Обвал акций EA и начало депрессии игровой индустрии

С Ноября прошлого года цена акций EA упала на 50 процентов. Что пошло не так? Этим вопросом задался журналист gameindusty international, Роб Фахи.

В последние месяцы две особенно заметные истории касающиеся игровой индустрии произошли на фондовом рынке – не лучшие показатели Zynga после IPO и драматичное ухудшение позиции издателя THQ на рынке, чьи акции потеряли 80 процентов цены за последние 12 месяцев. На фоне этих событий не многие заметили происходящее с акциями Electronic Arts – однако даже беглый взгляд на показатели EA раскроет тревожную ситуацию намекающую на тяжелые времена ожидающие компанию в будущем, компанию когда-то бывшую крупнейшим издателем во всей индустрии.

Акции Electronic Arts потеряли почти 40 процентов своей цены с начала этого календарного года – а точнее с середины праздничного сезона прошлого года (приблизительно Ноябрь 2011) цена акций компании устойчиво падала и сейчас находится на уровне 50 процентов от последнего пикового показателя. Хотя падение не было таким резким как у THQ, нынешняя ситуация говорит о значительно больших потерях – рыночная стоимость THQ всего лишь $50 миллионов, тогда как EA до сих пор оценивается в районе $4 миллиардов.

Чтобы лучше понять как падала цена акций EA рассмотрим простой график демонстрирующий показатели за последние 12 месяцев.

Явно видно то падение о котором я говорю – начиная с прошлого Ноября и до сих пор практически без каких-либо прорывов оно продолжается до сих пор. От высочайшей отметки в $25 в Ноябре и до точки в $12.29 отмеченной на прошлой неделе. Такая ситуация не является чем-то необычным для компаний меньшего масштаба, когда цена на акции сильно колеблется в тяжелые для рынка периоды, однако EA далеко не маленькая компания. Это колебание говорит о миллиардах долларов уходящих из компании и тот факт, что это тренд продолжается уже на протяжении шести месяцев говорит об озабоченности акционеров ситуацией вокруг компании, это не краткосрочные спекуляции или слухи напугавшие акционеров.

Чтобы прояснить картину положения EA и в чем может быть проблема важно изолировать показатели компании от необычных экономических факторов. Наиболее простым способом сделать это будет сравнение графика цены акций компании и графика показателей NASDAQ, фондовой биржи расположившейся в Нью-Йорке и занимающейся акциями большинства Американских хай-тек компаний включая EA. График ниже показывает красным средние показатели NASDAQ и синим показатели EA.

Этот график полезен тем, что он отлично показывает точку начала проблем и раскрывает, что состояние EA куда хуже чем могло бы показаться на первый взгляд. Как вы можете видеть, до Ноября 2011 показатели EA практически следовали средним показателям NASDAQ – это говорит, что рынок относился к компании нейтрально, инвесторы не считали её сильнее или слабее конкурентов. После этого показатели NASDAQ уверенно росли первую половину 2012 года, EA же перешла в состояние свободного падения. Помимо того, что компания потеряла практически 50 процентов цены акций, нужно добавить сюда дополнительные потери вызванные тем, что согласно ожиданиям рынка акции EA при следовании показателей NASDAQ должны были быть на 10 процентов выше от своей топовой цены в Ноябре.

Что-то ужасное произошло с EA, по крайней мере в глазах инвесторов фондового рынка. Есть несколько возможных объяснений для этого – каждое из которые скорее всего истинно в некоторой степени, так как очень сомнительно, что какой-то один фактор может так катастрофично повлиять на акции.

Во-первых, у нас есть Star Wars: The Old Republic. Проблемы EA начались как раз после выхода The Old Republic и с тех пор улучшений не наблюдается – такое совпадение вряд ли можно назвать простой случайностью. Среди инвесторов были очень высокие ожидания для SW:TOR, и не удивительно: огромные затраты на разработку как один из важных элементов рекламной кампании (что может вполне поставить проект на первое место по стоимости),  лицензия Star Wars, разработчиком была известная студия BioWare и надежды на постоянный доход от ежемесячной подписки, которая так обогатила Activision Blizzard с их World of Warcraft. И, хотя было бы не честно называть Star Wars: The Old Republic полным провалом, однако назвать её соответствующей ожидаемым успехам точно нельзя. С Февраля игра потеряла 400,000 подписчиков и, похоже, игре в скором времени придется перейти на модель free-to-play (скорее всего самый вменяемый шаг).

Для многих инвесторов показатели SW:TOR скорее всего оказались “последней каплей”, а в нашем случае вторым фактором падения цены является глава компании – Джон Рисителло. Ристиелло занял пост главы EA в 2007 году и во время принятия должности пообещал, что перевернет все в лучшую сторону – наметил план трансформации компании с фокусировкой на качестве, контроле затрат, переход к цифровой дистрибуции и улучшение запятнанной  репутации компании.  В каких-то областях план Рисителло удался, компания запустила сервис Origin и по сравнению с большинством конкурентов их цифровой бизнес очень хорошо развивается. Ситуация с репутацией так же несколько улучшилась, хотя в сети до сих пор есть множество негативно настроенных потребителей периодически обвиняющих компанию в тех или иных минусах, такие тайтлы как Mass Effect, Dead Space и Battlefield все же создали репутацию EA как компании выпускающей высококачественные серьезные (по сравнению с казуальными) игры.

С другой стороны, однако, обещанная трансформация Рисителло явно имеет проблемы – особенно в плане сроков. Когда он только вступил на свой пост, в 2007 году, большинство ожидало, что процесс займет около трех лет, но сейчас на дворе середина 2012, а конца пока не видно. Не удивительно, что фондовые рынок будет крайне осторожен с компанией, которая находится на пятом году семилетней трансформации изначально обещанной занять три года. SW:TOR была для инвесторов своего рода лакмусовой бумажкой для определения успешности стратегии Рисителло. Это невероятно дорогой проект разрабатываемой в студии известной качеством своих игр (покупка BioWare была одним из первых решений Рисителло). Провал SW:TOR превратил радужную стратегию Рисителло в очень рискованный план, а этого инвесторы не любят, а они и так были обеспокоены медленным прогрессом.

Еще не убеждены, что инвесторы потеряли веру в компанию? Тогда вспомните как быстро разошелся слух о том, что Японско-Корейская компания Nexon занимающаяся free-to-play Играми собирается купить EA – невероятно маловероятное предположение, которое в момент распространилось по сайтам и обсуждалось как самим игровым сообществом, так и сообществом инвесторов. Это говорит вам следующем: во-первых, это демонстрирует как низко упало положение EA на рынке (несмотря на ряд выходящих популярных тайтлов и неплохой финансовый отчет), и во-вторых, это говорит о том, что инвесторы были бы очень даже не против такого развития событий. Они были бы рады видеть EA выбирающуюся из своей ямы, что говорит о неуверенности в будущем компании.

Чтобы лучше понять ситуацию вокруг EA, стоит сделать общий взгляд на игровую индустрию и положение других крупных конкурентов. Многие другие издатели встали на непростой путь перехода на следующее поколение консолей намеченное не следующий год (что само по себе очень не просто). Некоторые из них скорее всего не выдут из этого процесса без “шрамов” и фондовый рынок осознает это. Ниже приведен график показателей EA и её крупнейших конкурентов: Activision Blizzard и Take-Two.

Как можно видеть, EA заметно отстает от своих соперников, но если посмотреть на цифры Take-Two видно, что падение их показателей началось позже, в Марте этого года, однако произошло падение значительно быстрее, что может говорить о неуверенности инвесторов не только в EA, но и в Take-Two.

Лучше всех ситуация у Activision Blizzard занимающей сейчас доминирующее положение по капиталу – компания стоит почти в три раза больше чем EA если судить по акциям, это говорит о большей уверенности в Activision нежели чем в любом из конкурентов.

Такая уверенность может быть вызвана рядом факторов. Во-первых, есть Blizzard – компания продемонстрировавшая свою непревзойденную способность отходить от классической структуры игрового бизнеса и вместо этого выпускать высококачественные игры способные поддерживать себя на протяжении многих лет после их релиза. Постоянный доход от World of Warcraft может постепенно уменьшаться, однако это до сих пор самый прибыльный продукт за всю историю индустрии, который продолжает генерировать огромные доходы каждый месяц превращая Activision Blizzard значительно более устойчивой компаний в секторе. Во-вторых, есть Call of Duty – франчайз выпускающий год за годом крупнейшие по продажам игры. Эта курочка не будет откладывать золотые яйца год за годом – фактически, он уже может находиться на пути к медленному упадку, однако это до сих пор очень крепкая поддержка для компании на которую надеются инвесторы по крайней мере сейчас.

Однако и для Activision Blizzard не все так уж радужно. В последнем графике объединены все предыдущие для демонстрации положения NASDAQ и игровых компаний.

Как видно, проблемы с которым столкнулись EA и Take-Two намного заметнее. Activision Blizzard же пока удается близко следовать за показателями NASDAQ – с небольшим ухудшением за последние пару месяцев.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что самая дорогая компания игровой индустрии на данный момент еле-еле способна соответствовать своим коллегам по хай-тек сектору, тогда как два остальных издателя со свистом теряют свои позиции. Общая картина не очень бодрая. Очевидно, что инвесторы сильно взволнованы положением крупнейших компаний в игровой индустрии - они осторожны с Activision Blizzard и явно негативно относятся к EA и Take-Two. EA необходимо сфокусироваться на убеждении рынка в работоспособности плана Рисителло, и очевидно, что всей индустрии предстоит хорошенько постараться в ближайшем будущем. Следующий переход, который скорее всего уже начался, будет одним из самых тяжелых с которым индустрия когда-либо сталкивалась – фондовый рынок знает это и до тех пор, пока индустрия не покажет свою способность справиться с переходом, инвесторы будут обходить стороной акции хоть как-то относящиеся к играм.

[via gamesindustry]

Больше статей на Shazoo
Тэги: