Hades

Hades

Эрос, Танатос, игровые консоли

kartosh

Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд в своих работах описал теорию Эроса и Танатоса — именами древнегреческих богов он называет существование двух противоположных категорий в сознании человека. Первая — Эрос — бессознательно влечёт нас к жизни и удовольствиям, также выступая как инстинкт самосохранения. Вторая — Танатос — ее антагонист, она пробуждает в человеке все самое темное и скверное, влечёт нас к саморазрушению и неминуемой гибели.

Эту теорию учёный впервые изложил в 1915 году в монументальном труде “Влечения и их судьбы”. Век спустя вышла игра Hades от небольшой американской студии Supergiant Games и она почти идеально вписывается в трактовки Фрейда, написанные, когда видеоигр еще в помине не было.

Впервые Hades замелькала на горизонте в 2018 году, когда была объявлена стартовым эксклюзивом магазина Epic Games Store. С тех пор рогалик наделал много шума: высокие оценки критиков, хорошие продажи (более 1 миллиона копий), десяток различных игровых премий в номинациях “Игра года” “Лучший геймдизайн” “Лучший визуальный стиль” и даже “Лучший сценарий”. Разработчикам есть чем гордиться.

На этой неделе Hades добралась до консолей — в обойме как PS4 и Xbox One, так и PS5 вместе с Xbox Series X|S. Это отличный повод напомнить, как уникальный проект совместил в себе драйв хорошего развлекательного продукта, драматургическую глубину, а заодно вписался в популярную фрейдистскую теорию о борьбе двух противоположностей.

Если обратиться к божественной мифологии, то почти в любой из существующих историй ее герои поразительно похожи на простых смертных: они мелочны, завистливы, ничто человеческое им не чуждо. Возьмите хоть скандинавские притчи, хоть древнегреческие легенды — всюду между богами склоки, раздор и война. Вот и сюжет Hades не чурается этого. В основу истории этой игры легла извечная проблема отцов и детей.

“Юноша” по имени Загрей, сын Аида, недоволен своей жизнью, зол на отца и страстно желает покинуть отчий дом. Он собирается сбежать из царства Аида и добраться до Олимпа, чтобы жить среди богов, где, как он считает, ему самое место. Путь предстоит неблизкий: пять больших территорий, среди которых адская темница для душ Тартар и каменистые острова Асфоделя, тонущие в лаве. Будут и величественные поля Элизиума, и Врата Хаоса. В конце каждой локации ждет босс — могучий хтонический бог, отчаянно не желающий уступать дерзкому герою дорогу.

С первой попытки ничего не получится и вы умрете. В этом и есть смысл — в попытке. Загрей пошел поперек слова отца, взамен получил отпор от каждой твари в темном царстве. За бедолагу болеют лишь Олимпийский боги, на пантеон к которым мальчишка так жаждет попасть. Смерть следует за ним неотступно, не отстает ни на шаг. После каждой гибели побег из подземелий Аида начинается заново, а все, что заработано тяжким трудом в кровавой битве бесследно исчезает. Инстинкт жизни в действии.

Эрос — инстинкт жизни

В основе геймплея Hades лежит репетативность — бесчисленные повторения, когда мы с вами бесславно погибнув в битве возвращаемся на исходную точку в дом Аида и начинаем весь путь заново. Жизнь в замке древнегреческого правителя царства мертвых бьет ключом: здесь и словоохотливые небожители, и милый пес Цербер (его можно погладить, а на PS5 для этого даже есть обратная отдача в триггеры Dualsense) и сам Аид, сквозь пальцы смотрящий на сыновний бунт.

Как только вышел за порог дома, сразу получил хорошую взбучку. Загрея атакуют призраки и мифические чудовища, смертоносные твари и могучие титаны с дубинами, причудливые и странные монстры — в общем армии и полчища всякой нечисти, описать которых целиком не хватит никаких эпитетов.

К счастью, Загрей не одинок в своей битве. Так получилось, что за парня отчаянно болеет весь олимпийский пантеон. К нему регулярно спускаются боги, чтобы даровать своей благословение и бонус к здоровью или атакующим характеристикам. Дионис, например, дает бонус к атаке дурманящий врагов. Арес накладывает на них эффект гибели, Афина повышает защиту от ударов, а Зевс дарует молнии. Со временем к этому добавится призыв олимпийца, своеобразная суператака, при накоплении шкалы которой Загрей превращается в машину убийств. С таким набором бонусов выжить будет значительно легче.

В Hades помимо сброса всех эффектов после гибели используется процедурная генерация. Бонусы и благословения от богов Олимпа будут другими, поэтому тактику под каждый бой нужно подстраивать заново. Выучить и запомнить расположение комнат и врагов тоже не выйдет — они меняются от раза к разу. При этом игра оставляет небольшую, но очень важную свободу выбора: после битвы на дверях висит указатель с бонусом, который получит Загрей в случае победы. Кроме благословений это может быть золото — загляните в магазин к Харону и купите пару усилителей. Но я бы не слишком доверял перевозчику мертвых душ, запомните мое слово.

Также в комнатах и коридорах Hades спрятан волшебный нектар (его можно вручить другим персонажам и получить подарок в ответ. Чаще всего — перманентный бонус). Ещё в локациях можно найти ключи для получения новых видов оружия или драгоценные камни (с их помощью ремонтируется дворец Аида). Кроме этого, не стоит пренебрегать частицами Тьмы. Последние, пожалуй, самые полезные и дают возможность прокачать героя на постоянную основу: добавить очков урона, здоровья и даже купить себе вторую жизнь на все последующие попытки покинуть царство Аида.

