vs. Zombies созданная азиатскими разработчиками, то они явно не особенно беспокоятся об этике.

Естественно, что в конечном итоге это дело родителей – присматривать за детьми и за тем, во что они играют. Можно даже стать адвокатом дьявола и заявлять, что обвинение создателей игр в том, что кто-то тратит слишком много – это как обвинение разработчиков игр в создании жестоких игр, к которым тем или иным образом получают доступ дети. Должны ли мы оставить в покое бедных разработчиков приложений столь усердно передирающих идеи, стараясь заработать себе на ужин? Все что они сделали – создали систему предназначенную для взрослых имеющих больше контроля над своими желаниями. Ведь это не вина разработчиков, что дети получают доступ к их играм.

Но как объяснить то, что уже достаточно взрослые люди наносят себе и своим семьям серьезный вред, выкидывая сотни долларов в f2p бездну.

"Старые" модели гейм-дизайна вознаграждали умелых игроков прогрессом. Free-to-play с их микротранзакциями пришли на смену потраченному времени для получения уровня и умения, продавая все это за реальные деньги, по сути, являясь читами для самой программы. Проблема не в детях или родителях не способных присматривать за ними – проблема в дизайнерах, намеренно эксплуатирующих слабости человека и системы. 

Видео от Shazoo

Подписаться

38 Комментариев

  • ruNike
    Комментарий скрыт. Показать

    Хорошая статья, согласен по всем пунктам.

    Пойду-ка в Civ поиграю...

    0
  • Ozzmosis
    Комментарий скрыт. Показать

    Клифф Блежински уже проделал хорошую работу защищая микротранзакции, что породило продолжительное обсуждение.

    не надо вводить народ в заблуждение. никакой работы по защите он не проделал. всего лишь высказал свое мнение не основанное вообще не на чем. более того, как мне кажется, он показал себя не состоятельным в этом вопросе. хотя может быть я слишком резок.

    Freemium - это развитие. новая модель в бизнесе. практика показывает, что человек очень неохотно принимает новое особенно если оно принуждает его расставаться с кровными. но это всего лишь дело времени, когда, то самое, новое будет восприниматься как должное, обыденное.

    проблема в дизайнерах, намеренно эксплуатирующих слабости человека и системы.

    соглашусь и расширю - проблема в эпохе потребления, ибо то что мы сегодня обсуждаем мы можем видеть не только в игровой индустрии.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    Надеюсь не настанет тот день, когда большинство новых проектов будет использовать f2p модель с известными для всех нюансами. Даже если мы покупаем игру, то уже привыкли к тому, что будут выпущены еще и dlc, в которых нам предлагают где-то 4 новых карты и оружие по цене половины игры. Нашли золотую жилу..

    0
  • BrawaD
    Комментарий скрыт. Показать

    Не хочу такое будущее.

    0
  • energy_098
    Комментарий скрыт. Показать

    мое мнение free-to play превратит игровую индустрию в ад так как будет такой дьявольский донат

    0
  • BrawaD
    Комментарий скрыт. Показать

    @jeiz,

    разработке всегда думают в первую очередь о деньгах, а не делают классную вещь на которой можно заработать денег. Вот

    Если бы так и было то мы бы многое не увидели. Так что есть разработчики, и все цело создатели чего либо, которые делают классную вещь (точно по их меркам) и продают.

    0
  • Flynn
    Комментарий скрыт. Показать

    @jeiz, читай этикет

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    @BrawaD, я и не отрицал, что есть. Вся суть сообщения в этом и была. Только сейчас эти разработчики на кикстартерах или делают казуалки для мобилок, иногда даже с микротранзакциями. Микротранзакция это вообще не плохо и не хорошо само по себе. Важнее то как это используют.

    0
  • Flynn
    Комментарий скрыт. Показать

    @jeiz,

    Важнее то как это используют.

    Разработчики или пользователи? То есть если первое, то как разработчики их реализуют?

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    По моему дети наоборот сдерженней чем взрослые геймеры. Но может быть не все. А таких нужно просто отделить от игр f2p и особенно, повторюсь,особенно от ЕА. Им плевать кто играет, плевать сколько лет, главное для них это деньги. И никакие слова теперь это не изменят.

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @Ozzmosis, это была ирония про Клиффа ) хотя он поднял тему как представитель индустрии, в целом получилось не очень прочное рассуждение с его стороны

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    К стати, сбывается
    Но пока ни слова про 'бесплатные' . И думаю никогда не будут. По крайней мере от EA.

    0
  • dimidrum
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen,

    Проблема не в детях или родителях не способных присматривать за ними – проблема в дизайнерах, намеренно эксплуатирующих слабости человека и системы.

    В принципе я согласен, но тут есть и другая проблема, дизайнеры будут использовать такие методы, пока люди будут их принимать. Вот и получается замкнутый круг, а проблему решать как то надо.

    0
  • BrawaD
    Комментарий скрыт. Показать

    @dimidrum, может не применять, а использовать?

    0
  • Ozzmosis
    Комментарий скрыт. Показать

    я слабо разбираюсь с игроделанием, но разве имеет смысл обвинят дизайнеров, художников, программистов? разве правила диктуют не эээ инвесторы?

    0
  • dimidrum
    Комментарий скрыт. Показать

    @BrawaD, ой, как то не то, согласен) имелось ввиду принимать =)

    0
  • Flugens
    Комментарий скрыт. Показать

    Я бы ограничивал своих детей, но дал бы root и где ну очень бы хотелось - изменить данные в ОЗУ.

    0
  • celeir
    Комментарий скрыт. Показать

    Что если ребенку или даже подростку сложно контролировать свой импульс и ежеминутные желания?

    Пф, __толсто__. Ребёнок должен расти, понимая ценность денег - и это забота родителей, научить сему уроку своё чадо.

    Если считать процитированное правильным "выпадом", тогда все магазины и киоски тоже д__о__лжно закрыть - что, если проходящий мимо них человек не может сдерживать своих сиюминутных желаний?

    P.S. И да, "подумайте о детях!" (с)

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @celeir, это разные вещи. Когда ребенок заходит с телефона родителя и его же аккаунта, то микротранзакции сводятся к нажатию кнопок и аппрув, все. Никакого введения кодов, номеров и прочего – карточка уже сохранена в iTunes

    В данном случае никакой речи о ценности денег нет. Просто желание пройти новый уровень или тому подобное.

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    @energy_098, ну уж, по-моему вы немного перегибаете, f2p это просто другая система оплаты, не более того. Для меня лично она более удобна чем подписка поскольку играю я не постоянно. И если уж на то пошло у подписки минусов не меньше, был у меня один друг который с компа вообще не слазил, потому как денег было жалко, "...Ааа, я же купил подписку, время идёт, а я не играю, денежки мои в трубу улетают..." в итоге из универа чувака попёрли, печально так.

    0
  • Egrassa
    Комментарий скрыт. Показать

    Ребятки, кто говорит, что в скором f2p модель станет обыденной - загляните в appstore яблочников, там это уже давно случилось. Не помню, когда я в последний раз видел там игру без микротранзакций. И знаете что? Я практически прекратил играть - ооооочень сложно найти игру, которая через 15 минут бодрой и динамичной не игры не начинает шантажировать тебя тем, что если ты не вложишь деньги, то динамика сведется к нулям и для минимального результата придется тратить месяцы.
    Вот так вот, ребятки.

    0
  • celeir
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen, нажать на кнопку, провести картой по треминалу или достать из кошелька - разницы нет, одинаково быстро и просто. Не одинаково наглядно, согласен, и с электронными деньгами люди расстаются легче, тоже доказано.

    Но деньги есть деньги. Если ребёнок этого не понимает, значит родители не доучили. Взрослые, играя во f2p, тратят рассудительней, т.е. с опытом и пониманием вопроса проблема уходит.

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @celeir, до магазина сначала надо дойти. Да и с каких пор родители могут давать детям больше 200 долларов кэша?

    Тут не совсем в понимании дело. Речь идет именно о непонимании того, что это реальные деньги и о жажде играть. Когда ты сидишь в казино и кидаешь кости, ты чувствуешь как расстаешься с деньгами, но даже это не останавливает многих. В случае же с микротранзакциями ты не чувствуешь потери

    0
  • celeir
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen,

    Тут не совсем в понимании дело. Речь идет именно о непонимании

    а, окей, радикальное отличие :Р. Но, в целом, твой комментарий говорит о том же, о чём написал и я. Только почему-то в ключе несогласия с моим утверждением )

    0
  • TrenAr
    Комментарий скрыт. Показать

    Я искренне надеялся увидеть в конце что-нибудь вроде "via Kotaku". Жаль, что я ошибся.

    @Cohen, извини, конечно, но я не очень понимаю как соотносятся понятия "критический взгляд" и "обвинительный приговор". Критический взгляд это рассмотрение проблемы с разных сторон, а тут имеет место быть бесконечная долбёжка по одной точке.

    Интересные места:

    Но кого же винить? Родителей, которые дают своим детям пароль от iTunes чтобы те могли играть в милые игрушки? Сомнительно и маловероятно.

    Действительно. И лёгким взмахом пера выгородили родителей. Прекрасное построение защиты.

    Что же им делать после того, как их чадо не удержалось и потратило пару сотен на виртуальные предметы... учитывая политику невозврата, родителям приходится проглотить эту горькую пилюлю и оплатить счет. В то же время, ребенок теряет доверие своих родителей.

    Отлично, товарищ адвокат. Ребёнок теперь у нас тоже не виноват. Мол это особенность всех детей такая - рождаться с f2p-зависимостью и тратить там кучу бабла.

    Но самое интересное и главное здесь другое - "ребёнок теряет доверие своих родителей". Охренеть не встать! То есть родители дают чаду игру, зная или подозревая о возможных тратах, а потом, когда эти траты закономерно свершаются - обижаются на своего ребёнка?! Форменный бред.

    Основа проблемы заключается в том, что очень многие игры создаются таким образом, что их вполне можно расценивать как машины эксплуатирующие импульс человека продолжить игру. Они привлекают вас бесплатной пробой, после чего затягивают в пучину микротранзакций, и в конце месяца вы получаете сумасшедшую задолженность по карте. Вам ничего это не напоминает? Да-да, старые добрые игровые автоматы.

    Единственное дельное наблюдение за статью. В игровых автоматах, между прочим, была "защита от дурака" - нельзя было потратить больше монет, чем принёс с собой в кармане. Сегодня, когда деньги виртуальны и для их траты достаточно нажать пару кнопок... Каждый сам отвечает за объём своих трат. А не дизайнеры из конторы дяди Пети.

    Но что еще хуже – если азартные игры доступны только после совершеннолетия, то фремиум-тайтлы доступны детям любого возраста.

    Угу. И кредитки при рождении дают. Чтоб сразу могли в f2p-игры играть. Что? Играют с карточки родителей? А что ж родители не след... ах, да, они же у нас с иммунитетом, не виноватые. Простите, забыл.

    Система фремиум создается таким образом, чтобы эксплуатировать людей с определенными чертами характера, как уже мы выяснили – со слабым самоконтролем. У кого эта черта проявляется сильнее всего – конечно же у детей, особенно, когда все условия так идеально подобраны.

    Бинго! И что дальше?

    Естественно, что в конечном итоге это дело родителей – присматривать за детьми и за тем, во что они играют.

    Тут случайно просочилась здравая мысль. Бывает.

    Но как объяснить то, что уже достаточно взрослые люди наносят себе и своим семьям серьезный вред, выкидывая сотни долларов в f2p бездну.

    Может быть зависимостью, про которую 3/4 статьи?

    Вывод: не критический взгляд, а приговор.

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @TrenAr, на самом деле это в названии проблема. Я хотел написать именно через призму того, как дети без понимания того что делают, тратят сотни долларов родителей. Но в название не вошло, так что извиняюсь за достаточно однобокое рассмотрение проблемы. Моя вина, что в начале не дал понять о чем речь.

    Но самое интересное и главное здесь другое - "ребёнок теряет доверие своих родителей".

    К сожалению так и происходит. Хотя на самом относительно редко. В основном все сводится к iTunes, из которого родители забывают вылогинится.

    В случае с картой – родители могут объяснять и ожидать от ребенка понимания того, для чего она нужна. Естественно если ребенок поступает по своему, это ведет к последствиям

    Угу. И кредитки при рождении дают. Чтоб сразу могли в f2p-игры играть. Что? Играют с карточки родителей? А что ж родители не след... ах, да, они же у нас с иммунитетом, не виноватые. Простите, забыл.

    iTunes. Ребенку достаточно знать пароль, и если ты время от времени покупаешь что-то через itunes, то он запоминает карточку. Это банально и очень распространено. Естественно не в россии/снг

    Может быть зависимостью

    Это не совсем зависимость, порой это непонимание того, к чему могут привести действия и слабый самоконтроль у детей. Как эксперимент с конфетами

    P.S. про Канобу не знаю, не читал их никогда

    Повторюсь - данный материал рассматривает проблему безответсвенности множества сторон, а не защита и обвинение f2p и микротранзакций, для этого будет отдельная тема

    0
  • TrenAr
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen,

    на самом деле это в названии проблема. Моя вина, что в начале не дал понять о чем речь.

    Ещё не поздно поменять.

    В основном все сводится к iTunes ... iTunes ... если ты время от времени покупаешь что-то через itunes ...

    Ну тут два варианта. Либо давать ребёнку iTunes-гаджет и брать ответственность за использование на себя, либо купить ему спец игровой девайс не привязанный к какой бы то ни было кредитке.

    Это не совсем зависимость, порой это непонимание того, к чему могут привести действия и слабый самоконтроль у детей. Как эксперимент с конфетами

    Родители для того и нужны, чтоб дети конфетами не обжирались.

    P.S. про Канобу не знаю, не читал их никогда

    Там было забугорное Kotaku.

    Повторюсь - данный материал рассматривает проблему безответсвенности множества сторон

    Я не очень понимаю в чём безответственность разработчиков/издателей.

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @TrenAr,

    Я не очень понимаю в чём безответственность разработчиков/издателей.

    В намеренной манипуляции и подталкивании игроков, к эксплуатации слабостей

    0
  • TrenAr
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen, и почему тогда никто не закрывает весь LasVegas? Там казино тоже эксплуатируют слабости.

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @TrenAr, 18/21+ )

    0
  • User
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen, Для игр тоже нужно добавить такое ограничение. Только для взрослых.

    0
  • TrenAr
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen, а во сколько лет в США можно кредитку оформить на себя?

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @TrenAr, легально только после 18-ти. Младше – только как дополнительный владелец карты. Иначе – никак

    0
  • TrenAr
    Комментарий скрыт. Показать

    @Cohen, а значит кто несёт ответственность за траты с визитки до исполнения чаду 18 лет? Правильно ;)

    0
  • CohenCohen
    Комментарий скрыт. Показать

    @TrenAr, ответственность за траты все так же лежит на родителях чада... с чада то какой спрос -__-

    Но Apple все же пришлось решать проблемы с "эксплуатацией" ) Деталей не знаю

    0
  • Комментарий скрыт. Показать

    @TrenAr, визитки? В смысле с пластиковой карточки (дебетовая/кредитная)?

    0
  • TrenAr
    Комментарий скрыт. Показать

    @Kane, с визитки, гыгыгы. Конечно же с кредитки :D

    0
Войдите на сайт чтобы оставлять комментарии.