Новый телескоп ESA и NASA сможет обнаруживать гравитационные волны от столкновений черных дыр

NASA продемонстрировала прототип телескопа для новой миссии по обнаружению гравитационных волн в космосе. Этот телескоп станет частью миссии Laser Interferometer Space Antenna (LISA), которую возглавляет Европейское космическое агентство (ESA) в сотрудничестве с NASA.

Цель миссии LISA — разместить три космических аппарата в треугольной орбите, каждая сторона которой будет длиной около 2.5 миллионов километров. Эти аппараты будут следовать за орбитой Земли вокруг Солнца — каждый оснащен двумя телескопами, которые с помощью инфракрасных лазеров будут отслеживать положение друг друга с точностью до триллионной доли метра.

Гравитационные волны создаются при столкновении двух черных дыр. Они были впервые предсказаны Альбертом Эйнштейном еще в 1916 году и обнаружены почти через столетие с помощью коллаборации LIGO — проекта, реализуемого совместно с Национальным научным фондом, Калтехом и MIT. С новым телескопом гравитационные волны будут фиксироваться, когда три аппарата станут изменять свое положение относительно друг друга.

Запуск миссии LISA запланирован на середину 2030-х годов, так что процесс не очень быстрый. Но обнаружение гравитационных волн может дать "огромный потенциал" для улучшения нашего понимания Вселенной — кто знает, какие тайны удастся обнаружить наблюдая за ними.