Однако, Танатос всегда идёт рука об руку с Эросом. Прозвучит парадоксально, но в многочисленных забегах в Hades я регулярно испытывал желание проиграть и начать все с начала. Смерть Загрея даровала странное облегчение и любопытство, как все сложится на это раз. У этих эмоций есть закономерное объяснение.

Танатос — инстинкт смерти

У Hades есть уникальная черта — история побега Загрея из царства Аида движется вперёд не только после победы над очередным врагом, но и в случае смерти героя. В каждом новом забеге игра раскрывает новые подробности о сюжете и персонажах, происходит это через диалоги. Студия Supergiant Games записала их бесчисленное множество — за все время проведённое в компании Загрея я не встретил одинаковых фраз. Более того, нарративная механика тайтла учитывает произошедшие события: пройденные территории, побежденных боссов и второстепенных персонажей, встреченных Загреем.

Каждый забег начинается в доме Аида. После очередной смерти подошёл к Гипносу, получил подбадривающий комментарий. В следующий раз он восхитился моей победой над Мегерой. “Главное не забыть погладить Цербера”- подумал я. Гигантский пес с несколькими головами в прошлый раз мирно лежал возле злорадствующего Аида, а сейчас куда-то пропал. Наверное об этом расскажут в следующий раз, после того как Загрей погибнет — Танатос снова искушает. Но пока герой жив стоит заглянуть к Ахиллесу и поболтать с Орфеем — вдруг бедолага уже смог пережить тоску по своей возлюбленной.

Звучит необычно, но именно смерть в Hades дала мне возможность лучше узнать обитателей греческого пантеона и понять их сложные взаимоотношения.

Смерть в Hades повсюду, и Загрей в некотором роде сам олицетворяет ее. Почти все кого он встречает выйдя за двери замка (на самом деле он выпрыгивает в окно) так или иначе падут от его руки. В эту руку можно вложить несколько видов оружия, каждое кардинально меняет геймплей. Например, Стигийский меч подойдёт тем, кто предпочитает быстрый бой на ближней дистанции, магический лук Коронахт позволит держать врагов на расстоянии. Щит Хаоса — гибридное оружие. Мой личный фаворит это копье Варата, схватки на средней дистанции оптимальны в большинстве случаев.

В бою Hades хорошо держит динамику. В каждой комнате Загрея поджидают несколько видов врагов с разными типами и скоростью атаки. В Тартаре есть толстопузые желток-оранжевые существа — не обманывайтесь на их счёт — в один миг они рывком преодолевают большие расстояния и больно бьют. С углов комнаты кто-то обязательно будет кидать взрывающиеся снаряды, а между ними медленно волочится какой-нибудь монстр с дубиной.

Способ выжить только один — постоянно двигаться, но и это стоит делать с умом, так как на полу обычно разбросаны ловушки. Стоит на секунду замешкаться и героя пронзят пики или обожжет лава из котла. Hades честна с игроком, поэтому ловушки работают в обе стороны и точно также наносят урон врагам Загрея. Заманить толпу противников под огненный котёл и затем метким выстрелом издалека подорвать его — это кайф.

На первый взгляд, Hades довольно проста в освоении и отчасти это правда. Боевая система построена на четырех типах движений: рывок, бросок снаряда, простой удар и особенный. Находясь в постоянном движении и правильно комбинируя атаки к темпу игры можно привыкнуть за несколько часов. Паттерны и движения противников тоже довольно легко запомнить. В целом для среднестатистического игрока хватит примерно десять попыток, чтобы полностью освоиться и вполне возможно, что к этому моменту пара-тройка областей будут пройдены.

Но в Hades интересно играть и после десятой и после двадцатой и пятидесятой попытки. Эффект работает за счёт разнообразия бонусов, однако для любителей острых ощущений есть дополнительная мотавация. С помощью специальной книги наказаний на Загрея можно накинуть парочку штрафов и дебаффов, усложняющих жизнь. За такие особые условия и награда полагается особая.

Вместо послесловия

Когда тайтл переходит с ПК на консоли у людей всегда возникает определенный набор вопросов. Достаточно ли удобна в управлении консольная версия? А что там с графикой? Я провёл в Hades достаточно времени, чтобы сделать ряд наблюдений.

  • У меня была версия для PS5. Какого-то эксклюзивного контента в сравнении с ПК изданием нету, зато супер-быстрые загрузки на месте.
  • Фишки DualSense работают странно. Они вроде бы и есть, а вроде и нет (например обратную отдачу триггеров я почувствовал только когда гладил Цербера). Вибрация как вибрация, ничего особенного. С другой стороны, геймплей Hades сам по себе не предлагает ситуаций, где понадобился бы Haptic Feedback
  • Визуально PS5 версия выглядит просто невероятно, дополнительный лоск ей придаёт качество арт-дизайна, за который игра в своё время получила пачку наград

О Hades на самом деле можно говорить очень долго. Уникальность этого проекта заключается в идеальном сочетании пресловутого Эроса и Танатоса — здесь одинаково интересно как бороться за выживание, так и погибать. Каждый раз после смерти Загрея игра открывает себя с новой стороны.

Борьба между Эросом и Танатосом идет с попеременным успехом и не прекращается ни на секунду. Важно помнить лишь то, что исход этой борьбы предопределен природой вещей и может быть только один – победу всегда одерживает Танатос.

Больше статей на Shazoo
Тэги: