Астероид Диморф выглядит совсем иначе после "удара" зонда NASA DART

В сентябре 2022 года космический аппарат NASA врезался в крошечный астероид, чтобы немного изменить его орбиту. Хотя миссия успешно протестировала метод отклонения астероидов, который когда-нибудь может пригодиться, вместо ударного кратера столкновение полностью изменило форму целевого астероида, показав его пластичность.

Группа исследователей смоделировала столкновение аппарата NASA Double Asteroid Redirection Test (DART) с астероидом, чтобы понять, как именно оно могло трансформировать Диморф — космическую глыбу диаметром 170 метров, которая обращается вокруг своего спутника Дидима диаметром 800 метров. В новом исследовании, опубликованном в Nature Astronomy, показано, что удар привел к значительному изменению формы и поверхности Диморфа.

Наши симуляции выявили, что Диморф, скорее всего, представляет собой астероид из груды обломков. До прибытия DART к Диморфу мы не знали, чего ожидать, потому что эта система находится очень далеко от Земли.

— Сабина Радукан, планетолог из Бернского университета (Швейцария), главный автор работы

26 сентября 2022 года после 10-месячного полета 1,3-тонный зонд NASA врезался в астероид. Данные наземных оптических и радиотелескопов показывают, что после столкновения период обращения Диморфа вокруг Дидима сократился с 11 часов 55 минут до 11 часов 23 минут.

Используя код моделирования столкновений Bern Smoothed Particle Hydrodynamics (SPH), команда провела 250 симуляций, чтобы воспроизвести поведение астероида в течение первых двух часов после удара. Ученые оценивают, что около 1% от общей массы Диморфа было выброшено в космос после столкновения с DART, а примерно 8% массы "перетекло" по его поверхности.

Эти результаты показывают не только возможные изменения астероида после удара зонда, но и внутреннее строение самого Диморфа. Исследование говорит о том, что это астероид из груды мелких обломков, скрепленный собственной слабой гравитацией, а не внутренней прочностью. Поэтому удар DART создал очень широкий конусообразный выброс вещества, распространившийся на 160 градусов и продолжавший расширяться из-за слабой гравитации и низкой внутренней связанности астероида.

Результаты также предполагают, что небольшой Диморф, вероятно, сформировался из материала, отделившегося от Дидима, и затем собрался вокруг него, став своего рода мини-спутником.

Европейское космическое агентство (ESA) планирует новую миссию к этой паре астероидов, чтобы лучше изучить изменения Диморфа после столкновения с DART. Запуск миссии HERA запланирован на 2024 год, а сближение с Дидимом и его спутником — на 2026 год.

Дальнейшие наблюдения могут дать представление о формировании астероидов и помочь улучшить методы отклонения опасных объектов в случае угрозы столкновения с Землей.