Resident Evil Village
Талантливый хамелеон
Современные видеоигры иногда представляют собой не совсем то, чем кажутся на первый взгляд. В трейлере видишь одно, а на деле это лишь обложка. Уловка маркетолога: нам показывают, мы смотрим. В итоге конечный продукт может оказаться пустышкой, в которой толком нет ничего, кроме увиденного в роликах, а может проявить себя с разных и неожиданных сторон. Resident Evil Village — второй случай. В промо-материалах Capcom показала небольшой кусочек истории, в демоверсиии нам дали попробовать кусочки геймплея, и этого все равно недостаточно, чтобы объяснить и уж тем более понять, из какого теста сделан, возможно, главный хоррор (или все-таки не хоррор?) 2021 года.
Такой подход очень хорош. В рекламе демонстрировали необходимый минимум, остальное на совести игровой прессы, блогеров и самих игроков. Сарафанное радио никто не отменял. Друзья и знакомые будут рассказывать вам разное. Resident Evil Village - шутер от первого лица с элементами хоррора. И еще скажут, что там залихватское приключение с мощной динамикой и режиссурой. И ужастик про выживание, в котором местами есть омерзительные в своей жестокости и деталях моменты. Совершенно точно будут слухи про неспешную "бродилку" с загадками, и наверняка кто-нибудь упомянет что-то про ролевой жанр, оккультизм, ученых, мистику, монстров и "симулятор сбора всего подряд". Кому верить? Какие истории про Resident Evil Village правдивы?
На самом деле, почти все.
События Resident Evil Village стартуют вдали от злополучного особняка Бейкеров из седьмой части - где-то на территории неназванной страны из Восточной Европы. Итан Уинтерс, кажется, оправился от пережитых кошмаров и вместе с женой Мией живет в небольшом уютном домике. На лицо бытовая гармония: обсуждение планов на ужин, красиво накрытый стол, малютка-дочь Роуз на руках у любимой женщины. Идиллия быстро рушится и вот уже Итан просыпается в какой-то богом забытой деревне. В жену стреляли и что там с ней - непонятно, ребенок пропал. Все начинается по-новой, взбешенный мужчина громко кричит и ругается. Его можно понять.
Это все, что можно без спойлеров рассказать про сюжет, да в целом больше знать и не нужно. Плохое уже случилось, что с этим делать совсем непонятно. Вокруг полузаброшенная деревня и помощи там попросить тоже вряд ли получится. Поселение выглядит так, словно там накануне прошла чума и все жители разбежались. Картина пугающая и тревожная. Размытые дороги, ворота на ржавых петлях, покосившиеся избушки. В окнах слабо тлеют огоньки. Зашел в первый попавшийся дом: разбросана посуда, под ногами грязь вперемешку с кровью, брошенные вещи. Воет ветер. Я не могу сказать, что Resident Evil Village это страшная игра в полном смысле этого слова, но хочу отдать должное разработчикам из Capcom. Японская студия проделала колоссальную работу, чтобы мне, как игроку, зрителю и участнику в этой истории было неуютно.
Очень скоро становится ясно, почему все ушли. По деревне скачут и рыщут обозленные оборотни, их тут кличут ликанами. Тварь не особо опасная (для Итана), но надоедливая. Остановить такую можно парой метких выстрелов в голову, но придется постараться. Ликаны умеют и любят уходить вниз под прицел и передвигаются в основном группами. На рожон лезть не стоит. Я забаррикадировался в доме (здесь это отдельная механика, взятая из прошлых частей), чем выиграл немного времени. Собрал на коленке пару патронов (их тут можно крафтить прямо в бою), продумал тактику и уверенно навтыкал толпе мохнатых. Так Resident Evil Village из атмосферного почти иммерсив-сима (тут раскидано много записок!) превратилась в шутер.
Надо сказать, что шутер из Resident Evil Village, конечно, так себе. Разработчики добавили механике стрельбы деталей и монстры от попаданий в ноги падают, а пуля в тело заметно их тормозит, но какого-то кайфа от нажатия на курок в игре до сих пор нет. Также было с седьмой частью. Итан поднаторел в оружейных делах и одинаково ловко управляется с револьверами, дробовиком и снайперской винтовкой. Все пушки можно модифицировать и улучшать, делая огневую мощь выше, прицеливание точнее, а обоймы больше. С этим вопросом, как и с любыми моментами про ресурсы и снабжению, герою поможет безразмерный торговец, внезапно возникающий в разных локациях. Персонаж с гордым именем Герцог явно знает больше, чем говорит, иронично шутит и всячески поддерживает мистера Уинтерса.
Кроме прокачки Герцог готов предложить услуги повара, просто принесите ему мясо или рыбу, пойманные в окрестности деревни. В такой стряпне есть не только эстетический, но и практический смысл. Рыбная похлебка на постоянной основе добавит Итану выносливости, мясное блюдо накинет очков здоровья. Это будет весьма кстати, когда на героя в очередной раз прыгнет какая-нибудь тварь и отгрызет кусок плоти. Resident Evil Village показывает эти моменты натуралистично, без купюр. Все это видно в деталях, вызывает не то отвращение, не то дрожь. И да, к этому сложно привыкнуть - я за 12 часов так и не смог.
При этом сам герой относится к происходящему с нескрываемым раздражением и меня это чертовски порадовало - его реакция похожа на эмоции живого человека. Итан и другие персонажи тут за словом в карман не лезут и довольно часто (и к месту!) ругаются матом. Я прошел игру с русской озвучкой и могу подтвердить, компания “Софтклаб” использовала в нашей локализации мат и крепкие словечки.
Справедливое негодование Итана и стычка с ликанами в гнилой избе это начало большого и сложного пути. В поисках дочери ему предстоит иметь дело с самыми отмороженными и жуткими местными жителями. С некоторыми из них вы уже знакомы. Трехметровая графиня Леди Димитреску. Обаятельная злодейка живет в родовом замке с тремя дочерьми на окраине деревни. “Отпрысков” Альсины Димитреску зовут Белла, Кассандра и Даниэла, но их сложно запомнить. На фоне яркой матери девчата получили невзрачными и какими-то бестолковыми, слушать их совсем неинтересно, сражаться с ними - тоже.
Леди Димитреску - другой разговор. Вампирша не зря стала хедлайнером рекламной кампании, в самой игре она захватывает внимание и хорошо запоминается. Механика у нее напоминает Тирана из второй части. Великанша преследует Итана по всему замку и больно бьет его. Стук каблуков вы услышите издалека, хотя трепета и ужаса он не вызовет, всегда можно просто убежать. Поэтому персонаж Леди Димитреску интересен скорее как внезапный культурный феномен, нежели инновационный стимулятор для игрового процесса. Предположу, что при наличии большего количества экранного времени Resident Evil Village смогла бы лучше раскрыть дочерей Альсины, а ее саму одарить еще парочкой интересных моментов в геймплее.
На самом деле это довольно общая проблема в течение всей игры. Второстепенные герои в ней наделены интересными чертами, успевают показать, насколько безумны, успевают насолить Итану. Харизмой одарили почти все, а вот для раскрытия внутреннего конфликта у них времени не хватает.
Кроме роскошного замка Димитреску с его величественными залами и богатым убранством, Итана ждут гораздо менее приятные места. Полузаброшенная фабрика бешеного старика Гейзенберга запомнилась особенно. Там при всех прочих равных оказалось сложно выжить, а многоуровневая структура заставила напрячь мозги. Прибытие туда можно описать как момент, в котором Resident Evil Village превращается в шутер-ужастик на манер DOOM 3. Это довольно грубое сравнение, но на уровне эмоций оно ближе всего к тем переживаниям, которые я испытал.
