Sunday Science: Человек, который видит мир математикой... и другие синестеты
Ричард Фейнман, Владимир Набоков, Дэвид Хокни. Что все эти известные личности имеют общего? Все они – синестеты. Фейнман и Набоков были способны связывать буквы и числа с цветами, в то время как Хокни воспринимает музыку в виде форм и цветов. Синестезия – это состояние, в котором стимуляция одного из сенсорных или когнитивных потоков определенным образом взаимодействует с другими сенсорным или когнитивным потоком, что обычно не происходит.
В то время как большинство случаев синестезии являются наследственными и развиваются постепенно, она может быть приобретена и во взрослом возрасте как результат повреждения мозга. Так как это с трудом можно назвать неудобством, многие люди с синтезией сообщали, что этот феномен просто становится частью обычной жизни или даже способен открывать новые возможности.
Исследования всех форм синтезии проводимые в Лаборатории Синестезии в Сент-Луисе совместно с множеством других команд исследователей, начались с того, что ученые попытались объяснить случаи, когда синестезия появилась сама по себе.
"Существует множество различных форм синестезии," говорит профессор Брогаард. "Одна из самых распространенных форм – это графемо-цветовая синестезия, в результате которое человек способен связывать буквы или цифры с определенными цветами. Есть люди, у которых развита так называемая синестезия зеркально-тактильная, когда люди чувствуют, что к ним прикасаются, хотя прикасаются совсем к другому человеку. Так же есть и те, кто видит цвет когда чувствует вкус и те, кто видит цвет испытывая страх."
Один из первых случаев изученных в Сент-Луисе, стал Джейсон Паджетт. Он работал продавцом в мебельном магазине в 2002-м году, когда его избили, причинив мозговые травмы.
"После атаки, Джейсон был способен видеть мир математическим образом," говорит один из исследователей. "Смотря на движущийся или статический объект, он видит комплексные геометрические формы и фигуры, с фрагментированными границами. Он начал рисовать некоторые вещи, которые видит и с тех пор выиграл несколько призов за свои работы."
"Джейсон никогда не был в колледже, так что он взял несколько курсов по математике в местном коммьюнити колледже, чтобы суметь рассказать о своей синестези и так называемом 'синдроме ученого'. Мы провели несколько сканирований мозга и обнаружили, что он использует определенные части в левом полушарии мозга, которые даже не находятся в визуальной области. Эта часть отвечает за планирование действий и математические калькуляции."
Когда вас просят выдумать в уме изображение чего-то, что не существует – к примеру, представьте объект сделанный из чашки и мобильного телефона – как бы он выглядел – то вступает в работу определенная часть мозга. Именно это и есть та самая область, которая крайне активна у Джейсона. Удивительно, но сканы показали, что у Джейсона нет активности в ответ на стимуляторы синтезии, которые были бы обычными для других индивидов.
Марлоу описал еще один инцидент приобретенной синестезии, который рассматривала команда. Примерно семь лет назад, Дерек Амато, около 30-ти лет, прыгнул в бассейн в области с неглубоким дном, серьезно ударившись головой. У него небыло никакого музыкального образования, но Дерек проснулся через пару дней с ярким желанием играть музыку. Он направился к пианино и начал играть классическую музыку так хорошо, как если бы он был профессионалом.
"Выяснилось, что Дерек был тем типом синестетов, когда он видит небольшие аудио блоки - практически как эквалайзер на стерео," объясняет Марлоу. "Он не имеет представления почему, но его пальцы автоматически следовали за блоками и он смог играть прекрасную музыку. Он говорит, что постоянно сочиняет новые вещи, даже когда разговаривает с людьми, он собирает музыку из этих маленьких блоков. Это привело к тому, что Дерек начал музыкальную карьеру в роли автора саундтреков, хотя до этого он был продавцом."
Исследователи так же провели много времени работая с Лиделлом Симпсоном. Лиделл родился с врожденной глухотой, и хотя он не слышал, с физиологической точки зрения его уши были вполне обычными. Он не мог слышать пока не достиг возраста пяти, когда получил специальный аппарат передающий сигналы.
"Лиделл всегда слышал звуки связанные с движением," говорит Марлоу. "К примеру, он описывает, что слышал 'плинк', когда включается свет, и 'планк' когда выключается. Он так же слышал 'пинг' когда встречался со знакомым; так что он слышал особый 'пинг' увидев меня и другой 'пинг', когда видел свою маму. Что любопытно в этом случае, так это то, что если Лиделл зайдет в комнату полную людей, где он знает только одного или двух, то он услышит их 'пинги' еще до того, как разглядит лица."
Это результат состояния так же известного как лицевая слепота, что значит, что Лиделл имеет проблемы с распознанием лиц визуально, поэтому он использует звуки, чтобы узнавать их. У него есть "экстрасенсорное" умение распознавать людей, даже не смотря на то, что это невозможно.
Существует несколько идей о нейронных системах и процессах, которые вызывают синестези. Одна гипотеза предполагает, что все мы рождаемся как синестеты, но по мере роста наш мозг вырабатывает механизм блокирования определенных типов отдачи связанных с синестезией.
"Согласно этой теории, возможно вы могли видеть цвет смотря на фигуру когда были ребенком, но когда вы росли, мозг стал блокировать цветовую область," объясняет Профессор Брогаард. "Синестеты, предположительно, вырабатывают особые связи – между вкусом и цветом к примеру – которые обычные люди заблокировали бессознательно."
Другая теория объясняет то, что синестезия связана с памятью. Результаты некоторых экспериментов указывают на то, что память вовлечена на бессознательном уровне в этих синестетических связях.
"Это не значит, что у человека с графемо-цветовой синестезией в детстве были буквы тех или иных цветов, это просто значит, что когда они росли и обучались буквам и цифрам, они бессознательно связывали их с определенными цветами, чтобы сделать запоминание проще. Нельзя сказать, что это было сознательным решением, скорее бессознательной стратегий, которая стала автоматической со временем – и в тех, кого мы называем синестетами – она уже не отключается."
Еще одно возможное объяснение синестезии заключается в том, что это бессознательный процесс мозга, к которому просто не имеют доступа обычные люди. Существуют области в нашем мозге, такие как задняя теменная кора, которые отвечают за сложные вычисления необходимые для выполнения спланированных движений – которые постоянно используются, но над которыми мы не имеем сознательно влияния. Синестеты и саванты могут получать доступ к этим бессознательным процессам – по крайне мере в теории.
Согласно Марлоу, как синестеты так и не-синестеты понимают то, что разные люди не видят мир одинаково, и все больше людей обнаруживают в себе способности к синестезии. Хотя многие синестеты понимают, что те вещи которые они видят не видимы для всех остальных, существует момент, когда они понимают, что их родители и другие люди не испытывают мир так, как это делают они.
"Была одна девочка, которая сказала своему отцу что очень круто то, что цвет P поменяется если просто добавить диагональную линию сделав R," отмечает Марлоу.
"Многие люди сохраняют эти способности в секрете на протяжении всей жизни, в страхе быть осмеянными. В случае с Лиделлом, когда ребенок пытался справится с глухотой, для его родителей оказалось настоящим шоком узнать, что он синестет, так как в те времена это даже не принимали за реальность. Тогда просто не было тестов, чтобы показать на поразительную реальность феномена."
Сегодня на ТВ время от времени появляются документальные и научные программы, которые описывают случаи синестезии и савантов, так же они появляются в книгах и других медиа, так что по крайне мере в некоторых странах, таких как США и Британия, уровень осознания реальности этих способностей выше, чем в других регионах. Кто знает, возможно они живут во всех нас?
"Доказательства от людей с приобретенным синдромом саванта или синестезий указывают на то, что в нас всех есть скрытые креативные таланты и способности синестетов," говорит Профессор Брогаард.
[via scienceomega]
Image Sources: Sarah Bartell
- Исследование: Девушки выбирают супер-сексуализированных женских персонажей, несмотря на негативное отношение к ним
- Исследование мозга предполагает, что мы воспринимаем время через активность, а не через минуты или часы
- Полное сканирование 1 кубического миллиметра мозговой ткани заняло 1,4 петабайта данных, что сопоставимо с 14 000 фильмов в 4K