Несколько часов я провел в особняке безумной марионеточницы Донны Беневенто, решая загадки. Это некий реверанс в сторону классического Resident Evil и те, кто впечатлится этим особенно, будут рассказывать вам, какая Village классная бродилка с загадками. А те, кому понравилась встреча с другим обитателем “Деревни” - Моро - скажут, что новая игра ничто иное, как динамичное приключение, в котором надо много бегать.
В конце каждой локации вас ждет схватка с боссом, но все они получились довольно однообразными. Там проверяют на прочность черепушку Итана и буквально лезут в карман, посмотреть достаточно ли там патронов. В итоге игровые ситуации с боссами сведены к единой схеме: собирай патроны, стреляй и бегай, когда большая тварь атакует. С последним, к слову, довольно тяжело. Механика передвижения в Resident Evil Village утяжеленная, как будто Итан двигается в таком киселе. Поэтому все перебежки в бою выглядят и ощущаются неловко.
Между путешествиями в сердце тьмы (читай — в новую локацию с боссом) Resident Evil Village включает метроидванию и неторопливый симулятор исследователя. Деревня в игре небольшая, но заполнена закрытыми дворами, потайными углами и неприступными постройками. Добраться до самых дальних получится не сразу, сначала нужно будет отыскать подходящий ключ, или другой артефакт, открывающий дорогу. Многие предметы дают только по итогам схватки с кем-то из боссов. Процесс нелегкий, небыстрый, но интересный и полезный с экономической точки зрения. В закоулках спрятаны дорогие сокровища, за которые Герцог отсыпет много денег.
К слову, страна, в которой разворачиваются события Resident Evil Village напрямую не называется, но местная валюта - леи, непрозрачно намекает на родину графа Дракулы, Румынию. Эти самые румынские деньги в игре хоть и падают прямо с убитых чудовищ, но уделив немного времени на поиск сокровищ раскачать дробовик и другие пушки до убойной мощности получится значительно быстрее.
Несмотря на обилие загадок и возможностей для исследования локаций я бы не рекомендовал неуважительно и невнимательно относиться к тому, как Resident Evil Village настойчиво подталкивает к прокачке. Лишние полчаса, потраченные на сбор ресурсов и продажу лута значительно облегчат жизнь на следующей большой территории. Особенно это касается вышеупомянутых битв с боссами и высокой сложности. Так эта игра в некотором роде мимикрирует под ролевые игры с их прокачкой и постепенным "ростом" персонажа.
Скриншот: Roman
Вот такая сборная солянка получилась, надо сказать, довольно вкусная. Resident Evil Village не лишена недостатков, но очень хороша в главном — у нее получается умело манипулировать темпом игры, предлагать разнообразные идеи и разбавлять рутину геймплея интересными ситуациями. Тут я смею подтвердить вам слова тех. кто сказал, что новая игра Capcom это эффектно поставленный экшен и красиво срежиссированный хоррор. Все это правда.
Если говорить языком метафор, Resident Evil Village это такой талантливый хамелеон, который в нужный момент адаптируется под ситуацию. Там где это уместно - дает "Дума", иной раз неторопливо ведет по темному коридору на манер P.T., а иногда и вовсе превращается в "Индиану Джонса" от первого лица. Получилось этакое комплексное упражнение от Capcom, в котором японские разработчики в очередной раз (это я про Resident Evil 7 сейчас вспоминаю) сделали классную игру, ориентированную на массовый рынок.
Resident Evil Village сочетает в себе несколько жанров, переключается между ними без стеснения и за счет этого повторное погружение Итана Уинтерса в кошмар смотрится как логичное продолжение и правильное развитие идей, заложенных в седьмой части. Нам нужно больше таких игр и теперь есть повод изо всех сил ждать девятую часть, благо задел на завершение трилогии разработчики оставили очень хороший.
- Мобильные порты Resident Evil теперь требуют онлайн-подключения для игры
- Capcom стала владельцем Minimum Studios — команда делала анимации для Resident Evil 4 и Dragon's Dogma 2
- СМИ: Порты Resident Evil, Death Stranding и Assassin’s Creed Mirage для устройств Apple продаются слабо